Лионский зал. Второе рождение
Кто бы мог подумать, что Лионский зал Екатерининского дворца, так долго ждавший своего звездного часа, обретет в столь короткие сроки былое великолепие. Еще год назад здесь были воссозданы лазуритовые порталы, предстоял огромный объем работы. Для музея-заповедника «Царское Село» это историческое событие. Спустя 74 года после завершения Великой Отечественной войны возвращена в экспозицию вся парадная дворцовая анфилада. Ее доминанты – церковь Воскресения Христова и Лионский зал.
Дворцовая церковь после масштабной реставрации, выполненной на средства «Газпрома», открылась для посетителей в апреле этого года. Президент России Владимир Путин, посетивший ее вместе с постоянными членами Совета безопасности, высоко оценил качество реставрационных работ.
Возрождение Лионского зала стало возможным благодаря финансовой поддержке ПАО «Газпром» и корпоративного фонда ENGIE (Франция).
Соглашение между «Газпромом», фондом ENGIE и музеем-заповедником «Царское Село» об участии в воссоздании Лионского зала Екатерининского дворца было подписано в мае 2018 го-да на Петербургском международном экономическом форуме. Спустя год, 5 июня 2019-го архитектурный шедевр предстал во всем блеске декоративной отделки. Он производит такое же ошеломляющее впечатление, как и столетия назад, благодаря таланту и умению российских и французских мастеров. По роскоши отделки
и мастерству исполнения Лионский зал не уступает знаменитой Янтарной комнате.
На торжественной церемонии открытия возрожденного Лионского зала выступили заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец, директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова, заместитель председателя правления ПАО «Газпром» Елена Бурмистрова, посол Франции в России Сильви Берманн, представители компании ENGIE.
– Без преувеличения можно сказать, что реставрация Лионского зала – это событие в мировой культуре, – отметила Ольга Голодец. – Знаковый музей обрел один из своих легендарных интерьеров.
Зал эпохи историзма
Лионский зал – один из самых совершенных интерьеров архитектора Чарльза Камерона – был в числе личных апартаментов Екатерины II в Большом Царскосельском (Екатерининском) дворце. Этот шедевр создавался в 1781–1783 годах и получил свое название благодаря отделке стен шелком, изготовленным в Лионе.
Зал входил в парадную анфиладу дворца, что диктовало его особую роскошь. Редкий по изысканности эффект получился благодаря сочетанию «золотого» шелка с синим лазуритовым декором. На каменное убранство мастера израсходовали почти полторы тонны «небесного камня», в оформлении дверей и паркета использовали «разноцветных заморских 12 сортов дерев» и перламутр.
Со времен Екатерины II шелковые обои неоднократно заменяли. В середине XIX века Лионский зал стал парадной гостиной на половине Марии Александровны, супруги Александра II. По ее воле архитектор Ипполит Монигетти внес кардинальные изменения в оформление помещения: ткань стала полностью покрывать стены. Интерьер украсили и новые предметы меблировки – гарнитур (выполненный по эскизам Монигетти) и люстра из лазурита с декором из золоченой бронзы
и монограммой императрицы. В 1866 году, к 25-летию со дня бракосочетания Александра II и Марии Александровны, стены обили новым лионским шелком, теперь это была ткань цвета «золотой бутон», она затягивала стены от панелей до верхнего края карниза, использовалась в обивке мебели и в портьерах. Сочетание изысканных элементов отделки екатерининского времени, великолепного шелка и предметов XIX столетия сделали Лионскую гостиную одним из самых запоминающихся залов эпохи историзма.
В таком виде Лионский зал, запечатленный в 1878 году на акварели Луиджи Премацци, просуществовал до 1941 года.
В 1941 году, перед фашистской оккупацией, предметы лазуритового гарнитура изумительной красоты, картины и люстру удалось эвакуировать. Живопись потолка, уникальная отделка стен шелком и лазуритом были уничтожены. Но похищенный фашистами паркет обнаружили в Берлине и в 1947-м вернули в Царское Село.
Искусство не знает границ
Поскольку от убранства зала сохранилось 25 предметов уникального мебельного ансамбля, выполненных с использованием лазурита, образцы шелка, а также дворцовые описи, архивные документы и фотографии, было принято решение воссоздавать отделку интерьера на время правления Александра II. В 2005 году удалось сделать первый шаг к возрождению интерьера – восстановить объемно-пространственное решение Лионского зала. Проект его реставрации подготовил в 1983 году тогдашний главный архитектор музея Александр Кедринский (1917–2003); корректировку проекта произвели в 2006–2007 годах.
Восстановление всего декора Лионского зала – чрезвычайно дорогостоящая и трудоемкая задача, поэтому работы велись поэтапно. При поддержке меценатов (благотворительный фонд «Транссоюз») восстановлены лазуритовые порталы, обрамляющие три двери зала.
В 2018 году благодаря финансовой поддержке ПАО «Газпром»
и фонда ENGIE начался новый большой этап работ. «Газпром» выделил средства на воссоздание живописи плафона (в том числе разработку эскизов и картонов для живописных вставок; создание живописных композиций и лепного декора с позолотой на потолке и карнизе) и наборных мозаичных панелей из лазурита с золоченым бронзовым декором, а также на монтаж обивки стен и изготовление портьер из лионского шелка, басонных изделий (кисти, тесьма) по историческим образцам.
– Реставраторы выполнили эту сложнейшую работу в короткий срок. И как в любом благом деле, здесь не обошлось без счастливых случайностей: удалось найти ар
хивные документы об изготовлении шелка в Лионе и на их основе воссоздать шелк. Мы гордимся тем, что смогли оказать помощь музею в восстановлении этого
шедевра, – рассказала Елена Бурмистрова, заместитель председателя правления ПАО «Газпром».
Средства на производство шелка выделил корпоративный фонд ENGIE. К счастью, в музее сохранились иконографические материалы (дворцовые описи, фотографии, автохромы, акварель, образцы шелка), а в Лионе – архивы ткацкой мануфактуры «Лами и Жиро», которая в 1860-х годах выполняла заказ русского императорского Двора. В коллекции преемницы этого предприятия – лионской мануфактуры «Прель» – сохранились книги заказов XIX века. Было принято исторически обоснованное решение – доверить восстановление шелковой отделки Лионского зала французским мастерам. В соответствии с разработанным музеем проектом современные специалисты изготовили 320 метров ткани «золотой бутон» («Lampas bouton d’or Louis XVI»). Таким образом, шелк виртуозной работы, созданный французскими мастерами, вновь стал главным декоративным элементом зала.
Работы с лазуритом и живописью выполняла Царскосельская янтарная мастерская.
Ирина РАДОВА
Фото ГМЗ «Царское Село»
Вестник администрации Пушкинского района, № 10, 13.06.2019
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.