Четверг 25 Апреля 2024 года

С великими рядом легче дышать, мыслить, творить

«Исследование прошлого –
одно из самых увлекательных занятий. Порой открываются такие пласты истории,
что подтверждают
общепринятые версии,
а иные заставляют по-новому увидеть и оценить минувшее».
Историк Василий Ключевский

В бесспорной увлеченности и ярких результатах исследователей, принявших участие в научной конференции «Алексей Николаевич Толстой и Детскосельская художественная колония 1930-х годов», убедились все, кто побывал на этой встрече в Историко-литературном музее города Пушкина.

В зале заседаний присутствовали краеведы, жители и гости нашего города, литературоведы, историки, сотрудники музеев и архивов, педагоги и учащиеся из Санкт-Петербурга и Пушкина, Москвы, Саратова, Татарстана, Казахстана.

Приветствуя участников конференции, директор музея Наталья Петрова рассказала о том, как много встреч, бесед, экскурсий, лекций прошло в год 135-летия Алексея Николаевича Толстого, какой интерес вызывают личность и творчество писателя, а также круг его знакомых и друзей, образовавших в Детском Селе в 1930-е годы «художественную колонию».

Увидеть и оценить минувшее
Конференция началась с показа документального фильма «Пишет, как дышит», созданного учащимися лицея № 408 под руководством заведующей отделением дополнительного образования Марии Семаковой и педагогом Любови Дзись. Ребята взяли интервью у Ивана Никитича Толстого – российского филолога и историка литературы, внука писателя. Иллюстрацией к фильму стали инсценировки эпизодов из жизни писателя. Как считают авторы, на поиск подходящих для съемок мест, предметов одежды и быта было потрачено много времени, но именно благодаря этому фильм получился живым и правдоподобным.

Не многие знают, что в XX веке в данные техпаспорта здания на Церковной, 6 вкралась ошибка: после восстановительного ремонта в 1955 году дом был представлен как вновь построенный и снят с учета как историческое здание. Об этом рассказал старший научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры Санкт-Петербурга Михаил Микишатьев.

Благодаря архивному поиску докладчика и его высокопрофессиональной экс-пертизе был документально подтвержден период постройки деревянного дома для В. И. Вуича (1880-е годы) архитектором А.Ф. Видовым. Это позволило в 2001 году включить здание в Список вновь выявленных объектов культурного наследия регионального значения. По оценке специалиста, построенное «на века», пережившее разные исторические катаклизмы здание остается подлинным и может быть восстановлено.

Куратор музейной выставки А.Н. Толстого председатель организационного комитета подготовки конференции старший научный сотрудник Историко-литературного музея города Пушкина Наталья Давыдова остановилась на детскосельском периоде жизни писателя.

– С великими рядом легче дышать, мыслить, творить в любые времена, – отметила она. – На примере судеб литераторов и деятелей искусства «Детскосельской художественной колонии» можно проследить трансформацию художественной среды под воздействием общественных перемен новой советской действительности. Обращаясь к событиям той эпохи, мы можем констатировать: несмотря на все сложности и противоречия, жесткость нравов советской жизни, русское искусство и литература не только выстояли, но и существенно обогатили отечественную культуру многими творческими откровениями. Подробности участия членов «колонии» в общественной жизни Детского Села, публикации на страницах газеты «Большевистское слово» (ныне «Царскосельской газеты») нам еще предстоит выявить, изучить и опубликовать в ближайшее время, участвуя в работе по созданию литературного музея в доме Вуича–Толстого, – считает исследователь.

Тандем писателя и художника
«Дружба А.Н. Толстого и художника Б.Б. Малаховского» – тема еще одного доклада, сделанного петербургской художницей Станиславой Малаховской. Прадед докладчицы  Бронислав Малаховский – первый иллюстратор сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Писатель и живописец были связаны многолетними искренними, теплыми отношениями, содружеством в творчестве, свойственным «художественной колонии». Знакомые нескольким поколениям советских детей образы Мальвины, Буратино, Пьеро, Дуремара Бронислав Брониславович находил в чертах близких ему людей, членов семьи.

Многие исследователи творчества писателя отмечают, что герои прозы Толстого просятся быть «оживлёнными». Настоящим откровением на конференции стал показ научным сотрудником Литературного музея Пушкинского Дома Е. Я. Монаховой иллюстраций знаменитого русского художника Ивана Билибина к роману Толстого «Петр I». Как известно, роман писался в том числе и в Детском Селе. Созданные минимальными средствами графические изображения героев повествования поражают индивидуальностью, яркими характерами.

