Пятница 29 Марта 2024 года

Галина Груздева: Краевед – это в первую очередь неравнодушный человек

Мы живем в уникальном городе, где сосредоточены объекты культурного наследия как регионального, так и мирового значения. Центр Пушкина находится под охраной ЮНЕСКО, и есть люди, которые исследуют его историю, с неослабевающим вниманием следят, как живет город, как в нем сохраняются памятники культуры и архитектуры. Сегодня мы хотим познакомить вас с краеведом Галиной Федоровной ГРУЗДЕВОЙ.

– Для начала хотелось бы сказать о том, кто такой краевед, – начинает наш разговор Галина Федоровна.

– Множество людей из года в год ходят на работу, в магазины, на прогулки в парки. И некоторые, наверное, настолько свыклись с привычным городским пейзажем, что особо его не замечают. А краевед – это человек пытливый, любопытствующий. Он замечает то, чего не видят другие. Вот, например, улица Глинки. В честь кого она названа? Многие скажут, что в честь композитора, и будут неправы. А что написано на мемориальных досках? Если вчитаться, то некоторые слова могут вызвать недоумение… Краевед знает ответы на такие вопросы, а если не знает, то пытается узнать. Краевед – это в первую очередь неравнодушный человек.

– Галина Федоровна, в городе вас многие знают. Но для тех, кто с вами еще незнаком, расскажите о себе, пожалуйста.

– Выросла я в Пушкине, в не-обычном доме № 27 по Московскому шоссе (дача Синевой – дом Н.И.Вавилова; последняя перестройка – архитектор С. Данини). Здесь перед войной родилась моя мама – Ангелина Григорьевна Груздева. Ангелина Григорьевна преподавала физику в школах №№ 410 и 408, постоянно ездила с учениками в походы, возила на экскурсии, из года в год ее ученики участвовали в олимпиадах по краеведению, в «Царскосельских стартах». А как научить учащихся написать хорошую исследовательскую работу? Прежде всего, приходилось работать самой. В 1990-е годы интерес к краеведению в нашей стране очень вырос: появился свободный доступ к архивам. Ангелина Григорьевна научилась работать с историческими документами, стала писать крае-ведческие статьи, а затем и книги, посвященные истории строительства нашего города и его жителям. К достижениям Ангелины Григорьевны относится и появление на нашем доме на Московском шоссе мемориальной доски, посвященной Николаю Вавилову. Именно она ходила по инстанциям и доказала, что это самое малое, что мы можем сделать для увековечивания памяти кристально честного человека и великого ученого.

– А как вы пришли в краеведение?

– Мой путь оказался не таким, как у мамы. В краеведение я пришла из своей основной работы. С 1996 года стала заниматься изданием книг (наше совместное с Владимиром Уржумцевым детище – издательство «Серебряный век»). Сначала мы выпускали книги по истории Петербурга, в 2005 году зародилась серия «Прогулки по городу Пушкину». Чтобы подготовить книгу к печати, надо знать суть вопроса, без погружения в материал не обойтись. Да и без фотографий краеведческие книги невозможны. Поэтому вслед за авторами проходим по улицам города, ищем нужные ракурсы…

– Вы не раз и не два водили краеведов по улицам Пушкина, я неоднократно присутствовала на ваших экскурсиях. Почти все они – бесплатные. Зачем вам это надо?

– Это как раз пример того, что в краеведении можно проявлять себя по-разному. Мне интересно делиться своими знаниями устно, и формат экскурсий для этого органично подошел. Являясь председателем Пушкинского отделения Всероссийского общества по охране памятников (ВООПИК), я участвую в проекте «Открытый город» и провожу три тематические экскурсии. Одна из них – «Деревянная быль Царского Села». Это очень болезненная тема, я занимаюсь изучением этой проблемы больше 15 лет. «Казанский некрополь» – экскурсия по Казанскому кладбищу: здесь нашли упокоение люди, оставившие заметный след в истории нашего города; рассказываю я и об архитектуре надгробных сооружений. Третью экскурсию я сделала сравнительно недавно, она называется «Ленин в Царском Селе».

– По-моему, трудно говорить о вожде пролетариата и создателе первого социалистического государства сейчас, когда есть как сторонники личности Ленина, так и его противники.

