Четверг 25 Апреля 2024 года

Жизнь, наполненная высоким смыслом. К 100-летию Нины Васильевны Немцевой

У каждого города, большого или малого, населенного десятками или сотнями тысяч людей, есть свои герои. Их жизнь, не скрытая от многочисленных, заинтересованных взглядов, проходит на наших глазах. Жизнь, наполненная высоким смыслом. К таким знаменитостям в самом добром, в самом лучшем смысле этого слова относят пушкинцы и Нину Васильевну Немцеву, бывшего директора школы № 406.
Сколько людей знают ее? Право же, трудно сказать. Посудите сами. Тридцать лет, изо дня в день, она как педагог большую часть своего времени отдавала школе, детям, коллегам. И почти все эти годы, за исключением грозных военных лет (когда судьба забросила ее в Казахстан, где она также продолжала преподавание) связаны с нашим
городом. Так сколько же людей ее знают?
О Нине Васильевне говорить и писать и просто, и сложно. Просто, потому что ее богатая биография, профессиональный опыт, душевная щедрость, принципиальность, педагогическое отношение к детям дают прекрасный материал для размышлений. А сложно, потому что все это сочетается в одном человеке.

В начале
Нина Васильевна Немцева родилась 22 марта 1921 года в деревне Слудицы Ленинградской области. В 1928 году семья Немцевых переехала в Детское Село, где Нина пошла в школу № 2 на улице Труда. Ее директором была Анастасия Алексеевна Смирнова, оказавшая большое влияние на становление жизненных взглядов юной ученицы.
Во время учебы с первого по седьмой класс Нина неоднократно в составе школьного актива участвовала в шефских поездках по деревням и селам Ленинградской и Новгородской областей. Окончив семь классов, девушка поступила в Детскосельский педагогический техникум.
По воспоминаниям Нины Васильевны, в предвоенные годы в молодежной среде особенно сильны были военно-патриотические настроения. Спорт, военные игры, маршевые песни… Все учились стрелять, и девчата тоже.
В 1940 году Нина вышла замуж за Виктора Николаевича Чукова, а в 1941-м у них родился сын Саша.
Военные годы Нина Васильевна провела в Средней Азии. Она преподавала, а кроме учительской работы занималась организацией помощи фронту.
В годы войны в Средней Азии учились и ленинградские дети, эвакуированные из осажденного города, которым она оказывала особую помощь. За свою работу Нина Васильевна была награждена медалью «За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны».
Война забрала у Нины Васильевны мужа (погиб в 1942 го-ду) и маленького сына (умер от воспаления легких).

Вырастить ученика гражданином
По окончании войны Нина Васильевна возвращается в Пушкин, где с 1946-го по 1950 год вместе с пушкинской молодежью принимает активное участие в восстановлении городского хозяйства, разрушенного войной. 15 июня 1948 года ее избирают первым секретарем райкома комсомола.
Нина Васильевна вспоминала: «Я все время общаюсь с молодежью. Это замечательное поколение. Когда слышу, как ругают их за короткие юбки, за грим – так и хочу вмешаться, сказать: не это в них главное, посмотрите, насколько они стали умнее нас, богаче знаниями. Как много они работают, учатся. А если и встречаются дурные исключения – значит, мы с вами что-то не доглядели».
За заслуги в комсомольской работе Нина Васильевна была награждена орденом «Знак Почета» и медалью «За трудовую доблесть».
В начале 50-х годов за спиной Нины Васильевны уже была учеба в Высшей партийной школе, а в 1954 году она поступает в Ленинградский государственный педагогический институт имени А.И. Герцена, по окончании которого переходит на педагогическую работу – преподает историю. Особенно много сил вкладывала она в обучение и воспитание школьников. Вырастить каждого ученика гражданином, патриотом Нина Васильевна считала своим призванием.
С 1956-го по 1960 год была завучем первой ленинградской школы-интерната, а затем ее директором. В период ее руководства учебное заведение было отмечено в числе лучших школ-интернатов области, и Нину Васильевну делегировали на Всесоюзный съезд работников народного образования, где ей было присвоено звание «Заслуженного учителя школы РСФСР».
Но особо хотелось бы обратить внимание читателей на то, как Нина Васильевна строила свои отношения с детьми. Ведь именно это – самое важное в труде учителя.
Работать с детьми невозможно, не любя и не понимая их. Отличительное свойство любви Нины Васильевны – требовательность. Ее коллеги, да и сами ребята говорили, что
у нее нет «любимых» и «нелюбимых» учеников, нет плохих и хороших. Она справедлива и объективна. С хороших – много спрашивала, со слабыми – «возилась», как ни с кем.
Для Нины Васильевны не существовало границ рабочего времени. В школе-интернате № 1 была группа детей-сирот. С ними Нина Васильевна проводила массу своего свободного времени, старалась порадовать их немудреными подарками, гуляла, придумывала игры. Давала то человеческое тепло, которое так важно получить в детстве.
При этом в ее любви не было сентиментальности. Учитель видит в учениках людей со своими характерами, задатками. Уважает их, считается с их ребячьим мнением. Но даже со скидкой на возраст ждет от ребят не инфантильности, а серьезного подхода к жизни.

