Пятница 22 Ноября 2024 года

Год науки и технологии. «Большая наука» для школьников и учителей

Сто лет назад, в начале 1920-х годов, в Петрограде и его окрестностях – в том числе в Павловске и в Детском Селе – активно работали биостанции, ставшие связующим звеном между учеными-естествоиспытателями и школой. Предполагалось, что дети должны получать знания об окружающем мире не со страниц учебников, а из наблюдений и экспериментов, сделанных на лабораторных занятиях как в классе, так и за его пределами. Это считалось одной из ярких новаций советского образования. Однако первая в истории экскурсионная биостанция, позволяющая детям познавать природу «на практике», появилась еще до революции – это был «Практический институт лесоведения», организованный в 1910 году в Павловске.
Павловск – родина юннатов
Создателем и заведующим «Практического института лесоведения» стал ученый-лесовед Виктор Федорович Мольденгауер. Он окончил Лесной институт в Санкт-Петербурге, работал в Сибири, после чего вернулся в Петербург и служил в Министерстве двора.
«Институт» располагался на Звериницкой улице, а «слушателями» были подростки – дети павловчан
и дачников. Работал он только летом и содержался на средства самого Мольденгауера, кроме того, с посетителей взималась небольшая плата.
В первый же сезон на занятия записались 53 подростка. Под руководством Виктора Федоровича они изучали местную природу, отправлялись на экскурсии (они порой длились целый день). Много внимания уделялось обработке экскурсионного материала и самостоятельным наблюдениям за животными
в аквариумах и террариумах.
Через три года у Мольденгауера закончились средства, и «институт» прекратил свое существование. Однако лесовод нашел способ продолжить работу в иной форме: убедил руководство Царскосельского дворцового управления, что для сохранения знаменитых парков необходимо их всестороннее научное обследование. Ему были выделены средства и помещение в Ламском павильоне Александровского парка. К изучению природы парков были привлечены известные ученые, был оборудован музей природоведения с обширной экспозицией: в ней были отделы болезней растений, вредителей растений, гидробиологический, почвенный, орнитологический и дендрологический. Музей стал базой для проведения экскурсий для школьников, которых привозили из Петрограда. Так, только в сложном 1917 году их состоялось более 80. Кроме того, на базе музея работали курсы учителей естествознания. Все хозяйство и штат станции содержались на средства Царскосельского дворцового управления.
Для общения с природой
После революции Виктор Федорович стал искать поддержку у новых властей и в конце 1917 года разработал проект «Экскурсионные станции для общения детей с природой», который был одобрен в отделе народного просвещения Петроградского совета: естествознание в новой, советской школе перестало быть «второстепенным» предметом и стало рассматриваться как один из главных способов формирования у учащихся научной картины мира.
Мольденгауер предлагал для начала организовать три биостанции: в Павловске, Шувалово и Сестрорецке. Они должны были обеспечить приют для экскурсантов и их руководителей, иметь библиотеку и музей местной природы, помещения для обработки собранного на экскурсии материала и изготовления на его основе школьных пособий, а также сад и огород, где учащиеся могли бы приобретать практические навыки.
По замыслу Мольденгауэра, экскурсии должны были проводить сами педагоги приезжающей школы, а персонал станции оказывал бы им помощь (сначала – инструктажем, а потом – обеспечением). Мольденгауэр уже занимался подбором персонала, но 27 июня 1918 года скончался, после чего музей в Александровском парке прекратил существование, а воплощение проекта биостанций было приостановлено. Однако его идеи были «приняты на вооружение».
В Петрограде дело Мольденгауэра продолжил известный педагог, популяризатор естествознания Иван Иванович Полянский. При Отделе единой трудовой школы Наркомпроса была создана экскурсионная секция, основной задачей которой на первом этапе существования стало создание системы естественнонаучных экскурсионных
станций. Их развитию способствовало содействие со стороны Русского общества распространения естественноисторического образования (ОРЕО), председателем которого в 1921–1928 гг. был ведущий специалист в области методики преподавания естествознания Борис Евгеньевич Райков. Станций было организовано одиннадцать – как в пригородах, так
и в черте города. Две из них располагались в Павловске и Детском Селе.
По рекам и паркам
Павловская станция была одной из первых открытых – и самых крупных. Ей были выделены два двухэтажных деревянных здания бывших дач. В одной из них обустроили музей местной природы, библиотеку (которая включила в себя и часть библиотеки Мольденгауэра), лабо-раторию и кабинеты для занятий экскурсантов. Во втором здании были оборудованы кабинет и лаборатория для слушателей курсов по естествознанию. Кроме изучения окружающей растительности, школьникам и педагогам предлагались интереснейшие геологические
экскурсии на берега рек Поповки и Тызвы. Заведовал этой станцией известный методист, автор учебников по природоведению Иван Иванович Полянский. На станции велась работа со школьниками и проводились курсы для учителей-биологов. Впоследствии она стала частью педагогического института им. А.И. Герцена.
Детскосельская экскурсионная станция находилась в здании особняка графини Шуваловой. Экскурсии проводились в дворцовые парки. Так, Екатерининский пруд давал обширный материал для лимнологических (озероведческих) экскурсий, Александровский парк – для дендрологических. Наиболее «интересным» был признан Баболовский парк – самый запущенный и потому дававший возможность обсуждать самые разнообразные темы: еловый лес, луговую растительность, их отличия, здесь же проводились энтомологические и орнитологические экскурсии. Заведующим станцией был зоолог и ихтиолог, популяризатор науки Петр Юльевич Шмидт. Проработала она до 1922 года.

