Пятница 22 Ноября 2024 года

Волшебные места, где я живу душой…

К 150-летию со дня кончины Валериана Лангера (1802–1870) и 200-летию выхода в свет альбома «Двенадцать видов Царского Села».

В.П.Лангер. Двенадцать видов Царского Села. Вечерний зал.

В 1820 году художественное собрание изображений Царского Села пополнилось двенадцатью новыми произведениями. Альбом, в который они были заключены, носил название «Двенадцать видов Царского Села. 1820. Снимал и на камне рисовал воспит. Императорского Лицея Валериан Лангер». Особенность этих пейзажей заключалась в том, что они были сделаны в технике литографии, только начинавшей получать распространение в России, причем автор их не был профессиональным художником.
Что же нам известно о художнике кроме того, что обозначено на обложке?

Валериан Лангер был воспитанником второго курса Императорского Царскосельского лицея. Он поступил в учебное заведение из Лицейского благородного пансиона в 1815 году, таким образом, на протяжении двух лет находился в стенах Лицея вместе с Пушкиным и его товарищами.

Как свидетельствуют лицейские наставники, Валериан не особенно тяготел к учению, хотя отличался понятливостью и основательностью в суждениях, и «с некоторым со стороны его хотением и прилежанием мог бы при дарованиях его сделаться весьма хорошим воспитанником». Забегая вперед, хотелось бы отметить, что Лицей он окончил по первому разряду, получив при выпуске чин девятого класса.
Свои дарования в ученические годы Валериан Лангер проявлял в занятиях литературой, театром, исполняя подчас главные роли в лицейских спектаклях. Но с особым увлечением он занимался рисованием и живописью, на что обратил внимание директор Лицея Егор Антонович Энгельгардт, свидетельствовавший, что «его талант и страсть к рисованию и живописи во всех родах, действительно, редкие и если б были поощрены, то Лангер, без сомнения, мог быть отличным художником».
Лето 1819 года (за год до выпуска) начинающий художник посвятил работе над этюдами с натуры, запечатлев самые любимые, самые памятные места города и царскосельских парков, дорогих не только автору, но и его товарищам, которые вслед за Пушкиным могли повторить: «Отечество нам Царское Село!». Вспоминая о причинах, побудивших его приняться за эту работу, Лангер писал: «Счастливейшие годы жизни моей провел я в Царском Селе, где <…> образовал я сердце и разум свой. Быстро протекли сии годы, приближалось время разлуки с милым сердцу моему Царским Селом. Я желал сохранить хотя изображения некоторых мест, где наслаждался я жизнью с товарищами и друзьями юности моей. Многие из них, одушевленные одинаковыми со мною чувствами, также желали иметь таковой памятник, я покусился снять несколько видов Царского Села и литографировал их».

Возможно, рисунков было сделано больше, но в альбом художник включил лишь часть из них: четыре городских и восемь парковых пейзажей. Они отличаются красотой избранных мест, любовью и теплотой исполнения, передачей романтического настроения, столь характерного для искусства пушкинской эпохи. Поднесенные императору и членам его семьи в качестве пасхального подарка литографии получили высочайшее одобрение, и лицейский художник был награжден ценными царскими подарками.

Лангер был круглым сиротой, не имевшим ни родителей, ни близких родственников, ни материальных средств. Родной дом ему заменил дом директора Лицея. Именно здесь ощутил он всю радость семейного очага, настоящую отцовскую заботу, проявляемую Энгельгардтом. Покидая Лицей, Лангер написал в альбоме директора: «Егор Антонович! За благодеяния нельзя заплатить ничем на свете; но долг и чувства велят нам помнить и благодарить Благодетелей, Бог награждает их за нас. Не забудьте Старика, Е.А. и М.Я. 1820, 23 июля». «М Я.» – это Мария Яковлевна, жена директора, способствовавшая созданию спокойной, счастливой, радушной обстановки в доме, а «Старик» – школьное прозвище Лангера.
Лангер никогда не забывал своего наставника и друга. Он выполнил для Энгельгардта акварель, изображающую лицейский зал, с которым у каждого воспитанника было связано много воспоминаний. Здесь они проводили время рекреаций и становились участниками всех торжественных событий в жизни Лицея. Именно этот зал стал свидетелем первой поэтической славы юного Пушкина. Это изображение стало единственным достоверным документом, позволившим восстановить лицейский зал после многочисленных перестроек. Лангер считается также автором акварели, изображающей лицейский сад с колодцем-беседкой в центре, каким он был в пушкинскую пору.

