Четверг 21 Ноября 2024 года

Мекка метеорологии

Есть в Павловске улица профессора Молчанова, бывшая 3-я Краснофлотская. Она начинается от Звериницкой и идет к Садовой улице. На углу улиц Садовой и профессора Молчанова расположен сквер, облагороженный стараниями сотрудников паркового сектора. Сегодня он готов принять памятник профессору П.А. Молчанову.
Кто он, профессор Молчанов? Не всем известно это имя, даже жителям окрестных домов. В лучшем случае ответят, что работал в Павловской обсерватории. Не все дадут четкий ответ и на вопрос о деятельности самой обсерватории. Но это не вина людей. Слишком мало публикаций об этом научном учреждении, нет ни одного памятного знака в местах, где находились целых пять исследовательских институтов.
Попытаться исправить это положение можно, посвятивновый сквер памяти тех, кто здесь работал, жил, прославил на весь мир Павловск и русскую науку своими открытиями и изобретениями.

«АЭРОСКВЕР», ИЛИ ТО, КАК МЫ УМЕЕМ ПОМНИТЬ…

Среди этих выдающихся ученых – и профессор П.А. Молчанов. Его по праву называют «отцом» отечественной аэрологии и одним из крупнейших ученых-метеорологов. Оклеветанный, незаслуженно репрессированный, он был жестоко убит во время конвоирования по Ладоге. В поселке Воейково, куда после войны была перемещена обсерватория из Павловска, находится памятник Молчанову, который не успели или не сумели установить – видимо, ждали, когда на родине его научных открытий, т. е. в Павловске, будут готовы принять монумент. Памятник тяжелый, гранитный, его нужно привезти, подготовить место для установки, осуществить благоустройство сквера. Здесь можно создать клумбу в форме дирижабля, который так часто использовался в исследованиях атмосферы, или детскую площадку с условным названием «Дворец солнца», именно так называли до войны Актинометрическую обсерваторию, соз-данную Н.Н. Калитиным, и где начинал свою трудовую биографию И.В. Курчатов. Дорожки сквера можно назвать именами создателей обсерватории. И тогда мы будем иметь еще одну городскую площадку, где дети и взрослые не только Заречной части, но и всего города смогут и отдохнуть, и познакомиться с интереснейшей вехой в истории Павловска. Необходимо только наше желание (жителей, администрации, руководителей учреждений) и осознание важности этого проекта.

ПЕРВАЯ В РОССИИ…

А теперь о самой Магнитно-метеорологической обсерватории и истории ее возникновения.
Изучением погоды занимались издавна, с помощью же приборов и научных наблюдений – относительно недавно. В России датой начала систематических инструментальных метеорологических наблюдений с помощью барометра и термометра принято считать 1 декабря 1725 г. Наблюдения проводились учрежденной Петром I Академией наук и всяческих искусств. Постепенно в России создавалась регулярная сеть подобных станций. Но требовались новые, совершенные методы наблюдений, появилась необходимость в создании научных учреждений или обсерваторий.
Начало было положено одновременно в Западной Европе и в России по инициативе Александра Гумбольдта, основателя германского общества исследователей земного магнетизма. При посещении Петербурга в 1829 г. Гумбольдт предложил Императорской Академии наук образовать подобное же общество в России. С тем же предложением он обратился в Англию. Вскоре в разных странах были сооружены магнитные и метеорологические обсерватории, в которых наблюдения производились по одной общепринятой методике.
Первая магнитная обсерватория в Петербурге была основана академиком А.Т. Купфером в гласисе Петропавловской крепости в 1830 г.
Одновременно по поручению Академии наук была организована сеть обсерваторий при горных заводах Урала и Сибири. Свои наблюдения их сотрудники сообщали в центральную обсерваторию, которая находилась при Корпусе горных инженеров и получила позднее наименование Главной физической обсерватории.
В 1862 г. рядом со старыми помещениями на 23-й линии Васильевского острова было построено новое просторное каменное здание. В то время оно находилось достаточно далеко от оживленных частей города. Но вскоре ситуация изменилась. Рядом были выстроены новые фабрики, мастерские, товарные склады, которые преградили путь свободному течению воздуха: тучи дыма из труб заводов, отапливаемых каменным углем; непрерывная тряска мостовой от езды извозчиков были существенными препятствиями для точных наблюдений за атмосферными явлениями. Встал вопрос о необходимости учреждения особой обсерватории в окрестностях столицы. Брат императора Александра II, великий князь Константин Николаевич, генерал-адмирал Российского флота, понимал, насколько важны такие исследования для флота, и предоставил обширный участок земли в Павловске. Его именем и назовут будущую обсерваторию – Константиновская магнитно-метеорологическая.
«В пятницу 21 мая 1876 года, во втором часу пополудни, в Павловске, близ дороги в Федоровский посад была совершена закладка Магнитной и метеорологической обсерватории в присутствии великого князя Константина Николаевича и его сыновей. При церемонии присутствовали также президент академии наук генерал-адъютант граф Ф. Литке», писала газета «Биржевые ведомости».

