Четверг 28 Марта 2024 года

Живое искусство

По-домашнему прошло в Историко-литературном музее города Пушкина открытие выставки, посвященной100-летию художника Алексея Можаева.

На церемонии присутствовало много его друзей, потомки мастера, коллеги, почитатели, ученики. Вспоминали с сердечностью главную его помощницу Маргариту Николаевну Сабинину. Ее монография-альбом о живописце стала «бестселлером» для любителей русского искусства, настольной книгой для нескольких поколений специалистов. Дочь художника Наталья, помогавшая в создании альбома, провела большую исследовательскую работу, уточнив адреса коллекций, где сегодня находятся полотна мастера. Она предоставила на выставку картины из семейного архива и уже не в первый раз сделала щедрый вклад в музейное собрание – в течение последних лет передала в музей 12 живописных и 23 графических произведений художника. Наталья Алексеевна поделилась воспоминаниями о творческой атмосфере в ее семье, тесно связанной с кругом пушкинской интеллигенции сороковых-девяностых годов прошлого века. Семью Можаевых хорошо помнят в нашем городе – на вернисаже можно было встретить как героев экспонируемых портретов, так и их потомков.

Из истории творчества
100-летний юбилей художника стал поводом проведения в Историко-литературном музее «круглого стола», посвященного двум замечательным педагогам, выдающимся личностям – Алексею Васильевичу Можаеву и Ольге Дмитриевне Форш, их жизни и творческой дружбе.

Еще до революции Ольга Форш жила в Царском Селе, готовилась стать живописцем, брала уроки у художника Павла Чистякова. Она была дружна некоторое время с Иннокентием Анненским. В период Первой мировой войны Чистяков помог Ольге Форш, предоставил ей с детьми жилье на территории своей мастерской в Пушкине на Московском шоссе.

Художнику Алексею Можаеву в начале 1950-х годов в Пушкине также довелось жить в доме Чистякова – мастерская служила ему с семьей также и жилой комнатой. Там произошла встреча художника с Ольгой Форш, к тому времени известной писательницей, жившей по соседству в поселке Тярлево. Как записала Маргарита Сабинина, «знакомство произошло в 1955 году. Ольга Дмитриевна посетила дачу Чистякова, взяла на руки темноволосую дочь Наташу и порекомендовала родителям строго следить за ребенком, чтобы его не украли цыгане». С этих пор началась их дружба. Ольга Дмитриевна трудилась над историческими романами. Алексей Васильевич любил ездить на велосипеде из Пушкина в Тярлево, где много работал – делал по заказу Ольги Дмитриевны эскизы, а затем и ее портреты.

В доме Можаевых
В гостеприимном доме Можаевых каждый пришедший чувствовал себя уютно и комфортно – хозяин был не только трудолюбивым, требовательным к себе мастером, но и душой компании, любящим шутки и байки. Об этом рассказал на «круглом столе» доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного аграрного университета Валерий Обухов. Начиная с 60-х годов он преподавал в сельскохозяйственном институте вместе с Маргаритой Сабининой, быстро подружился с ней, а также со всей семьей Можаевых. На протяжении четверти века длилось общение ученого с художником.

– Он жадно впивался во все окружающее и постоянно делал зарисовки: в метро, поезде, перед телевизором, в дороге, – вспоминает рассказчик. – Меня поражала работоспособность и абсолютная отдача этого мастера. Вся мастерская (как, собственно, и квартира художника) была заставлена огромным количеством этюдов. Он относился к тем редким живописцам, которые не себя любили в искусстве, а искусство в себе. Исключение составляли заказные портреты членов Политбюро, которые нужно было писать к красным датам календаря.

Два портрета
На нынешней музейной экспозиции находятся сразу два портрета Ольги Форш, написанных Можаевым в Тярлево. У каждого своя история. Один из них –1956 года, хранится в Историко-литературном музее – цифровая копия живописного произведения 1951 года. На память о завершении работы литератор написала в подаренной живописцу книге: «Талантливому художнику, подчас моему мучителю, милому Алексею Васильевичу Можаеву от Ольги Форш». В 1957 году порт-рет экспонировался в Русском музее, был выкуплен художественной комиссией, его судьба долго оставалась неизвестной, потом следы отыскались в Луганске. Историко-литературный музей обратился к коллегам Луганского художественного музея с запросом. Оказалось, что работа сохранена, находится в постоянной экспозиции. К сожалению, луганские коллеги в силу многих причин не смогли приехать на эту выставку, но прислали в Пушкин цифровую копию портрета. Копирование и багет были выполнены на средства Региональной общественной благотворительной организации социальной помощи Ротари–клуба «Пушкин – Царское Село» и Ротари–клуба «Сочи».

– Многим кажется, что всем понятное искусство середины XX века – это отжитое прошлое, что реалистическая живопись угасает, но я с этим не соглашусь, – поделилась мнением доцент Петербургского государственного института живописи, скульптуры, архитектуры им. И.Е. Репина Ольга Полякова. – Хочу признаться в любви и благодарности своему учителю Алексею Васильевичу Можаеву. Сама преподаю уже много лет и всегда рассказываю о нем ученикам и действую, как он, считая, что должна быть такая ниточка, что может переходить из поколения в поколение.

Увидеть полотна нашего земляка в Историко-литературном музее города Пушкина можно в часы работы музея до 8 января 2019 года.

Татьяна ГОРШКОВА, сотрудник Историко-литературного музея г. Пушкина

Вестник администрации, № 17, 29.10.2018

Добавить комментарий