Пятница 26 Апреля 2024 года

Японская серия Василия Верещагина

В декабре-январе в библиотеке им. Д.Н. Мамина-Сибиряка проходит выставка «Японские картины Василия Верещагина». И это не случайно. Наверное, мало кто знает, что всемирно известный русский художник учился в Царском Селе в Александровском кадетском корпусе для малолетних.

Василий Верещагин родился в Череповце в обеспеченной семье в 1842 году. Уже в 1850 году его определили в кадетский корпус, располагавшийся в здании бывшего Благородного пансиона Императорского Царскосельского Лицея (ныне Военно-морской политехнический институт). Кстати, здесь же учились и его младшие братья. Василию не по душе было казарменное положение, трудно приходилось в учении. Но, стиснув зубы, мальчик перебарывал себя и в итоге окончил кадетский корпус первым учеником по успеваемости. Затем еще три года он учился в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. Обучаясь в корпусе, поступил в рисовальную школу Общества поощрения художников. А по окончании корпуса в звании гардемарина флота вышел в отставку и полностью посвятил себя живописи, поступив в Академию художеств. Чтобы стать художником, он выдержал настоящий бой со своими самыми близкими людьми – отцом и матерью. Мать уговаривала, увещевала, а отец грозился лишить наследства.

В 1864 году, получив от отца тысячу рублей, Василий Верещагин отправляется в Париж, где поступает в школу известного художника Жерома. Но в 1867 году он уже в Туркестане в качестве прапорщика принимает участие в боевых действиях (награжден Георгиевским крестом), а в 1877 году участвовал в войне за освобождение Болгарии от османского ига. Василий Верещагин все свои впечатления описывал в картинах. Причем писал целыми сериями, разрабатывая для каждой из них программы. Так появились серии кавказской, туркестанской, балканской войн. Как считал его друг художественный критик Владимир Стасов, Верещагина ошибочно считают художником-баталистом. Он им никогда не был. Его картины дышат ненавистью к убийству себе подобных.

Василий Васильевич много путешествовал по миру, совершал тяжелые восхождения в горы, а в конце жизни исполнил свою мечту – посетил Японию в августе 1903 года. О Японии он мечтал еще со времен своего ученичества, когда вышла книга Ивана Гончарова «Фрегат «Паллада», где автор рассказал о путешествии в Страну восходящего солнца. Он характеризовал ее как ларец с потерянным ключом.

Время тогда было неподходящее, в воздухе уже веяло войной. Верещагин тем не менее пробыл в Японии четыре месяца (с августа по ноябрь) и посетил города Никко, Киото и Токио. Верещагин, воспитанный на античном искусстве, был поражен местной архитектурой. Он писал, что сооружения, на его вкус, слишком перегружены мелкими деталями, хотя в отдельности элементы очень хороши – фигуры животных, птиц, драконов. Но постепенно художник стал отмечать, что культовые сооружения находятся в гармонии с окружающим пространством. Его также удивляло, что множество людей с утра до вечера толпится в храмах не столько из религиозности, сколько для удовлетворения своих эстетических чувств.

Японка. Картина В. Верещагина

Из поездки в Японию художник привез 20 законченных картин. И все они необычны для его творчества. На одних он изобразил храмы, удивляющие многообразием отделки, на других – портреты японцев, на третьих – пейзажи. Картины, написанные теплыми, нежными красками, демонстрируют красоты природы, а не ужасы войны. Как писал Стасов, художник в японской серии словно поменял краски и палитру. Верещагин настолько проникся японским мироощущением красоты, что для него не составило труда перенести свои впечатления на холст. В целом живописные работы художника стали одними из первых в России картин о Стране восходящего солнца.

Находясь в Японии, художник, будучи также и военным, не мог не видеть, что страна готовится к войне с Россией. Она началась в феврале 1904 года, и Верещагин снова устремляется на Восток. Как пишет в своих воспоминаниях сын художника, тоже Василий, мать не пыталась отговорить его от этого шага, понимая всю бесполезность уговоров. Последнее письмо художника к жене датировано 30 марта 1904 года, где он пишет, что завтра уходит в море с адмиралом Макаровым на флагманском корабле «Петропавловск». Художник погиб на следующий день вместе с адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым при взрыве «Петропавловска» на внешнем рейде Порт-Артура.

После гибели Василия Верещагина в газете «Санкт-Петербургские ведомости» вышла статья со словами, что адмирала Макарова оплакивает вся Россия, а художника Верещагина – весь мир.

Подготовила Марина ОРЛОВА

Царскосельская газета, № 48 от 27.12.2018

Добавить комментарий