Наше наследие
Особняк со многими неизвестными
Этот окончательно исчезнувший пять лет назад исторический дом был расположен в самом центре Пушкина, напротив Гостиного двора. Историческим его, правда, можно назвать с большой натяжкой – слишком много неизвестных осталось в его почти двухвековой биографии.
Речь идет об особняке графини Юферевой, что стоял когда-то на Московской улице и значился как дом № 21. Он был построен в 1819 году архитектором Вильямом Гесте. Но в 1914 году его перестроил неизвестный архитектор. В 2001 году КГИОП включил дом в «Список вновь выявленных объектов, характерную для Пушкина застройку, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность», а через пять лет исключил из этого списка по неизвестной причине.
Кто такая графиня Юферова, тоже неизвестно, и вообще об этом дворян-ском роде, его представителях в столице Российской империи и Царском Селе сведений практически нет. Хотя первым потомственное дворянское звание выслужил Семен Андреевич Юферов, капитан-лейтенант флота, действительный статский советник, переводчик с английского языка. Он получил образование в Санкт-Петербургском водоходном училище, участвовал в войнах со Швецией, но затем был направлен на Черноморский флот, и все его потомки осели в Крыму и на территории нынешней Украины.Другая дворянская ветвь Юферовых (или Юферевых) – один из древнейших северорусских родов, сыгравший значительную роль в истории вятской земли, имеет новгородское происхождение.Однако в Царскосельском уезде жил до революции один из дворян Юферовых. Но о нем известно крайне мало. Речь идет о Дмитрии Владимировиче Юферове. Он родился в Павловске, окончил Санкт-Петербургский университет. До революции был действительным статским советником, камергером. Занимался общественной деятельностью – состоял в правлении попечительского комитета о сестрах Красного Креста, был директором Правления благотворительного тюремного комитета. После 1918 года работал научным сотрудником секции истории науки и техники в Академии наук, занимался историей нотного печатания и историей создания и применения восточных шрифтов. Был известен как художник и реставратор. 24 апреля 1924 года был арестован и выслан на три года в Боровичи, работал там художником-реставратором. Через два года по ходатайству Политического Красного Креста его освободили. Из учетной карточки НКВД его дворянское происхождение исчезло. Правда, это не избавило его от дальнейших репрессий. В 1927 году его снова арестовали и снова освободили. В начале 1930-х Дмитрий Юферов вернулся в Ленинград, работал научным сотрудником института Российской академии наук. Но в 1935 году его выслали в Тургай Актюбинской области на пять лет именно как бывшего дворянина. Через год ему удалось перебраться в Уфу, и там его следы теряются окончательно. Имел Дмитрий Владимирович Юферов какое-либо отношение к исчезнувшему особняку на Московской улице – вопрос для краеведов, историков и архивистов.
Прокуратура потребовала восстановить дачу Амброжевича
Прокуратура Пушкинского района проверила обеспечение сохранности памятника регионального значения «Дача Ф.М. Амброжевича» на Московском шоссе, д.29, который эксплуатирует компания «Московское шоссе».
В результате проверки было установлено, что в нарушение принятых на себя обязательств по сохранности исторического объекта организация не обеспечила его консервацию, а также первоочередные противоаварийные работы.Часть фасада деревянного здания сильно пострадала от пожара, несущие конструкции ризалита обрушены, только в некоторых местах двери и окна зашиты деревянными щитами. Конструкции крыши обрушены, на фасаде имеются вандальные надписи. Водоотводящие конструкции отсутствуют.
По результатам проверки прокурор внес в адрес руководителя ООО «Московское шоссе» представление с требованием устранить нарушения, которое находится на рассмотрении. Устранение нарушений и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственно-сти поставлено прокуратурой на контроль.
