Понедельник 25 Ноября 2024 года

Пушкин – он и в Африке Пушкин!

Два раза в году мы отмечаем знаменательные даты, связанные с именем А.С. Пушкина, «нашего всего». 6 июня – день рождения поэта, 10 февраля – день его ухода из жизни. И каждый раз в эти дни собирается множество почитателей творчества Пушкина в его последнем пристанище на набережной р. Мойки, 12. Звучат произведения стихотворца в концертных залах, в том числе музыкальные, написанные на его стихи, ложатся букеты цветов к подножию посвященных ему монументов. В Петербурге это знаменитый памятник у Русского музея работы народного художника СССР М. Аникушина и скульптура Пушкина-лицеиста в г. Пушкине, созданная по эскизу Р. Баха и отлитая в мастерской Н. Штанге еще в самом начале прошлого века. Они стали своеобразной визитной карточкой нашего города. Но многие ли знают, сколько скульптурных изображений Пушкина, имеющих истинно художественное значение, у нас в стране, а также за рубежом, и где они находятся? В преддверии 220-летия со дня рождения великого поэта постараемся восполнить этот пробел.

А.С. Пушкин и няня 

Олег Комов за работой над эскизом скульптурной композиции
«Пушкин и Гончарова»

Пушкиниана Олега Комова

Народного художника СССР, члена-корреспондента Академии художеств СССР, лауреата Государственной премии СССР Олега Комова можно, без сомнения, назвать самым именитым и плодовитым в разработке этой темы. Он начал создавать образ «солнца русской поэзии» еще в середине 1960-х годов прошлого века. Сначала это были небольшие выставочные композиции, состоящие, как правило, из двух скульптур, такие как «Пушкин и Пущин», «А. Пушкин и Н. Гончарова», «Пушкин и Арина Родионовна». Особенно интересны две последние. В композиции с Натальей Николаевной, сидящей перед зеркалом в бальном платье, с красивой витиеватой прической, спиной к зрителю, и явно собирающейся на очередной раут, поэт стоит. Он потупил взор, во всей позе его – напряженность, плохо скрытое недовольство, что придется сопровождать жену, а он так не любит светскую суету, наконец – предвестие грядущих размолвок. В парной композиции с няней Пушкин, наоборот, благодушен, даже слегка игрив. Он мягко опирается на плечо мудрой русской женщины, бывшей для него всегда олицетворением доброты. Мы видим здесь, прежде всего, Пушкина-человека, и портретное сходство поразительное. Набравшись творческого опыта на малых станковых композициях и многочисленных рисунках к ним, Комов переходит ко второму кругу своей пушкинианы – монументальной скульптуре. В 1972 году появляется первый памятник поэту в молдавском селе Долна, позднее переименованном в Пушкино. Его заказал местный богатый винодельческий колхоз.

Памятник в Молдавии 

Поэт изображен здесь совсем юным, с горящими глазами, только что окончившим Царскосельский лицей. Он опирается на фрагмент римской колонны, что роднит его не только с античной классикой, но и с самим древним поэтом Овидием, который тоже бывал в этих местах, на Дунае, и которого Александр Сергеевич боготворил.

Как поэт оказался за границей…

Можно сказать, что это произошло еще в Молдавии, ведь теперь она тоже стала отдельной страной. Ну а если по существу, первый памятник поэту в Европе появился в Испании, где проходила выставка рисунков все того же Комова. Она имела большой успех, а когда ее
устроители узнали о «комовской» скульптурной пушкиниане, то попросили установить бронзовую фигуру поэта в Мадриде. Так и появился среди экзотической южной природы красавец-поэт, чем-то напоминающий испанца, а у подножия монумента теперь всегда лежат цветы и прогуливаются павлины. Справедливости ради надо отметить, что до этой работы Олег Константинович создал еще два блестящих памятника Пушкину – в Калинине (ныне Тверь) и в селе Болдино (помните знаменитую «болдинскую осень» поэта?).

Памятник в Твери

Памятник в Болдино 

Вслед за художниками появились энтузиасты пропаганды творчества А.С. Пушкина и среди обычных россиян, да еще какие активные! Один из них Игорь Новоселов, коренной ленинградец, блокадник, окончивший Военно-воздушную инженерную академию им. Можайского по специальности инженер-строитель. Он много лет отдал военной службе, а выйдя в отставку, был депутатом Верховного Совета СССР, ответственным работником Госаппарата. Идея прославить Пушкина по всему миру пришла ему в 1997 году, когда он работал руководителем представительства администрации Псковской области при Правительстве РФ. На этой должности он занимался реконструкцией Музея-заповедника А.С. Пушкина в Михайловском, приуроченной к 200-летию со дня рождения поэта. В процессе работы так увлекся личностью великого стихотворца, что решил поставить его бюст в том числе и в Московской области, в Вяземах, где находился музей бабушки Александра Сергеевича. Уговорил руководителя небольшого фонда, занимавшегося строительством, спонсировать проект (они, люди одной профессии, сразу нашли взаимопонимание). А когда объект был сдан, подумал: если сам Пушкин никогда не был за границей, кроме путешествия в Арзрум, на территорию, завоеванную у Турции, почему бы не поставить ему памятники в разных странах, а может быть, и на разных континентах? Первым стал норвежский проект. Будучи в этой стране в командировке, разговорился с местными властями, министром культуры, российским послом и получил их согласие на установку пушкинского бюста в Осло. Нашел российско-прибалтийско-норвежскую фирму, занимающуюся производством различных продуктов из рыбьего жира, и та выделила 20 тысяч долларов на создание произведения. Денег же на доставку бюста в Осло не было. Тогда Игорь Петрович обратился к руководителю Аэрофлота, зятю Б.Н. Ельцина. Тот тоже любил Пушкина и велел отправить бюст поэта бесплатно.

