Среда 24 Апреля 2024 года

Жизнь в инвалидной коляске

 А кто сказал, что мы должны быть счастливыми? По мнению ученых, с точки зрения эволюции люди не созданы для жизни в райских условиях, для счастья, они созданы для борьбы за выживание. Поэтому мы просто должны прожить свою жизнь.

О жизни в Центре социальной реабилитации инвалидов, расположенном в Пушкине на бульваре Алексея Толстого, наша беседа с Игорем Старочкиным, инвалидом-колясочником, который проходит здесь реабилитацию.
Игорь Старочкин считает, что у него три прекрасных дома. Первый – там, где живут самые близкие ему люди – мама с сестрой, второй – своя небольшая квартира-студия и третий – ЦСРИ, где он ежегодно проходит реабилитацию почти со дня основания Центра. Здесь на стенах висят его картины, а по вечерам, когда все собираются в кафе на чаепитие, он, перебирая струны гитары, тихо и проникновенно поет. Играть он научился сам, с  помощью интернета. Активно занимался спортом, выступал за Центр, получал награды за спортивные достижения и творческие успехи. Но занятия спортом по рекомендации врачей пришлось пока отложить.


– Я нашел для себя Центр социальной реабилитации по душе, – признается Игорь. – Здесь мне помогли не только пережить трагедию, из-за которой я потерял здоровье, но и понять, что инвалидность не обрекает человека на бессмысленное существование. Здесь меня заново научили самостоятельно себя обслуживать, развили способности к рисованию, музыке, спорту. Мне здесь интересно жить, хотя моя жизнь и проходит в инвалидной коляске.
Процесс реабилитации для Игоря Старочкина длился несколько лет, и на его примере можно было видеть, как человек, которому заново пришлось учиться жить, стал самостоятельным, уверенным в себе человеком.
– Успешная реабилитация – это длинная дорога, – говорит Игорь – Это еще и черновая работа, порой довольно нудная и требующая терпения, дисциплины, труда и усилий над собой, при том  что «достижения» сначала малозаметны. Наверное, нет такого человека, который бы не стремился к выздоровлению, но у многих появляются различные страхи (это я по себе знаю), тревожность, обидчивость, пассивность. Самое сложное в этот период – воспитание воли. Для меня это значит сознательно делать то, что не получается. Особенно важно, что в такое переломное время сотрудники Центра становятся настоящими наставниками, союзниками, от которых мы получаем своевременную помощь и профессиональную поддержку. В Центре много работают над тем, чтобы реабилитация каждого была системной и целесообразной. Ведется настоящая командная работа, которая начинается с постановки реабилитационного диагноза, определения целей и задач, реабилитационного потенциала конкретного человека. Над этим работают медики, специалисты, соцработники, младший персонал… К сожалению, у некоторых людей восстановление поведенческой активности идет трудно и сложно. Проблемы копятся годами, человек запутывается в своей жизни, перестает верить в себя и людям, теряет уверенность в собственной социальной пригодности.
Внешние обстоятельства не всегда можно изменить, но человек всегда может отнестись к ним так или иначе. И профессиональная помощь заключается в том, чтобы выбор был сделан осознанно. Поэтому тем, кому нужна социальная реабилитация, важно  самим принять правильное решение. А все остальное в Центре есть: реабилитационное оборудование, бассейн (где созданы условия даже для тех, кто вообще не может передвигаться сам), тренажерный зал, созданы все условия для комфортного проживания и передвижения, по вечерам проводятся развлекательные программы. И всегда кто-то есть рядом.
Было приятно услышать от Игоря слова благодарности людям, которые работают с ним. Много для него сделала Любовь Владимировна Заслышкина, культорганизатор отделения социокультурной реабилитации.
– С ее помощью, – говорит Игорь, – я стал петь, при том, что сначала плохо выговаривал слова. Любовь Владимировна научила меня чувствовать музыку, выступать перед аудиторией.
Особенно благодарен Игорь сотрудникам Центра за отличные экскурсии на автобусе с подъемником.
– Я побывал в красивейших парках, музеях, монастырях Петербурга и области, посещал лучшие выставки, театры, спортивные международные соревнования, – говорит он. – Мои здоровые друзья считают, что я живу более насыщенной и увлекательной жизнью, чем они.
