Избранное в фотографиях
В администрации Пушкинского района открылась выставка «Избранное» Хариса Шахмаметьева – известного петербургского фотографа, лауреата премии Екатерины Дашковой Петербургского библиотечного общества, почетного работника общего образования, члена правления Российского творческого союза работников культуры и Многонационального союза писателей, преподавателя Дворца творчества Пушкинского района.
На выставке представлены уникальные черно-белые и цветные фото, запечатлевшие известных во всем мире мэтров искусства, литературы и кино и виды Санкт-Петербурга и Царского Села, пейзажи, фотопортреты.
Ленинградец по рождению и по духу Харис Зарифович родился в 1948 году. Отец его работал в кочегарке, дед – истопником в Академии наук, а мама – служителем музея. О своем детстве и о том, как семье приходилось бедствовать в то время и как в целом протекала жизнь в Ленинграде, фотограф рассказывает в своем автобиографическом очерке «Музейное детство» в журнале «Невский альманах».
Свои первые любительские фотографии он начал снимать на фотоаппарат «Смена 5», фотографировал строящиеся кварталы нового Автово, куда переехал вместе с семьей, снимки печатал в ванной. Свой первый гонорар Харис заработал, когда ему пришлось делать репродукции для диплома по искусствоведению своей соседке. Был у Хариса и первый учитель фотографии – друг отца дядя Петя, побывав в гостях у которого и увидев современные тогда фотографические принадлежности – пленки Agfa, Kodak, бобины, химическую посуду, мальчик навсегда влюбился в эту профессию.
Профессионально учиться фотографии Харису довелось позже в кружке ДК имени Кирова, где он окончил двухгодичные курсы рабочих корреспондентов, а затем – с отличием Университет рабочих корреспондентов при Доме журналистов. Удостоверение об окончании этих курсов ему вручал ректор А.И. Бродский – отец будущего нобелевского лауреата Иосифа Бродского. Затем молодой человек учился в художественном профессионально-техническом училище № 11, три года в вечерней школе, посещал занятия в фотоклубе Выборгского ДК и в изостудии ДК им. Газа. В 1970 году поступил на заочное отделение факультета журналистики Ленинградского государственного университета, продолжая посещать фотоклуб, а после его закрытия перебрался с коллегами в Дом дружбы на Фонтанке.
В конце 1968 года Харис пришел работать фотолаборантом на ДСК № 3, где его шефом был фронтовой фотокорреспондент Павел Машковцев. Тогда Шахмаметьев получил опыт как портретных, так и репортажных съемок. В 1974 году перешел в Комбинат живописно-оформительского искусства. Там состоялась его первая выставка, где были представлены фотографии большого формата: пейзажи, портреты, строительство новых кварталов – всего около 50 работ, оформлять которые пришлось самому. Выставка пользовалась большим успехом, после нее даже осталась книга отзывов с положительными комментариями. Позже работы Хариса многократно были представлены на разных площадках, пять выставок прошли в Русском музее.
Самой памятной для него стала экспозиция «Письма с фронта», приуроченная к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Она проходила в городе Пушкине, в Центральной районной библиотеке им. Д.Н. Мамина-Сибиряка. Там было представлено около двухсот исторических документов: писем и фронтовых фотографий, в том числе дневник воентехника Евгения Верещагина, который он вел с 22 июня 1941 до середины 1942 года. Сейчас этот исторический документ находится в Президентской библиотеке. Памятными также стали выставки «Битва за Берлин» и «Отражение времени». Первая состоялась в Ленэкспо, а вторая – в Духовно-просветительском центре Царскосельского благочиния при храме преподобного Сергия Радонежского в Фуражном переулке в городе Пушкине.
Искусство фотографа разнопланово, Шахмаметьев объездил всю страну от Москвы до Владивостока. Снимал в Воронеже, Барнауле, Таганроге, Казани, Пскове, Находке. Много работал с музеями, снимал подлинные письма Александра III, Пушкина для создания факсимильных копий. Работал с художниками над экспозициями музеев Блока, Суворова, в Казанском и Псковском музеях-заповедниках, Таганрогском краеведческом музее. Сейчас всего и не вспомнить.
Широкую известность в области фотографии Харис Зарифович приобрел в начале девяностых годов, когда стал фотографом Строгановского фонда, образованного в целях воссоздания Строгановского дворца. Его основателями стали директор Театрального музея Наталья Метелица и баронесса Элен Строганова, а также ее многочисленные друзья из высшего общества, в числе которых был Ив Сен-Лоран. Харис одним из первых фотографировал приезд членов клуба в Санкт-Петербург. На его фото в интерьерах Эрмитажа и Русского музея запечатлены Галина Вишневская с дочерью Ольгой, потомки старинных фамилий, в числе которых были Бобринские, Нарышкины и Горчаковы, а также иностранные гости – принц Майкл Кентский с супругой, генеральный спонсор Метрополитен-опера баронесса Эн Басс, семейство Эрмес, Катрин Денев. Кстати, фотография последней хранится в коллекции Русского музея, ее также можно увидеть на выставке в Пушкине.
Стоит добавить, что все, кто попадает на выставку «Избранное», очарованы магией мастера. При этом его работы реалистичны, в них нет искусственного «улучшения», использования дополнительных эффектов и фильтров. Даже панорамные снимки он составляет из нескольких фотографий – и как! Не догадаешься. Посетители подолгу стоят перед снимками, то ли вдруг вспомнив что-то свое, то ли погрузившись в волшебный мир, добрый и светлый, который щедро дарит нам фотохудожник.
Подготовила Татьяна ШАПОВАЛОВА
Фото Ирины ВЛАДИМИРОВОЙ
Вестник администрации, № 20 от 29.11.2018
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.