… ЛУЧШАЯ В МИРЕ

Тогда никто и подумать не мог, что это будет одна из лучших обсерваторий мира.
Известно, что на климат и погоду влияют атмосфера, ее верхние и низшие слои; Мировой океан, земля и ее недра. Поэтому и служат в метеорологии ученые разных специализаций: аэрологи, гидрологи, геофизики и т. д. Для каждой службы были выстроены отдельные здания с учетом специфики их исследований. Первым было выстроено Главное двухэтажное каменное здание. Над ним возвышалась каменная башня высотой 25 м. В 80 м слева от Главного здания был расположен каменный павильон для магнитных вариационных измерений. Симметрично ему справа – деревянный павильон для абсолютных магнитных наблюдений.
В разное время сотрудники обсерватории производили магнитные съемки в Петербургской губернии, на Балтийском и Черном морях, на Северном Урале, на острове Шпицберген. В последние годы своего существования обсерватория принимала участие в организации самой северной магнитной обсерватории – на Новой Земле. Для нее в Павловске ежегодно готовились два сотрудника для смены.
Отдел метеорологии был оборудован с не меньшей полнотой, чем магнитный.
Метеорологию нередко называют наукой о погоде. Слово «метеорология» происходит от греческого «метеора», что означает «нечто в небе». В буквальном смысле – это наука о метеорах, точнее, гидрометеорах, т. е. она изучает не камни, падающие из космоса, а дождь, снег, град.
С самого начала работы отдел занимался изучением движения облаков. Определение количества облаков производилось с двух пунк-тов: с каменной башни и с площадки наружных приборов. А начиная с середины 90-х годов XIX века производились и фотографические съемки.
Не менее важными являлись наблюдения за осадками, для чего был установлен самопишущий прибор.
Направление ветра до 1903 г. определялось с помощью приемников ветра, расположенных на главной башне на высоте 27–28 м от земли. Затем высота башни с помощью металлического каркаса была увеличена до 45 м.
Систематические наблюдения над высотой снежного покрова начались в нашей стране с 1890 г. по почину Русского Географического общества, а с 1891 г. стали измерять плотность снега.
Существовал и такой вид наблюдений, как продолжительность солнечного сияния. Она определялась с 1880 г. по специальному
гелиографу, установленному на главной башне.
Это лишь небольшая часть метеорологических наблюдений. На самом деле их было гораздо больше, не случайно Павловскую обсерваторию называли Меккой метеорологии.
Помимо общих метеорологических работ с конца XIX века велись аэрологические наблюдения в свободной атмосфере. Они производились на различных высотах через подъем самописцев на «змеях» и шарах-зондах. В 1902 г. здесь была открыта первая в России «змейковая станция». Метеорологические приборы поднимались над землей при помощи воздушных змеев, прикрепленных к стальному тросу. Заведовать станцией было поручено В.В. Кузнецову, сыгравшему важную роль в первоначальном развитии аэрологических методов.