Доклад хранителя музейных предметов фонда «Графика» Историко-литературного музея города Пушкина Марины Нехай «Художник К. Петров-Водкин в Детском Селе» открывает еще одну, не известную многим страницу культурной жизни нашего города в 1930-е годы.

Литературные истории
Не только писатель, но и его дом в Детском Селе, события, происходившие в нем в разные годы, стали объектом многих исследований. «Анна Ганзен и Ольга Берггольц. К истории встречи в Доме творчества в Детском Селе» – так назвала свой доклад кандидат филологических наук Наталья Прозорова. Исследователь обращается к истории знакомства молодой поэтессы и переводчицы скандинавской литературы Анны Васильевны Ганзен (1869–1942) весной 1941 года. Детское Село стало местом драматичных событий в жизни Ольги Берггольц – здесь в 1936 году тяжело болела ее дочь, здесь в ночь с 13 на 14 декабря 1938 года Берггольц была арестована по сфабрикованному обвинению в контрреволюционной деятельности.

– Из Детского Села она была увезена в тюрьму, где пробыла до 3 июля 1939 года, когда была освобождена за недоказанностью обвинений. В марте 1941-го Берггольц отправилась в Дом творчества в надежде восстановиться после перенесенной невралгии, но само место бередило незаживающие раны. Именно тогда ее увидела Анна Ганзен и написала стихотворение «Вот ведь ты какая…». Не известный до сих пор текст обнаружила Наталья Прозорова в архиве переводчицы в Рукописном отделе Пушкинского Дома. Стихотворение Ганзен, посвященное Ольге Берггольц, датировано 7 апреля 1941 года – днем отъезда поэтессы в Ленинград, и имеет указание на место написания: город Пушкин.

Не известные ранее тексты, относящиеся к периоду расцвета «Детскосельской художественной колонии» 1930-х годов, периоду дружбы писателей в доме А. Толстого, прозвучали в докладе старшего научного сотрудника Государственного музея К. А. Федина (г. Саратов) Ирины Ткачевой. Она рассказала, что в фондах их музея находится более 50 тысяч единиц хранения, связанных с писателем Константином Фединым (начиная с 1922 года), в том числе его мемуарная проза. Исследователь познакомила участников конференции с набросками Федина к книге воспоминаний.

Татьяна ГОРШКОВА, сотрудник Историко-литературного музея города Пушкина

Из мемуаров Константина Федина
«Алексей Толстой и Вячеслав Шишков лежат рядом – на Новодевичьем кладбище, в Москве. На этом кладбище накопилось за последние десятилетия нашей литературной истории много могил с писательскими именами. Хочется сказать – слишком много. Но истории незнакомо это слово – «слишком». Она создает малое и великое, но не создает лишнего…

Но на Новодевичьем, правда, много могил писателей, и среди них – двух добрых соседей, Толстого и Шишкова. Меня поразили две случайности: первая – что они умерли почти одновременно, и вторая – что они легли рядом. Я привык их видеть рядом живыми. И когда Шишкова закапывали обок со свежей могильной насыпью Толстого, я с ясностью необыкновенной видел – нет, лучше – не видел, а смотрел на них – живых.

Я смотрел на них в Екатерининском, или в Баболовском, или Александровском парках Детского Cела. Смотрел за чайным столом у Шишкова или в кабинете Толстого, в том же Детском Cеле. Смотрел у себя дома, на Литейном, в Ленинграде, или у себя же в Зубовском флигеле Екатерининского дворца, опять все в том же Детском Cеле. И так это осталось навсегда: когда я вспоминаю их могилы, я думаю о них – живых и непременно об обоих вместе, и если подумаю о Толстом, то вспомню тотчас Шишкова, и наоборот…

Я с удивлением оглядываюсь на свою жизнь. Не потому, что она чем-нибудь исключительна, – нет. Просто я никогда не ждал, что она будет такой долгой. Наш век не удивишь необычайными биографиями – им нет числа. И я уверен, героические жизни характеризуют собою этот век наиболее точно. Но многие явления складываются из малозаметных черт, а в таком явлении, как литература, всегда больше семян, чем всходов. Мне кажется, что художники, писатели, составляющие среду, в которой родится искусство, чаще всего хорошо задуманы природой и очень редко – ею до конца выращены. Но само явление в целом – сама литература, родившись, растет, послушная развитию общества в гораздо большей степени, нежели отдельный писатель послушен своей природе художника».

Вестник администрации, № 16, 15.10.2018

Добавить комментарий