Во главе коллектива
В 1968 году Нину Васильевну перевели на должность директора средней общеобразовательной трудовой политехнической школы № 406, и педагогический коллектив единодушно принял ее. Это были высококвалифицированные преподаватели, они работали дружно и сплоченно.
Высокое педагогическое мастерство, уважение к личности учителя, родителя и ученика, требовательность к себе и другим, пресечение в зародыше всякого мещанства, панибратства и вульгарности, стремление быть в курсе научных открытий , работа с детьми во внеурочное время (тематические вечера, стенгазеты, конкурсы)… Именно такой была работа в школе во время директорства Нины Васильевны. А в учительской не смолкали в жаркие споры о физиках и лириках, о красивой математике, о политике и новых стройках.
В 1976 году Нина Васильевна уходит на пенсию, но продолжает преподавать историю школьникам старших классов. Школу она передала Людмиле Ивановне Ивановой, которая знала ее твердые принципы, но все же была поражена: Нина Васильевна могла бы занимать пост директора еще много лет, но считала, что нужно открывать дорогу другим. Такой она была во всем.
За долголетний добросовестный труд Нина Васильевна в 1986 году была награждена медалью «Ветеран труда».

Учителем была до конца
Во второй половине 80-х годов было трудно понять, что происходит со страной. Началась перестройка. Ленинград – город-герой, центр культуры и просвещения с развитой промышленностью – стал неузнаваем. Прекратили работу многие предприятия, появились безработные. Нина Васильевна впервые не смогла ответить для себя на вопрос: тем ли путем идет страна? В райкоме партии ей предложили одну из самых выгодных должностей – заместителя директора по работе с кадрами Пушкинского райторга. Она восприняла это как оскорбление и отказалась. Нина Васильевна – учитель, и она осталась им до конца.
Особенно тяжело переживала она изменения, которые происходили с хорошо знакомыми ей людьми в первые годы перестройки. Предательство лучших идеалов, приспособленчество были для Нины Васильевны неприемлемы. Она страдала. Наверное, именно это и спровоцировало коварную болезнь.
Тяжело больную, ее поместили в Свердловскую больницу… Но было уже слишком поздно. Нина Васильевна вскоре ушла из жизни. Это случилось в 1989 году. Похоронена Нина Васильевна на Казанском кладбище город Пушкина.
Нина Васильевна до последних дней вела большую общественную работу в городе, была активным членом районного совета ветеранов
Но чем бы ни занималась Нина Васильевна – была ли секретарем райкома комсомола, членом райкома КПСС, пропагандистом, директором школы, учителем истории – она не просто работала, она горела на работе, отдавая ей все свои творческие способности, всю энергию.

Хранить память
Мне посчастливилось работать в 406-й школе, когда ее директором была Нина Васильевна Немцева. Она была требовательным руководителем и в то же время хорошо
понимала трудности педагогического труда. И мы, учителя, чувствовали себя защищенными. А если у вышестоящих органов возникали претензии, Нина Васильевна всегда
принимала удары на себя. Поэтому работать с ней было комфортно, легко и в то же время ответственно: страшно было не оправдать ее ожиданий.
А каким ярким учителем она была!
Вот Нина Васильевна входит в класс: «На прошлом уроке мы разгромили шведов под Полтавой, подавили восстание Кондратия Булавина, а сегодня займемся реформами». Мой сын учился у Нины Васильевны и был в восторге от ее уроков. Во многом благодаря ей он полюбил историю и хорошо знает ее до сих пор.
Нина Васильевна была очень искренним, сердечным человеком, умела радоваться, могла разделить горечь утрат. Ее сочувствие всегда помогало нам. Ее нельзя было не любить – столько в ней было обаяния. Она пыталась принимать участие во всех творческих начинаниях ребят.
По желанию учителей в 1990 году на здании школы № 406 в память о Нине Васильевне Немцевой была установлена мемориальная доска. Сейчас ее нет. Я случайно услышала реплику: «Да мало ли у нас заслуженных учителей! Что же, каждому нужна мемориальная доска?».
Прекрасно, что у нас много учителей, получивших это высокое звание, но таких, как Нина Васильевна, немного. Поэтому надо бережно хранить память о замечательном человеке и передавать ее молодому поколению.
«Россия-мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру, – заглохла б нива жизни», – написал Николай Некрасов, как будто о ней.
Ирина Николаевна АРОНЧУК,
бывший учитель 406-й школы