Научить учителя
Экскурсии на станциях вели серьезные ученые – это обеспечивало контакт науки и школы, способствовало популяризации естествознания. Однако были и проблемы: программы экскурсий не всегда соответствовали темам, изучаемым школьниками, кроме того, дети воспринимали такие «внеклассные» выезды скорее как развлечение, что порождало серьезные проблемы с дисциплиной. Поэтому в ОРЕО решили вернуться к первоначальной идее: экскурсии проводят сами учителя, а станции помогают им.
Для подготовки педагогов в Павловске в 1920 году была открыта новая, «инструкторская» биостанция, которой было присвоено имя российского ботаника Валериана Викторовича Половцова. Ее заведующим стал Борис Евгеньевич Райков. Экскурсии здесь проводили известные ученые, специалисты в своих областях, что позволяло знакомить слушателей с последними достижениями естественных наук; параллельно опытные педагоги и методисты делились своими «наработками».
На станции был оборудован музей, в котором было несколько отделов: геологии, почвоведения, ботаники и зоологии, при этом сотрудники станции старались показывать не только гербарные экспонаты, но и живые растения, которые выкапывались прямо во время экскурсии и затем содержались на станции в горшках. Зоологический отдел привлекал
экспозицией, посвященной пресноводной фауне: в аквариумах было представлено 62 вида обитателей местных водоемов. Были обустроены метеорологическая площадка и учебная обсерватория, где поздними вечерами наблюдали звезды и знакомились с основами астрономии.
Среди слушателей были не только преподаватели-естественники, но и учителя гуманитарных предметов, воспитатели из окрестных детских колоний, студенты высших учебных заведений. Некоторые из них настолько увлекались, что после прохождения курса оставались на станции в качестве сотрудников.
В 1922 году инструкторская станция переместилась в Детское Село, унаследовав имущество и помещение закрытой к тому моменту школьной экскурсионной станции. Ее работа не ограничивалась пределами Петрограда-Ленинграда: сюда приезжали педагоги из разных регионов, от Сибири до Узбекистана.

***
Пропускной способности летней станции в Детском Селе уже не хватало. Поэтому в 1925 году в Ленинграде, в Демидовом переулке (сейчас – переулок Гривцова) была открыта центральная педагогическая биостанция, рассчитанная на круглогодичную работу, Детскосельская станция стала ее летним филиалом, а в 1928 году была закрыта.
В школах к тому моменту стал господствовать производственный уклон, место экскурсий заняли практические занятия по садоводству и огородничеству, животноводству, рыболовству и так далее, а на смену экскурсионным станциям пришли сельскохозяйственные.

По материалам
Анны Самокиш и Валерия Волкова
Подготовила Анна Михайлова

«Царскосельская газета» № 26,
15.07.2021

 

Добавить комментарий