Среда 19 Декабря 2018 года
Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Сначала любить, потом учить

27 ноября в Центре детско-юношеского технического творчества и информационных технологий Пушкинского района состоялась городская научно-практическая конференция музеев образовательных учреждений Санкт-Петербурга «Столица образования». В ней приняли участие представители 44 школ и учреждений дополнительного образования из 13 районов Петербурга. В совокупности все доклады, прозвучавшие в этот день, дают представление о том, как развивалась система среднего и дополнительного образования в России.

До начала XIX века в России по существу не было единой системы учебных заведений. Она стала складываться при императоре Александре I. В 1802 году после министерской реформы возникло восемь новых министерств, в том числе Министерство народного просвещения. В 1803 году по «Предварительным правилам народного просвещения» в каждом губернском городе «для нравственного образования граждан» должны были открываться приходские училища, уездные училища, губернские училища или гимназии и университеты.

7 сентября 1805 года в соответствии с этими правилами в Санкт-Петербурге открылась губернская гимназия, остававшаяся почти четверть века единственным в городе казенным средним учебным заведением для мальчиков. Об уникальных музейных экспонатах, о людях, событиях и традициях Второй Санкт-Петербургской гимназии рассказала Ирина Денисова, руководитель музея истории Второй гимназии Адмиралтейского района. В 1905 году по случаю 100-летнего юбилея гимназии было присвоено имя императора Александра I. После революции школа несколько раз переименовывалась, чтобы в итоге вернуться к прежнему названию. Учениками и выпускниками гимназии в свое время были сыновья А.С. Пушкина А.А. и Г.А. Пушкины, этнограф и путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай, юрист А.Ф. Кони, председатель Совета министров министр финансов В.Н. Коковцов, архитектор Н.Е. Лансере, дирижер Е.А. Мравинский и другие.

Людмила Дейкова, заместитель директора по научно-методической работе 321-й школы Центрального района рассказала о Первой Санкт-Петербургской классической гимназии и о об особенностях гимназического образования в России конца XIX – начала XX веков. Школа № 321 является правопреемницей гимназии. Гимназию можно назвать альма-матер русского скаутинга (разведчества). В 1910 году преподаватель латыни В.Г. Янчевецкий (писательский псевдоним – Василий Ян) создал из числа гимназистов один из первых скаутских отрядов в России «Легион юных разведчиков». Среди известных выпускников гимназии были Л.М. Чичагов, А.И. Бекетов, М.И. Глинка. В 1955–1963 годы в ней учился директор ГМЗ «Царское Село» И.П. Саутов.

О том, что в любые времена педагогам, а также преподавателям дополнительного образования надо руководствоваться правилом «Сначала любить – потом учить», говорил в своем докладе создатель и руководитель музея школы Карла Мая Никита Благово. Функция педагога дополнительного образования очень важна в формировании и воспитании личности. У педагога, идущего в поход, множество возможностей, чтобы понять индивидуальность каждого ученика. Никита Владимирович рассказал, что стал создавать музей 24 года назад. Он формировал его экспериментально, по крупицам, шаг за шагом, находя телефоны тогда здравствующих гимназистов, адреса потомков выпускников. Сначала музей располагался в двенадцатиметровой комнате, а ныне занимает более 200 метров. Тогда было 5 витрин, а сейчас только стендов насчитывается 26. Экспозиция содержит подлинные экспонаты, относящиеся к 162-летней истории учебного заведения, основателем которого был известный петербургский педагог К.И. Май. В школе до революции существовало множество кружков. Например, в литературном кружке издавался журнал, где писал Глеб Успенский. Даже первый в России авиационный кружок был открыт именно в школе Мая в 1910 году. И всегда педагоги образования следовали принципу «Сперва любить, потом учить, потом образовывать». Учениками и выпускниками школы были художники А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, В.А. Серов, Н.К. Рерих, а также филолог Д.С. Лихачев.

Интересный доклад «Религиозное образование и гимназический храм в системе духовно-нравственного воспитания гимназистов» сделала Татьяна Бровкина, заместитель директора ЦДЮТТИТ, заведующая Музеем Императорской Николаевской Царскосельской гимназии. Гимназия открылась в Царском Селе 8 сентября 1870 года. Во главу дореволюционного обучения ставились религиозное образование и воспитание, главной задачей которых было взрастить личность, верную царю и Отечеству. Священник всегда присутствовал на вступительных экзаменах. Его подпись стояла в аттестате зрелости третьей – после директора и инспектора. Закон Божий был единственным предметом в программе классической гимназии, который преподавался с приготовительного по выпускной класс. Молитвой всех учеников и преподавателей начинался учебный день, ею и заканчивался. Церковь, действующая до революции в стенах гимназии, носила имя Рождества Пресвятой Богородицы. Помещение церкви, устроенное в форме креста по проекту архитектора Ипполита Монигетти, завершалось высоким куполом. Она размещалась на втором этаже здания. Здесь в 1902 году прошли две панихиды по Николаю Гоголю и Василию Жуковскому в честь 50-летия со дня кончины литераторов. 6 февраля 1911 года в нем венчались выпускник гимназии Николай Константинович Случевский и Людмила Николаевна Эксе. 4 декабря здесь был отпет директор гимназии поэт Иннокентий Анненский. Через два года гимназия отметит 150-летие со дня основания, а ее музей – свое первое пятилетие. К этим датам необходимо восстановить гимназическую церковь, которая находится в аварийном состоянии. Это стало главным посылом выступления Татьяны Бровкиной.

В этот день также прозвучали доклады, посвященные старейшим школам Санкт-Петербурга и их музеям: Царскосельской Мариинской гимназии, Женской рукодельно-хозяйственной школе купцов Елисеевых (24-я гимназия им. И.А. Крылова Василеостровского района), гимназии принцессы Е.М. Ольденбургской, Павловскому институту благородных девиц, Царскосельскому Реальному училищу Николая II (500-я школа Пушкинского района). Не обошлось без рассказов о блестящих педагогах прошлого и их выдающихся учениках – главном достижении любого учебного заведения.

Владимир Аксельрод, заслуженный работник культуры РФ, методист Аничкова дворца, который закрыл конференцию, посетовал, что в Санкт-Петербурге нет отдельного государственного педагогического музея, и здесь неоценима роль школьных музеев, хранящих память об истории своих учреждений. В целом конференция наглядно показала, что лучшие традиции дореволюционного образования продолжаются и сегодня.

Марина ОРЛОВА

Царскосельская газета, № 45 от 6.12.2018

Добавить комментарий