Раньше у Игоря Старочкина все было, «как у всех»: школа, служба в армии. Только жениться успел раньше других, в 18 лет. Стал отцом, сына назвали Романом. После службы освоил профессию шахтера. Работа научила его быть честным, смелым, порядочным: в шахте невозможно схалтурить. Он еще не убрал с почетного места в доме свой дембельский альбом, как поступило предложение учиться и работать по армейской специальности, которую он освоил во время службы: толкового парня заметили и оценили. Красивый. Мужественный. Здоровый. Игорь Старочкин был полон сил и счастливых надежд. –
Даже не знаю, нужно ли об этом говорить, – задумывается Игорь и продолжает,– мне в армии приснился сон, что иду я по темной улице, подходят ко мне трое и просят закурить…
Сон оказался вещим. И в реальной жизни такая встреча закончилась ударом ножа в спину. Игорь даже не знает, кто это сделал. Врачи спасли ему жизнь, но он был парализован и почти не чувствовал свое тело.
На вопрос, смог ли он простить человека, который сделал его инвалидом, Игорь ответил коротко:
– Так же неудачно могла упасть сосулька с крыши, что теперь об этом говорить… Вспоминать, как выбирался из того, что с ним произошло,  трудно. То время, когда был зависим от врачей, лекарств, нуждался во всех видах помощи, из памяти никуда не ушло.
– Просто научился с этим жить. Мы, инвалиды, – часть общего мира, живем обычной, хоть и трудной жизнью, –  говорит он.
Желание  жить в нас заложено природой. Это наш основной инстинкт – прожить жизнь. Но не все выдерживают выпавших на их долю испытаний. Игорь Старочкин выдержал.  Рядом были близкие люди, которые не потеряли силу духа, не сломались от горя. Трагедия показывает подлинность человеческих отношений, сразу становится ясно, кому ты действительно нужен. Все, что произошло с Игорем, изменило смысл жизни его мамы и сестры. Они всегда с ним, всегда рядом, любящие и несломленные.
– Спасибо маме, сестре, сыну, врачам, медсестрам, санитарочкам, друзьям и множеству прекрасных людей, с которыми меня свела судьба, за то, что я не был одинок, за помощь, за любовь и заботу, – благодарит Игорь близких его сердцу людей.
Через шесть лет после «девятого вала» судьбы Игорь Старочкин поступил в колледж, в группе он был единственным колясочником. Успешно окончил учебу. Сегодня по вопросам ремонта машины, коляски, телевизора или пульта от него все обращаются  к Игорю. Старочкин все может!
– Игорь, у тебя удобная и красивая коляска, –замечаю я.
– Да. Это хорошая коляска, сделана в Швейцарии под мои размеры индивидуально. Президент фирмы Кушаль – сам колясочник, у него слабые руки и ноги. Он действительно знает наши проблемы, и его фирма производит прочные, легкие в эксплуатации, удобные коляски. Для инвалидов важны средства передвижения, это наши ноги, наша независимость. Для того чтобы лечиться, учиться, работать, инвалиду нужно быть мобильным. В советские годы можно было раз в 6–7 лет получить льготный автомобиль по медицинским показаниям бесплатно плюс бесплатный бензин по талонам. После 2005 года эти льготы отменили. Правда, можно пользоваться социальным такси, но вряд ли оно есть в поселках, да и на учебу, например, так не наездишься. У меня была «Ока» – хорошая, маленькая машина, очень выручала, – признался Игорь.
В ходе реабилитации в Центре у Игоря Старочкина появилась идея получить профессиональное психологическое образование, однако лечащие врачи пока что дали ему медотвод. Но у Игоря уже есть понимание, что не надо бояться идти к задуманной цели: если она твоя, то в нужный момент найдется и способ ее достижения.
Со слов Игоря в нашем Центре социальной реабилитации инвалидов людям помогают жить, помогают улучшить функциональность тела, самочувствие, испытать радость общения, приобрести новый опыт, знания и навыки.  У людей с ограниченными возможностями обострены многие чувства – это научно доказанный факт. Но главные из них – чувства сопричастности, сострадания  и помощи. Очень многие нашли в ЦСРИ настоящих друзей, встретили свою любовь, создали семьи, воспитывают детей, стали известными людьми.
Есть и потери. Никто не застрахован от трагических сценариев, однако нездоровый образ жизни погубил значительно больше человеческих судеб. Мы знаем, что здоровье – главная человеческая ценность, но если мы не слышим стоны нашего собственного тела, то, как говорят священники, не помогут ни посты, ни поклоны.
Когда мы засыпаем, то не знаем, в каком из миров проснемся – еще в этом или уже в том, поэтому перед сном можно спросить себя, на что ты сегодня потратил свою жизнь.

Алла КАРПОВА

Добавить комментарий