– Как раз наоборот. Это наша история, и ее нужно знать. Я сразу говорю, что эта экскурсия – не о политических воззрениях, а о фактах и о людях, связанных с Лениным. Я рассказываю о семье Шухтов и антифашистском движении в 1920–1930-е годы в Италии, о легендарной личности Льва Красина. Говорю и о бытовании памятников, и о подвиге антифашистов в городе Айслебене (Центральная Германия), которые спасли от переплавки памятник Ленину (скульптор М. Манизер), вывезенный из нашего города в период оккупации.

– Вернемся к архитектуре Царского Села. Значительный успех всех заинтересованных лиц – это защита дома Алексея Толстого (Церковная улица, 6). Расскажите об этом подробнее.

– Все началось с небольшой заметки Людмилы Савчук, в которой она написала о решении КГИОП снять охранный статус с дома на Церковной улице. С этим не захотели мириться градозащитники, жители нашего города. Большую роль сыграла Марина Евгеньевна Ласкина – библиотекарь краеведческого отдела Центральной районной библиотеки им. Д.Н. Мамина-Сибиряка. Она обладала поистине страстной натурой, очень много знала как краевед. И вокруг нее образовался актив. Краеведческий клуб «Отечество» сыграл главную роль в спасении дома: мы вместе вышли на Церковную, к нам приехали историк Михаил Николаевич Микишатьев, внук писателя Михаил Никитич Толстой, мы рассказывали о значении этого дома для увековечивания памяти Алексея Толстого. Отстояли. Охранный статус стал региональным. Ныне здание находится в ведении Историко литературного музея города Пушкина.

– У вас были и другие успешные проекты защиты историко-культурных объектов. Напомните, пожалуйста, о них.

– Это нашумевшие истории в городе. Отстояли от застройки дендрарий, где работает Опытная станция и до сих пор растут редкие виды деревьев, кустарников. Отстояли Баболовский парк, тогда мы сотрудничали с Александром Беляевым, координатором движения «Гражданин Пушкин». Проект «Открытый город» реализует статью 44 Конституции РФ о доступности культурных ценностей. А многие об этом не знают, а зря – это значимая статья. И она помогает градозащитникам. Помните, маршрутки и автобусы парковались возле фасада Царскосельского железнодорожного вокзала (что нарушало и ПДД)? Но вид исторического здания должен быть доступен для обозрения всем людям!

– В рамках газетной статьи нам не рассказать о ваших учителях в краеведении, но скажите о них хоть пару слов.

– О Марине Евгеньевне Ласкиной я уже упомянула. О Галине Викторовне Семеновой, также безвременно ушедшей, тоже хотелось бы сказать. В 1990-х она курировала в КГИОП Пушкинский район. И мы с ней проехали по Таицкому, Ижорскому, Виттоловскому водоводам. Знаний и эрудиции ей было не занимать. Галину Викторовну отличало от многих даже серьезных специалистов умение видеть глубже, чем они. Еще хотелось бы вспомнить о Рамазе Шалвовиче Имедашвили. То, как он понимал дух нашего города, сколько он для него сделал, неоценимо, и память о нем должна жить и в следующих поколениях. А еще Ольга Ивановна Пиккиева… Вот эти люди и определяют до сих пор душу нашего города.

– Скажите, что кроме краеведения и работы есть в вашей жизни?

– Конечно, это семья. А еще – участие в проекте «Бегущий город», который существует уже более 20 лет. Это соревнования по городскому ориентированию: сотни, а то и тысячи увлеченных людей приезжают в какой-либо город, а там, разгадывая загадки, выполняют задания и попутно знакомятся с ним. Не менее интересны такие прогулки и по родному Петербургу, да и Пушкинскому району. Это немного стрессовое и интенсивное погружение, ты из обычной жизни словно попадаешь в другую – необычную, авантюрную. Это сложно, но очень интересно.

– Как вы думаете, люди какого возраста чаще занимаются краеведением?

– Выскажу крамольную мысль. Чтобы серьезно заниматься краеведением, надо быть человеком «с багажом», обладать не только знаниями, но и богатым жизненным опытом. Эрих Голлербах «Город муз», Всеволод Рождественский «Город моего детства», Сергей Горный «Царское Село» – эти книги были написаны нашими односельчанами уже в зрелые годы. – Кстати, по вашему мнению, как лучше называть жителей нашего города – пушкинцами или царскоселами? – Помните, у Городницкого: «Односельчанин Пушкину по Царскому Селу»? Моему сердцу это близко. Ведь на селе люди друг у друга на виду и друг другу помогают.

Беседовала Марина ОРЛОВА

«Царскосельская газета» № 24
30.06.2020

Добавить комментарий