Пятница 22 Ноября 2024 года

Эмбриологи – «бойцы невидимого фронта»

Эмбриологи – «бойцы невидимого фронта»

Еще пару десятков лет назад наука эмбриология была совершенно новой и практически неизведанной. Именно этим она и привлекла в свое время Алексея Грязнова – старшего клинического эмбриолога пушкинского Центра планирования семьи и репродукции, победителя городского конкурса «Лучший врач года».

 

Эмбриология как наука занимается изучением эмбрионов, то есть зародышей, образовавшихся в результате слияния яйцеклетки и сперматозоида; закономерностей и особенностей эмбрионального развития других организмов. Клиническая (медицинская) эмбриология занимается более узким спектром задач: проблемами искусственного зачатия, культивированием эмбрионов в лабораторных условиях, способами и путями влияния на развитие зародыша и так далее.

По словам Алексея Юрьевича, стать эмбриологом можно двумя способами. Первый – окончить биологический факультет любого университета по специальности «эмбриология» или «физиология» (то есть получить диплом не врача, а биолога), после чего повысить квалификацию, пройдя профессиональную переподготовку на базе НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии имени  Д.О. Отто в Петербурге, НИИ акушерства, гинекологии
и перинатологии имени академика В.И.Кулакова в Москве или же в Московском государственном университете. Второй вариант – получить специальность врача клинической лабораторной диагностики в медицинском вузе. Именно этим путем и шел в профессию наш герой. В системе здравоохранения Алексей Грязнов работает с 17 лет. Окончив первый курс Алтайского государственного медицинского университета, он устроился на должность санитара в отделение анестезиологии и реанимации городской больницы 5 города Барнаула и до самой интернатуры работал там же медицинским братом-анестезистом, после чего перешел на работу в Сибирский институт репродукции и генетики человека. С 2009 года он работает в Центре планирования семьи и репродукции женской консультации № 44 Пушкинского района.  В чем заключается работа клинического эмбриолога? – Мы полностью выполняем весь лабораторный этап вспомогательной репродукции, работаем с эмбрионами, яйцеклетками и сперматозоидами, –  рассказывает Алексей Грязнов. – Сначала врач-репродуктолог выполняет стимуляцию яичников, чтобы получить не одну, а несколько яйцеклеток. Затем он пунктирует фолликулы, а всю фолликулярную жидкость передает эмбриологу. Мы осуществляем отбор яйцеклеток из этой жидкости. Дальше, после обработки спермы, оплодотворяем их. Затем в течение пяти-шести дней выполняется культивирование эмбрионов. Напрямую с пациентами мы практически не контактируем. Случается, что иногда мы даем комментарии относительно качества и развития их материалов. Но на этом все. Собственно, поэтому мы, эмбриологи, – «бойцы невидимого фронта». По данным Всемирной организации здравоохранения, сейчас около 15% всех людей репродуктивного возраста страдают бесплодием. И, как рассказал Алексей Юрьевич, только в Санкт-Петербурге проводится около шести тысяч циклов ЭКО в год. Так что работа клинических эмбриологов очень важна и очень востребована. – Сейчас мы усиленно занимаемся совершенствованием неинвазивных методов селекции эмбрионов,– рассказывает Алексей Грязнов о направлениях своей работы в Центре планирования семьи. –  У эмбриолога есть три задачи: сделать хороший эмбрион, выбрать хороший эмбрион и сохранить его. То, чем мы занимаемся, –  это про вторую задачу. Нам нужно выбрать «тот самый» единственный эмбрион. В полость матки мы переносим лишь его, чтобы не допустить многоплодной беременности. Надо сказать, что мы – единственный центр в городе, который переносит всем нашим пациенткам по одному эмбриону. У нас нет примеров многоплодной беременности, которая редко положительно сказывается на здоровье детей и матерей.
Елизавета РАДЧЕНКО

Добавить комментарий