Вспоминают коллеги и ученики

Людмила Ивановна Иванова:
Нина Васильевна стала для меня строгим и требовательным наставником. Мы никогда не были на равных: разница в возрасте (18 лет) и уважение к Нине Васильевне, уровень которой казался недосягаемым, всегда заставляли сохранять некоторую дистанцию. Но все-таки она была мне настоящим другом, как была другом для многих коллег, детей с трудной судьбой и их родителей. И сейчас, когда звонят бывшие родители и ученики, обязательно вспоминают Нину Васильевну. Я понимаю почему: к сожалению, они уже не могут передать слова благодарности ей лично.
С первых же дней работы с Ниной Васильевной я была поражена, как быстро она принимала единственно верное решение и как оперативно решала вопросы, сразу набирала нужный номер телефона и настойчиво доказывала необходимость немедленно помочь, независимо от того, какого уровня собеседник был на другом конце провода.
Нину Васильевну любили и уважали не только в 406-й. Мы были радостно удивлены, когда на ее 50-летие в зал на четвертом этаже школы было не пробиться: пришли группы из коллективов почти всех учебных заведений района. Их никто не приглашал, но каждый участник этой очень теплой встречи в своеобразной лирической, иногда шутливой форме выражал свое восторженное уважение к Нине Васильевне.
Как только Нине Васильевне исполнилось 55 лет, она передала мне школу. Трудно возглавлять коллектив после такого человека. Для нас тогда было главным суметь сохранить то, что оставила после себя Нина Васильевна, сохранить тот дух сотрудничества, товарищества, который парил в педагогическом, ученическом и даже родительском коллективах школы.
Работа в отделе народного образования несколько отдалила меня от 406-й школы. Но когда было невыносимо трудно, я знала, куда пойти – к Нине Васильевне, она поможет.
Так случилось, что мы не встречались несколько месяцев. Однажды, узнав о моем прошедшем юбилее, о тяжелой болезни мужа, Нина Васильевна позвонила растерянная, извиняющаяся, как будто бы она была в чем-то виновата.
Вскоре Нины Васильевны не стало.
Есть люди, само существование которых придает уверенность в себе, является опорой в жизни. Именно таким человеком для меня была Нина Васильевна Немцева. С ее уходом образовалась какая-то пропасть, обрыв, пустота.
Мы стоим у могилы Нины Васильевны. На памятнике фотография молодой улыбающейся девушки, такой далекой и близкой, знакомой и незнакомой нам. Но именно такой ее навсегда запомнили коренные пушкинцы.

