Пятница 22 Ноября 2024 года

Клад Нарышкиных украсит Александровский дворец

Более двух тысяч предметов, обнаруженных в марте 2012 года в тайной комнате петербургского особняка Трубецких-Нарышкиных, при содействии Министерства культуры РФ переданы на хранение в музей-заповедник «Царское Село». Раритетная коллекция вещей конца XVIII – начала XX века пополнила музейный фонд предметов с содержанием драгоценных металлов и драгоценных камней. Управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном федеральном округе Управделами Президента Российской Федерации передало музею клад Нарышкиных в 2018 году. При участии сотрудников Северо-Западной государственной инспекции пробирного надзора все предметы были взвешены, составлены акты с указанием содержания драгоценных металлов и драгоценных камней.
– Для нас это счастье, – сказала директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова. – В течение года наши сотрудники атрибутировали, оценивали, изучали эти экспонаты. Я как директор считаю, что наш музей больше всех пострадал в годы Великой Отечественной войны. До войны в нем содержалось 106 тысяч единиц хранения, из них 87 тысяч было утрачено. 70 лет мы ведем собиратель-
скую работу, ищем везде, но не думали, что нам подарят такое собрание из более чем 2000 предметов в блестящей сохранности, которое украсит наш фонд.

 

О владельцах

В 2012 году при реконструкции особняка Трубецких-Нарышкиных рабочие нашли клад. Некоторые из вещей были завернуты в газеты «Русская воля», да-
тированные июлем–сентябрем 1917-го. Все вещи прекрасно сохранились. Во время составления описи установили предполагаемого последнего владельца: им, судя по всему, был поручик лейб-гвардии Гусарского полка Сергей Сергеевич Сомов – участник Первой мировой и Гражданской войн. Он был женат на Наталье Васильевне Нарышкиной – дочери владельца особняка на улице Чайковского, чиновника Министерства иностранных дел Василия Львовича Нарышкина.
Имя Сергея Сомова указано в документах, найденных в одной из шкатулок в замурованной комнате: увольнительный билет воспитанника Императорского училища С. Сомова от 28 мая 1908 года; два свидетельства, разрешающих ношение оружия (револьвера, охотничьего ружья); свидетельство с указанием заслуг Сомова по отличному выполнению всеобщей мобилизации (с вручением медали для ношения на груди на ленте ордена Белого орла). В числе наград – орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом – скорее всего, он тоже принадлежал Сергею Сомову.
Среди изделий фамильного серебра – дорожная мыльница с монограммой «СС» и дорожный несессер французской фирмы с марьяжными гербами Сомовых и Нарышкиных: по-видимому, это был свадебный подарок. Вероятно, Сомов стал хранителем ценностей после того, как Нарышкины уехали из Петрограда, и принимал непосредственное участие в сокрытии клада.
Позже Сергей Сомов тоже эмигрировал во Францию. Умер он в 1976 году в Париже, а через два года умерла его жена. Наследников у них не осталось.

Уникальная коллекция

Клад Нарышкиных можно считать самым крупным в оте-
чественной истории (почти все вещи российских дворянских родов после революции были или вывезены за границу, или экс-
проприированы, переданы в музеи или распроданы по отдельности). Этот клад во многом уникален: он включает более двух тысяч предметов из серебра
XIX – начала XX века (несколько предметов имеют ювелирные клейма, относящиеся к концу XVIII века). Предметы выполнены известнейшими российскими и европейскими ювелирами.
– Коллекция уникальная (412 кг серебра), во-первых, потому, что это вещи наивысшего
качества лучших отечественных мастеров. Во-вторых, потому, что это полные комплекты, – рассказала главный хранитель ГМЗ «Царское Село» Татьяна Серпинская. – В 2012 году клад был передан на хранение в Константиновский дворец, в конце 2017 года обращен в пользу государства, была проведена экспертиза драгметаллов и все предметы поставлены на учет. Теперь он попадет в каталог музейных фондов РФ. Кстати, впервые в коллекции музея появятся предметы с содержанием платины.
На большинстве предметов – княжеский герб семьи Нарышкиных, на некоторых – герб Сомовых. В комплект входят образцы посуды, столового серебра – от ситечек до серебряных пятикилограммовых самоваров, бульотки, предметы быта – от крошечных булавок, расчесок, ювелирных украшений, часов, туалетных приборов до канделябров весом почти в 20 килограммов.
В кладе были обнаружены также памятные знаки, ордена, медали – отечественные и ино-
странные. Среди наград – несколько боевых орденов Российской империи: орден Св. Анны, орден Св. Станислава и орден Св. Владимира с мечами. Кроме того, медали «В память 300-летия царствования дома Романовых» и «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года», которые вручались военнослужащим, а также сербская медаль и черногорский орден. В этой коллекции имеются две Георгиев-
ские медали (номерные), которые давались нижним чинам.
В коллекции особо выделяется парадный столовый сервиз в русском стиле Игнатия Сазикова. Филигранность работы, количество и разнообразие предметов служат наглядным примером высочайшего мастерства ведущих русских ювелиров, многие из которых были поставщиками императорского двора.
При изготовлении предметов в неорусском стиле мастера использовали пословицы, поговорки, шутливый тон которых передавал истинную народность. На большой чаше для вина выгравировано: «Загорелась душа до винного ковша», а на каждой чарке своя индивидуальная:
«И курица тоже пьет», «Злое семя крапива, не сварить из него пива», «Пей за столом, а не пей за столбом», «Знать птицу по перьям, а молодца по речам», «Доброе братство лучше богатства», «Пей, да дело разумей».
– Слово «клад» всех будоражит. Он будет храниться в фондах музея. После завершения реставрации Александровского дворца эти предметы дополнят его экспозицию, – ответила на вопрос журналистов Ираида Ботт, заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село».

Справка
Особняк Трубецких-Нарышкиных, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 29
В конце 1770-х – начале 1780-х годов здесь жил Абрам Петрович Ганнибал – знаменитый «арап Петра Великого». Впоследствии домом владели: старший сын Абрама Петровича Иван Абрамович Ганнибал (военный, участник Чесменской битвы, строитель крепости
и города Херсона), в 1820-х годах – сенатор Иван Николаевич Неплюев, позже – его дочь Мария с супругом, в 1850-х годах – князь Петр Никитич Трубецкой (действительный стат-
ский советник, петербургский уездный предводитель дворянства).
При Трубецком архитектор Гаральд Боссе основательно переделал фасад особняка. Елизавета Эсперовна, супруга Петра Никитича, любила роскошную жизнь, в особняк часто съезжались многочисленные гости, устраивались блестящие балы, которые посещали государь и члены царской фамилии. Непомерные траты привели к тому, что Трубецкие были вынуждены сдавать дом в наем. Одно время здание занимало посольство Италии.
В 1874 году особняк был продан зятю князю Павлу Павловичу Демидову, но уже через год Демидов перепродал дом, его владельцем становится камер-юнкер, чиновник Министерства иностранных дел Василий Львович Нарышкин. Василий Львович был женат на княжне Феодоре Орбелиани. По его заказу особняк перестроил архитектор Роберт Гёдике.
После революционных событий 1917 года Нарышкины навсегда покинули родину. Большинство ценностей из особняка пополнили коллекции Эрмитажа и Русского музея.

Подготовила Лариса Крымова
по материалам ГМЗ «Царское Село»
Фото автора

«Вестник администрации пушкинского района»,
№6, 01.04.2019

Добавить комментарий