Деревянная двухэтажная дача с эркером была построена в 1875–1876 годах по проекту архитектора Болеслава Рожанского для статского советника, почетного мирового судьи Цароскосельского уезда Фаддея Михайловича Амброжевича. Действительному статскому советнику Фаддею Михайловичу Амброжевичу был передан участок земли для постройки дачи и для создания на нем образцовой пасеки и фруктового сада. Документ подписан 24 апреля 1875 г. генерал-адъютантом
Гогелем, Управляющим Царскосельским дворцовым правлением. В декабре 1879 г. Амброжевич обратился с просьбой о выделении ему дополнительной земли, примерно в 1,5 десятины, для расширения образцовой пасеки. Просьба была удовлетворена, и участок в восемь саженей по Московскому шоссе и 34 сажени
с другой стороны был прирезан к месту Амброжевича. Дом окружен деревьями и расположен в глубине Отдельного парка. В 2014 году здание признано объектом культурного наследия регионального значения.
Под покровительством великого князя
В 1902 году в Царском Селе на Павловском шоссе в доме № 14 (в современной нумерации), фактически в Отдельном парке, заработало оздоровительное учреждение для детей. Оно интересно историей своего создания и тем, что уже второе столетие не меняет своего профиля.
Автор постройки неизвестен. И понятно почему – санаторий для детей с костным туберкулезом был построен на деньги, собранные по подписке. И наверняка проект, для экономии средств, заказали рядовому архитектору. Детское оздоровительное учреждение появилось благодаря инициативе врачей. Одним из них был Ксаверий Петрович Домбровский – блестящий хирург и доктор. Долгое время он сам работал под руководством детского врача Карла Раухфуса. Но еще более интересен тот факт, что вопреки расхожему мнению среди любителей истории Царского Села о том, что санаторий входил в систему учреждений Ведомства Императрицы Марии, он находился под покровительством великого князя Сергея Михайловича. Об этом упоминает Сергей Николаевич Вильчковский в своем каноническом путеводителе «Царское Село», вышедшем в Петербурге в 1911 году.
И это открывает совершенно новую страницу в истории жизни пятого из шести сыновей великого князя Михаила Николаевича и Ольги Федоровны, внука Николая I, выдающегося военного реформатора, фактически создавшего русскую скорострельную артиллерию и заложившего основы тяжелой мобильной артиллерии, известного своей скандальной связью с Матильдой Ксешин-ской – великого князя Сергея Михайловича Романова. О том, что он занимался еще и попечительством, почти ничего не известно. Что же касается санатория, то первый из его корпусов был открыт для пребывания детей в 1902 году, следующие два заработали только через несколько лет. Здесь было 30 бесплатных и 12 платных коек. Вплоть до революции он содержался на частные пожертвования. Интересно то, что, несмотря на реабилитационный характер учреждения, в нем был рентгеновский кабинет и хирургическая операционная. Но в основном детей лечили диетой, гигиеническими процедурами и целебным воздухом. Как писал Вильчковский: «Уже до истечения первого отчетного года из 59 детей 28 выписались выздоровевшими или получившими значительное облегчение».
После революции санаторий сохранили, он так и остался специализирован-ным – костно-туберкулезным. Правда, с 1945 по 1951 год именно здесь, на Павловском шоссе, размещалась больница № 38 им. Н.А. Семашко. В конце 60-х годов прошлого столетия один из корпусов был расширен и надстроен, санаторий перепрофилировали для взрослых пациентов. В начале 90-х здесь появилась фтизио-ортопедическая больница, а с 2009 года функционирует гериатрическое отделение восстановительного лечения больных неврологического профиля. Здания санатория за более чем вековую историю надстраивались и перестраивались. Под охрану в качестве объектов культурного наследия в 2001 году
в итоге попали только фрагмент фасада, выходящего в парк, фрагмент кровли, фасад со стороны шоссе.
Подготовила Вера ЛЕОНТЬЕВА
«Вестник администрации Пушкинского района»
№17 от 11.11.2020
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.