Благодарное отношение Лангера к Энгельгардту выразилось в написании акварельных портретов Егора Антоновича и его жены. Впоследствии этот портрет был использован художником П.И. Пороховниковым в 1879 году при создании известного живописного портрета Егора Антоновича для Александровского Лицея.
После окончания Лицея Валериан Лангер поступил на службу в Министерство народного просвещения, где со временем занял должность цензора. Отсутствие материальных средств заставляло отдавать службе много времени. Однако художник продолжал заниматься искусством и в дальнейшем проявил себя как талантливый иллюстратор. Работы Лангера в основном появлялись в изданиях лицейских друзей-первокурсников. Он иллюстрирует альманахи «Северные цветы» и «Подснежник», издаваемые Антоном Дельвигом; оформляет книгу стихов Алексея Илличевского «Опыты в антологическом роде»; украшает виньетками труд Е.А. Энгельгардта «О России и ее жителях». Свои критические стихи и переводы он помещает в «Литературной газете», издаваемой Дельвигом.

Известен художник и своими работами, посвященными Финляндии. Они стали результатом его поездки в 1829 году с семьей А.А. Дельвига, А.П. Керн, М.И. Глинкой в эту северную страну. На них запечатлены и Выборгский замок, и Монрепо – «сад барона Николаи», и Иматра.  Из всех лицейских товарищей наиболее близок Лангеру был Дельвиг. По собственному рисунку художник создает литографированный портрет поэта. Портрет был приложен к издаваемому Дельвигом альманаху «Царское Село» за 1830-й год. Известно, что такой же портрет висел в кабинете Пушкина в его последней квартире на Мойке, 12.

Лангер неоднократно присутствовал на лицейских встречах, посвященных 19 октября. Он был
и среди выпускников, принявших участие в сборе средств на воспитание бедных детей в сиротском заведении при Реформатской церкви на Васильевском острове. Нет сомнения, что Валериан Лангер помогал Е.А. Энгельгардту в оформлении книги с записями поступающих пожертвований. Книга носила название «Лицейский сиротский капитал». Рисунок художника с видом на Лицей, трехпролетную арку и дворцовую церковь со стороны Садовой улицы, исполненный сепией, украшает вторую страницу книги. Интересно отметить, что этот же рисунок встречается на почтовой бумаге конца 1830-х годов с литографированными в виде виньеток видами Царского Села. На такой  бумаге написаны письма Энгельгардта к И. Пущину, В. Вольховскому, Ф. Матюшкину, а также письма великой княжны Александры Николаевны к отцу, императору Николаю I. Можно предположить, что Валериан Лангер был автором всех виньеток, представленных на почтовой бумаге серии «Царское Село».

Виньетка с видом на Лицей на почтовой бумаге серии «Царское Село».
Письмо в.кн. Александры Николаевны Николаю Первому.

Многогранный талант Лангера проявился и в его трудах по теории искусств. В 1841 году вышло в свет его сочинение «Краткое руководство к познанию искусств, основанных на рисунке», удостоенное премии Уварова. Во введении он пишет о малочисленности у нас художественных школ, о важности получения молодыми художниками серьезного художественного образования, основанного на изучении теории, памятников древнего искусства и наблюдениями над красотами природы. Будучи сам тонким интерпретатором окружающего его мира, в художнике он ценил вкус и любовь к искусству или, как он называл, «поэзию искусства».

Наследие Валериана Лангера невелико. Тем не менее, он занимает видное место среди иллюстраторов своего времени, а его труды по теории искусств являются одними из первых работ в этой области. Однако для всех, кто интересуется историей искусства и историей Царского Села, Лангер прежде всего остается автором замечательной литографированной серии «Двенадцать видов Царского Села», пользующейся известностью
и в наши дни.

Светлана ПАВЛОВА,
Мемориальный Музей-Лицей

«Царскосельская газета» №7
28.02.2020

Добавить комментарий