ЗОНД МОЛЧАНОВА

Продолжил дело Кузнецова П.А. Молчанов. В 1914 г. он окончил Петербургский университет. В Павловске работал с 1917 по 1939 г. С самого начала научной деятельности его усилия были направлены на изучение верхних слоев атмо-сферы. Он конструировал первые зондовые и самолетные метеорографы, совершенствовал методы шаропилотных наблюдений, принимал участие в первой арктической экспедиции на большом немецком дирижабле «Граф Цеппелин». Ученый был активным участником подготовки первых полетов в стратосферу, сконструировал ряд приборов для всемирно известных полетов стратостатов: «СССР-1» – 30 сентября 1933 г. и «Осовиахим-1» – 30 января 1934 г. Под его руководством Павловская аэрологическая обсерватория осуществила первые подъемы автоматического стратостата для исследования космических лучей.
Одновременно ученый занимался научной работой в Арктическом институте, Институте гражданского воздушного флота, в Морской академии, Институте теоретической геофизики Академии наук СССР. В каждой строке биографии Молчанова встречается слово «впервые». Но прославил Молчанова изобретенный им гребенчатый радиозонд. Конструкция представляла собой резиновый шар, наполненный газом, который поднимал в воздух прикрепленный метеорограф. Измерив давление, температуру, влажность воздуха, радиозонд автоматически передавал кодированные сигналы на землю. Достигнув максимальной высоты, шар лопался, а подвешенные к нему приборы спускались вниз на парашютах. Все детали этой конструкции были продуманы Молчановым до мелочей. Он великолепно разбирался в радиотехнике, микрорадио-передатчик зонда он не только сконструировал, но и собственноручно изготовил, разработал систему кодирования. Этот метод исследования атмосферы открыл новую эру в метеорологии.
В настоящее время мировая сеть высотного зондирования насчитывает более 900 пунктов, где используются модифицированные зонды П.А. Молчанова.
В обсерватории Павловска было и актинометрическое отделение, занимавшееся изучением солнечной радиации. Оно было настолько развито, что в 1930 г. получило статус института и стало называться Институтом актинометрии и атмосферной оптики. Осталось добавить, что главным изобретателем новейших приборов и организатором строительства нового здания для института был Н.Н. Калитин. В отделе НИИ начинал свою трудовую деятельность И.В. Курчатов, академик, основоположник советской атомной энергетики.
И, наконец, самым последним (по времени создания) стал отдел обсерватории в Павловске, изучающий атмосферное электричество.
Электрические установки в Павловске являлись единственными в стране и отличались разнообразием и объемами текущих и специальных наблюдений. Эти наблюдения получили определенную законченность лишь в 1900-х годах благодаря работам немецких исследователей. Планы Павловской обсерватории широкой постановки наблюдений за атмосферным электричеством удалось осуществить только в 1914–1915 гг. К этому времени были приобретены очень чувствительные приборы для измерения и серия самописцев. Для них был выстроен особый павильон и произведен ряд сложных установок.
***
Таким образом, с самого начала своего существования с 1878 г. и до 1941 г. обсерватория являлась центром мировой метеорологии. Подобные учреждения в Европе были основаны гораздо позже, и для них павловская обсерватория служила образцом организации научных исследований. К сожалению, война уничтожила практически все здания этого научного центра, но сохранившийся научный потенциал реализуется сегодня и в Воейково, и в Подмосковье. А об истоках зарождения российской метеорологической науки мы забывать не должны, и сквер, посвященный павловским ученым, стал бы прекрасным напоминанием о славной истории отечественной науки.

Валентина ГОРБАЧЕВА, Музейно-выставочный комплекс
ЦККД «Павловск»

«Царскосельская газета» №21,
10.06.2021

Добавить комментарий