…в Африке

Затем созрела идея увековечить память поэта в Эритрее, где жили когда-то его предки. Послу африканской страны она понравилась, и вместе с ним Новоселов поехал
к знаменитому Зурабу Церетели. Тот запросил за работу один миллион долларов, на следующий день позвонил и сказал, что передумал – 100 тысяч долларов, но все равно у Игоря Петровича и его единомышленников такой суммы не было. Кто-то познакомил его с никому не известным скульптором Николаем Кузнецовым-Муромским, и тот принял предложение. Учитывая жаркий климат Эритреи (а это бывшая Абиссиния), необходимо было одеть поэта соответствующим образом. Пошли вместе с художником в Исторический музей, подобрали одежду, соответствующую тому времени, когда жили предки русского стихотворца, – рубашку, брюки, туфли – и Кузнецов взялся за дело.

Памятник в Эритрее

Бронзовую скульптуру установили в столице Эритреи на площади, носящей имя Пушкина, а пока шла работа над созданием скульптуры, к Новоселову обратился посол Словении в России с просьбой установить бюст поэта в Любляне. Игорь Петрович сказал Кузнецову: надо помочь братьям-славянам. И тот согласился, отрезал часть африканского монумента (поэт был изображен в полный рост), отретушировал его, причем делалось это в гараже приятеля Кузнецова в Долгопрудном, своей мастерской у него тогда еще не было.

Бюст поэта в Любляне  

Скульптор стал знаменитым именно благодаря Пушкину и даже сделал монумент поэта потом для столицы Сербии Белграда.

…и заключил выгодную для Отечества сделку

Следующий памятник великому русскому стихотворцу энтузиасты во главе с И.П. Новоселовым установили в Стамбуле, где жил еще один именитый его предок «арап Петра Великого» Абрам Ганнибал. Причем турки до последнего интересовались размерами головы поэта, ведь он должен был встать рядом с национальным героем их страны. Слава Богу, бронзовая голова пушкинского бюста оказалась чуть меньше, чем у Ататюрка, а то мог бы случиться международный скандал.

Памятник в Стамбуле 

На открытии памятника в Южной Корее, в Сеуле, присутствовал сам президент РФ В.В. Путин. Он произнес такую блестящую речь о творчестве А.С.Пушкина, что во время нее у некоторых присутствовавших на церемонии соотечественников даже навернулись слезы на глаза.

Памятник в Сеуле

Президент был отмечен памятной медалью устроителей,  а Игорь Петрович понял, что то, чем он занимается, хоть и хлопотное дело, но благородное. Он еще раз осознал (при установке бюста в Багдаде около здания филологического факультета местного университета), что Пушкин даже сейчас может приносить пользу своей стране. А поначалу случился настоящий курьез. При посадке в авиалайнер турецкой компании, совершавший рейс в Багдад, Новоселову предложили купить билет и для «спутника» – пушкинского бюста, который он доставлял в столицу Ирака. Что было делать – приобрел билет, и так, в обнимку со своим кумиром и провел весь рейс. Кто-то из пассажиров их даже сфотографировал. А по прибытии на место с Пушкиным снялся уже весь экипаж – на память. В Багдаде им выделили охрану, а после установки бюста поэта наперебой приглашали Новоселова в гости шейхи, министры, просто богатые деловые люди… Говорили, что он молодец, что не побоялся приехать в Ирак (а там только что кончилась война, но бомбардировки американцев еще продолжались), что будут покупать только российскую технику. После этого были заключены три выгодных соглашения на поставку оружия. Всего же Игорь Петрович со своими товарищами установили в разных странах более 25 памятников. Основная их часть посвящена А.С. Пушкину, но есть монументы, увековечивающие память и других отечественных деятелей культуры и науки. Например, И. Стравинского в Швейцарии, А. Чехова в Шри-Ланке, два памятника Ю. Гагарину – на Кубе и в Сальвадоре и другие. Без сомнения, этот человек (конечно же, уже очень солидного возраста), почетный строитель РФ, награжденный орденом Дружбы за организацию установки памятников выдающимся россиянам в Европе, Азии, Африке, Латинской Америке и России, и сам представляет собой редкое явление в сегодняшнем мире. Такие, как он, духовные альтруисты – «соль земли» русской – могли бы вслед за великим поэтом сказать: «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…». И жители Петербурга, как и города Пушкина, носящего имя поэта, не только должны знать о них, но и, конечно же, гордиться ими.

Светлана МОТОРОВА, журналист

«Царскосельская газета» № 21 от 6.06.2019

Добавить комментарий