Зинаида Николаевна Смирнова:
Это было в далеком 1955 году. Я после окончания Педагогического училища имени Некрасова в Ленинграде была направлена на работу в 406-ю школу города Пушкина. Первый человек, которого я встретила, была завуч начальной школы – Нина Васильевна Немцева, молодая женщина с горящими глазами, стремительными движениями, которую интересовало все, что ее окружало. Это был типичный комсомольский вожак.
Сразу после моего представления Нина Васильевна повела меня по школе, показывая классы начальной школы, физкультурный зал, учительскую, рассказывая о жизни школы, о ее традициях, вовлекая меня в орбиту жизни трудового коллектива. Мои страхи и волнения прошли. Захотелось скорее приступить к работе в такой интересной школе.
В тот год коллектив школы пополнили четыре молодых специалиста. Жизнь была интересной. От старших товарищей мы перенимали их любовь к своему труду, к коллективу. Я не помню, чтобы Нина Васильевна делала нам замечания или ругала, хотя были и промахи, не все сразу получалось, но были заинтересованность у нашего непосредственного начальства, стремление нам помочь, поднять до своего уровня. Я очень благодарна за эту поддержку персоналу школы и прежде всего Нине Васильевне.
Шли годы. За это время Нина Васильевна стала директором уже другой 406-й школы (в нынешнем здании),а я оставалась все в том же здании (Советский бульвар, 1/2), пережила 22-й интернат и 403-ю школу, окончила институт. Снова мы встретились в 1973 году. В 406-й освободилось место учителя географии, которое мне и предложила Нина Васильевна.
Как и прежде, поразило то внимание, которым я была окружена в этой школе со стороны Нины Васильевны…
Меня всегда удивляло то, насколько хорошо Нина Васильевна знала всех ребят школы, их успехи, беды, как помогала тем, кто оступился, попал в беду. Она не забывала поблагодарить и учителей и учащихся за достойное выполнение своих обязанностей, и поэтому ребята любили и уважали директора, приходили к ней делиться своими мыслями, тревогами. Это создавало в коллективе дружную обстановку. Даже когда Нина Васильевна перестала быть директором и осталась в школе преподавателем, она вникала во все дела, помогала новым руководителям школы, переживала, если что-то созданное ею не находило применения в новых условиях.
Я благодарна судьбе за встречу с Ниной Васильевной и за совместную работу с ней.

Нина Павловна Кушеверская:
В 1976 году, когда я поступила на работу в 406-ю школу, Нина Васильевна уходила с должности директора, но оставалась преподавать историю. Новому директору (бывшему завучу) Людмиле Ивановне Ивановой было и просто, и трудно работать в таких условиях. Нина Васильевна прекрасно знала все школьное хозяйство и часто помогала Людмиле Ивановне. Но она порой забывала, что уже не директор, и входила буквально в каждую мелочь нашей жизни.
Я была с Ниной Васильевной в одной партийной организации. Наверное, не было ни одного партсобрания, на котором она не выступила бы. Она была настоящим коммунистом, прекрасным педагогом и воспитателем. Учила и воспитывала не только школьников, но и нас, учителей. Часто бывала у нас на уроках. Не ругала за неудачи, а старалась помочь разобраться и исправить ошибки.
Для меня Нина Васильевна была примером высокой ответственности, горячей заинтересованности. Она откликалась буквально на все и не на словах, а на деле, не жалела ни своего здоровья, ни времени и от нас требовала того же. Мы ее очень уважали, не могли не помочь, если она нас к чему-то призывала. Что бы ни случилось, Нина Васильевна всегда была там, где нужно. Всегда имела свое мнение, могла его аргументировать, не боялась высказать свою точку зрения и отстоять ее. Умела слушать других.
К людям она всегда была внимательна. Могла любому прийти на помощь. По характеру быстрая, вспыльчивая, с кем-то могла быть резкой, даже обидеть человека, но всегда обдумывала свои поступки и не стыдилась признать свою вину, подойдет, извинится и не уйдет, пока не наладит с человеком хорошие отношения.
Нина Васильевна остается в моей памяти очень живой, внимательной, доброй, не отступающей перед трудностями, настоящим борцом, у которого есть чему поучиться. Она была и интересным собеседником, который, казалось, знал все, человеком с юмором, умеющим посмеяться и над самим собой, что дано не каждому. Ей можно было рассказать все самое сокровенное и быть уверенным, что никаких сплетен она не допустит. С ней можно было посоветоваться и услышать доброе слово.
Я счастлива, что судьба свела меня с Ниной Васильевной, и ее светлый образ навсегда сохранится в моей памяти.

Галина Анатольевна Ильинская:
С 1963 года я училась в средней школе № 406. Это было удивительное время. В школе царила атмосфера взаимопонимания учителей и учеников. Прошло 25 лет с тех пор как
я окончила школу, но до сих пор помню всех учителей и очень благодарна им. Уроки истории вела Нина Васильевна – прекрасный человек, обаятельный, чуткий, внимательный,
любящий свое дело и детей, строгая и справедливая. Она увлеченно рассказывала, она учила нас думать и рассуждать.
Когда мы заканчивали 8-й класс, Нина Васильевна была в больнице. Вручение аттестатов, цветы, бал… Но очень не хватало любимого учителя. И мы прямо с выпускного бала,
в белых платьях, пошли в больницу навестить Нину Васильевну. Как хорошо, что у кого-то из ребят оказался с собой фотоаппарат, и теперь фотография хранит память о встрече выпускников с любимой учительницей теплым июньским вечером 1971 года.

Добавить комментарий