Янтарь Александра Крылова
В часовне-музее собора Воскресения Христова (Спаса на Крови), входящего в комплекс Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», работает выставка «Гимн солнечному камню», на которой представлены авторские работы художника-реставратора высшей категории Александра Крылова. Они созданы из янтаря –
драгоценного камня, который одновременно и поглощает солнечный свет, и излучает его. Имя Александра Михайловича Крылова хорошо известно специалистам,
а также тем, кто интересуется янтарным искусством: на протяжении четверти века он занимался воссозданием знаменитой Янтарной комнаты Екатерининского дворца.
Чудеса из янтаря
Александр Михайлович родился в Ленинграде в 1953 году. Сначала работал архитектором, а в 1979 году, после постановления Совета Министров СССР о воссоздании Янтарной комнаты в Царском Селе, стал заниматься ее возрождением. Он начал этот титанический труд в 1979 году и стал единственным реставратором, который работал над этим проектом
с первого и до последнего дня.
После триумфального открытия Янтарной комнаты в 2003 году Александр Михайлович на протяжении семи лет был ее хранителем, следил за тем, как янтарные панно ведут себя при активном воздействии на них множества людей, приходящих полюбоваться «восьмым чудом света».
В то же время, досконально изучив свойства янтаря, поняв его, Александр Крылов продолжил работать с ним – и очень успешно. Создал мастерскую, в которой уже успел изготовить более полутора сотен работ из этого удивительного материала.
Их разнообразие поражает воображение. Оказывается, из янтаря можно сделать самые разнообразные предметы декоративно-прикладного искусства: ларцы, шкатулки, пасхальные яйца, шахматы. «Солнечный камень» свободно и органично сочетается в его произведениях с самыми разными материалами – металлом, жемчугом, полудрагоценными камнями, деревом, костью. Янтарь может стать материалом для создания скульптуры – бюстов, голов, напоминающих мраморные. И даже лучше, как наглядно демонстрирует Александр Михайлович, ведь янтарь точнее, чем какой бы то ни было другой материал, передает тепло и свечение человеческой кожи. И среди работ Крылова – множество объемных портретов как современных деятелей искусств, так и знаменитых людей далеких эпох.
Александр Крылов занимается и тем, чего не делает больше ни один человек в мире. А именно – созданием икон из янтаря. Эти иконы, в основе которых лежит графика древних мастеров, сделана из кусочков янтаря, тщательно подобранных друг к другу.
Эти кусочки, колорированные по авторскому методу Крылова, сочетаются друг с другом, становятся частью единого целого. Процесс этот очень сложен даже чисто технически, не говоря уже о том, что это тяжкий духовный труд во имя создания сокровенного образа. Труд, требующий отдать ему себя без остатка. Но когда чувствуешь, что икона получилась, то испытываешь счастье, несравнимое ни с чем, говорит мастер.
Александр Крылов награжден орденом Почета, почетным дипломом и медалью Российской академии художеств «Достойному», а в 2013 году ему присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации».
Гимн солнечному камню
На выставке «Гимн солнечному камню» представлено почти 70 работ Александра Крылова. Среди них есть даже янтарная скрипка, и самое удивительное, что на ней при этом можно играть (при том, что первоначально мастер перед собой такой задачи не ставил). На этом необычном инструменте из янтаря играл, например, Сергей Стадлер в 2006 году на открытии очередной выставки Александра Михайловича. Скрипка подходит только для камерных концертов, но сейчас мастер создает более совершенный янтарный инструмент: скрипка будет легкой, с красивым звучанием.
В экспозиции представлены шахматы из янтаря – подобная работа, созданная несколько лет назад, была продана на аукционе Сотбис как уникальное произведение искусства. Здесь же можно полюбоваться пасхальным яйцом «Победа» в память Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Здесь же зритель может увидеть объемные портреты из янтаря: Антона Чехова, художника Винсента ван Гога, Святого князя Александра Невского…
При создании произведений искусства, представленных на выставке, использовался не только янтарь, но и другие, самые разнообразные материалы: серебро, металл, кость, жемчуг, ювелирные камни, фольга. При этом творения, выходящие из рук мастера, могут быть выполнены в самых разных техниках. И даже в одной работе могут, к примеру, сочетаться мозаичный набор, резьба по камню, литье, золочение. Самое удивительное свойство янтаря, как утверждает Александр Михайлович, это то, что янтарь подчеркивает красоту других материалов, соседствующих с ним, – таким уникальным свойством обладает этот солнечный камень.
Путешествие по выставке
Первый раздел выставки напоминает посетителям о Янтарной комнате. Плакетки, рельефные композиции – копии фрагментов отделки «восьмого чуда света». Но самая впечатляющая часть этой экспозиции – макет Янтарной комнаты, сделанный в масштабе 1:20. Янтарные панно, канделябры, золоченая резьба, зеркала, паркет, выполненный в технике маркетри… Даже мельчайшие детали были воспроизведены, часто – при помощи микроскопа. И это вызывает удивление и потрясает.
Еще один экспонат, размещенный в первом зале выставки и обращающий на себя внимание, – портрет писателя Льва Толстого, выполненный в натуральную величину. Напомним, что рост писателя составлял 180 сантиметров. Портрет узнаваем, кроме того, очень точно выверен психологически. Вот он перед нами – великий писатель, мыслитель, обладающий могучим талантом, кряжистый и мощный как телом, так и духом. Все это удалось верно передать художнику.
Вторая комната отдана иконам. Это крупные фундаментальные работы: Ветхозаветная троица, Иверская икона Божией Матери (часовня-ризница освящена как раз в честь иконы Иверской Божией Матери), икона Божией Матери «Неувядаемый свет», икона Святого благоверного князя Александра Невского.
Здесь же представлена янтарная модель Исаакиевского собора, созданная в соответствии с проектом Монферрана в масштабе1:170. Скрупулезная, филигранная работа удивляет своей точностью и сочетанием разных материалов. Кроме янтаря использованы дерево, мамонтовая кость, бронза.
Янтарь – удивительный камень. В руках искусного мастера он становится универсальным материалом, который может превратиться в предметы, выполненные в самых различных стилях – от классики и барокко до модерна и символизма. И это подтверждается экспонатами, представленными на выставке.
Выставка в часовне-музее Спаса на Крови (набережная канала Грибоедова, дом 2-а, литера Л) еще раз подтверждает талант Александра Крылова, доказывает, что он делает то, что не делает больше никто в мире. И у нас, зрителей, есть возможность познакомиться с этой выставкой, вдохновиться солнечным камнем.
Приходите удивляться, любоваться и восхищаться! Выставка будет работать до 31 марта.
Марина Орлова
Фото автора
«Царскосельская газета» №7, 26.02.2021 г.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.