Пятница 26 Апреля 2024 года

Все начинается с детства

Коллекция Историко-литературного музея города Пушкина пополнилась новыми материалами периода советской эпохи – альбомами и фотографиями из жизни пушкинского детского туберкулезного санатория «Малютка».

Групповые снимки улыбающихся малышей, сидящих рядом со взрослыми в белых халатах, прогулки ребятишек на природе в сопровождении воспитателей, фотографии обеда в большой столовой, занятий с музыкальным руководителем…

Материалы и рассказы о жизни лечебного учреждения передала в музейный фонд медицинская сестра Дакмара Кирилловна Лисс, биография которой тоже достойна быть представленной в музее. Минувшей осенью она завершила свой трудовой путь длиной в 60 лет, весь его посвятив санаторию «Малютка». За многолетнюю добросовестную работу ей присвоено звание «Ветеран труда». Более пяти тысяч ребятишек «прошли через ее руки» в санатории. Среди многочисленных грамот и благодарностей, полученных за долгий период, – нагрудный знак «За милосердие», который Дакмара Кирилловна считает своей главной наградой. Без милосердия, чуткости, бескорыстия и даже жертвенности служение больным детям невозможно.

На пути к призванию
Родилась Дакмара в Невельском районе Псковской области в сентябре 1937 года в дружной и любящей рабочей семье. Отца расстреляли фашисты в декабре 1942 года за связь с партизанами, трое маленьких детей остались с мамой. Взрослели не по годам, в нужде и лишениях необычайно ценили чувство сострадания, доброту и справедливость. Маленькая Дакмара умела сказать братишкам: «Поможем маме – она устала…», и мальчики вместе с сестрой самостоятельно хозяйничали, поддерживали в доме порядок, стремились окружить маму заботой.

Жизнь в Псковском крае и в послевоенную пору была очень тяжелой. В Пушкине с давних времен на улице Революции жили две ее тетушки, которые в 1954 году пригласили девушку «попытать счастья» в городской среде. Так началось знакомство с городом, ставшим ей родным. Соседка помогла устроиться санитаркой в санчасть военного училища. Дакмара работала там, а после сокращения пришла в цветочный комбинат на улице Коммунаров – хоть к работе и не «прикипала сердцем», как к медицине, зато ей предоставили общежитие. Жила в многонаселенной комнате, работала, вечером училась на двухгодичных курсах медсестер в обществе Красного Креста.

Когда получила диплом, разволновалась: взят рубеж, к которому так стремилась! Она привыкла к самостоятельности, в руках теперь была профессия, и хотелось сразу получить интересную работу, где зарплата повыше и отпуск длиннее. Санаторий «Малютка», куда ее порекомендовали, оказался таким местом. 28 января 1958 года девушку приняли в лечебное учреждение на должность медицинской сестры.

– Это было так, словно я перенеслась в сказку, – вспоминает Дакмара Кирилловна. – Здание, куда я пришла, поражало внутренней отделкой комнат полуколоннами, старинными каминами, шахтой для лифта с ажурной сеткой, необычайно уютной атмосферой. После войны мне доводилось жить в сарае, в бывшей бане, когда кругом были разруха и холод. И вдруг увидеть такую красоту. Радостно было за детей, которые здесь лечились.

Из истории санатория «Малютка»
В 1869 году на участке Московского шоссе, напротив Фридентальской колонии, открылась лечебница. Высочайшим указом действительному статскому советнику Александру Леонтьевичу Эберману был пожалован участок в 4-м квартале Царского Села в Отдельном парке «для устройства заведения для пользования минеральными водами и специальной лечебницы для лечения грудных болезней сжатым воздухом». В 1907 году здание лечебницы досталось наследнику, доктору медицины А.А. Эберману. Царскосельский воздух считался в Петербурге частью лечения. Не случайно вблизи этого места, между парковой Старопавловской дорогой и Павловским шоссе, были выстроены три здания царскосельского санатория, и в 1907 году там открыли лечебницу для детей, больных туберкулезом костей, нуждающихся в отдыхе и лечении чистым воздухом.

Главное двухэтажное каменное здание лечебницы в 1910 году было перестроено для сенатора С.П. Фролова с использованием деталей неоклассицизма и модерна и превратилось в выразительный особняк с фронтонами, башенками, балконами, крытыми верандами, окнами различной формы. Празднично выглядели барельефы с изображением гирлянд с цветами, фруктами, грифонами.

После революционных событий 1917 года в царскосельских особняках расположились здравницы. В 1920 году, в период разрухи в стране, в лечебнице Эбермана по инициативе А.М. Горького организовали Дом отдыха для ученых. Не случайными в Детском Селе, где главными обитателями становились юные жители Страны Советов, стали следующие хозяева особняка. В 1927 году здесь был открыт санаторий на 75 коек для обслуживания слабых детей в возрасте от 9 месяцев до 3 лет. С 1939 года он стал называться «Детский санаторий № 1 в городе Пушкине».

30 июня 1941 года в связи с объявлением военного положения медицинское учреждение было законсервировано. По счастью, здание пережило фашистскую оккупацию, и весной 1946 года начались работы по его восстановлению. Оно было возрождено как туберкулезный санаторий для детей раннего возраста, который в 1964 году был переименован в санаторий «Малютка» Главного управления здравоохранения.

«Дети – это счастье…»
– Дети – это счастье, когда с ними проводишь много времени, – говорит Дакмара Кирилловна. – Я начинала работать в группе, состоявшей из 32 детишек в возрасте от трех до трех с половиной лет.

Для молодой девушки, не имеющей собственных детей, работа с малышами – подарок судьбы: такие они хорошие, забавные, любопытные, стараются слушать взрослых, смешно подражают им. Все они имеют предрасположенность к туберкулезу – положительные реакции Манту, Пирке, больных родителей. На три месяца эти дети оставались без родителей, под нашим попечением, и мы должны были сделать все, чтобы вернуть малышам полноценное здоровье.

Конечно, работая в детском учреждении, кроме профессионализма надо обладать особыми чертами характера, обязательно – добротой, отзывчивостью, интуицией, юмором, совестью. Все 60 лет я работала в санатории палатной медицинской сестрой, в разные годы – в разных возрастных группах. На первый взгляд, это монотонный труд, каждый день одинаков: подъем малышей, зарядка, умывание, завтрак, прием лекарств и так дальше по заведенному порядку. Но каждый день проходит по-своему – дети становятся чуть-чуть старше, приобретают новый опыт, совершают разные поступки. Мы, взрослые, помогаем им во всем. Малыши не могут сказать, что их тревожит, беспокоит, у них одна реакция – слезы. Что делать в таких случаях? Бывает, ребенка никак не успокоить, и тогда берешь его, крепко-крепко прижимаешь к себе, потом немного отпускаешь… И вот уже он смотрит на тебя с удивлением, слушает твои слова. А как они, становясь чуть старше, реагируют на твою похвалу, как гордятся, если просишь помочь раздать всем картинки или игрушки, как любят слушать перед сном сказки!

На прогулку идем – собираем обувь, ботиночки их снимаем с батареи, чтобы сухие и теплые были. Смотрим – а они и нашу, взрослую, обувь тоже поставили на батарею – позаботились!

Памятные фотографии
Коллектив санатория во все годы моей работы был удивительный, очень дружный – 75 сотрудников: медсестры, санитарки, врачи. А детишек в начале моей работы мы набирали в санаторий до 115 человек – в 5 групп. Фотографии в альбоме, подаренном музею, – свидетели многих лет жизни здравницы.

На групповом фото медсестер – одна из ветеранов Берта Давыдовна Милякова, долго трудившаяся старшей медсестрой. В 1960 году я собиралась уйти из санатория из-за отсутствия жилья, но она меня не отпустила, тогда мне дали место в общежитии, где мы с ней жили в семиметровой комнате. Вот окруженная детьми моя первая старшая медсестра Серафима Степановна Удальцова. Она меня принимала на работу.

Мой первый главный врач Мария Яковлевна Садикова – прирожденный руководитель и педагог. Все любили на этом посту и Анатолия Васильевича Петрова, который пришел к нам из детской поликлиники. В 1980–90-е годы более 20 лет работала главным врачом Лия Васильевна Решетова, ее сменила Марина Борисовна Михайлова. В центре малышовой группы мы видим сотрудницу Ольгу Афанасьевну Плякину, она совсем молоденькой к нам пришла. На прогулке с детьми – две медсестры – Ольга Михайловна Рябкова и Анна Петровна Николаева, удивительной доброты люди. Прекрасной санитаркой была Анна Савельевна Аристова, любимица детворы, на фото видно, какая у нее улыбка! Творческими способностями отличались воспитательницы Алла Юрьевна Попилыш и Татьяна Валентиновна Ярошенкова. А медсестру Анастасию Захаровну Пашкову все звали просто «Захаровна», она пользовалась большим авторитетом и уважением. Эти сотрудники – только маленькая часть коллектива, которому я очень благодарна за свою жизнь. Вместе с ними я научилась быть всегда дисциплинированной, терпеливой, внимательной, но главное – любить детей!

Татьяна ГОРШКОВА, сотрудник Историко-литературного музея г. Пушкина

Царскосельская газета, № 47 от 20.12.2018

Добавить комментарий