Новое искусство Российской империи
В Колонном зале музея-заповедника «Павловск» работает выставка «Под крыльями двуглавого орла», посвященная 300-летию Российской империи. Здесь представлено около 50 экспонатов, и многие из них – уникальны. С экспозицией корреспондента «Царскосельской газеты» познакомила научный сотрудник музея, хранитель Ольга Кушева.
21 ноября 1721 года Петр I принял титулы Императора Всероссийского и Отца Отечества.
Это значило, что Россия не просто стала могущественной страной, с которой следовало считаться: она, как и западные соседи, двигалась по дороге прогресса. И именно с этого времени в России начинает развиваться новое, европейское искусство.
Сначала произведения искусства и предметы роскоши закупались за границей, вскоре ведущие европейские мастера стали приезжать в Россию и основывать здесь свои предприятия. Более того, в столице появились заводы по производству предметов роскоши: Императорский стеклянный завод, Императорский фарфоровый завод и множество мануфактур.
На выставке «Под крыльями двуглавого орла» представлены экспонаты из фондов ГМЗ «Павловск» и из частного собрания семьи Карисаловых, давно и плодотворно сотрудничающих с ведущими музеями страны (Государственным Эрмитажем, ГМЗ «Царское Село», ГМЗ «Павловск»). Семья на только участвует в совместных выставках, но и дарит предметы в фонды. Экспонаты, подаренные Карисаловыми, можно увидеть и на этой выставке. Один из них – секретер работы Генриха Гамбса, стоявший в личных покоях вдовствующей императри-цы Марии Федоровны. Отметим, что Гамбс был одним из учеников выдающегося европейского мебельного мастера Давида Рёнтгена. В 1790 году он привез большую партию мебели Рёнтгена в Россию и решил остаться здесь, основав свое производство. Гамбс создавал дорогую, но удобную, функциональную и красивую мебель, которая была чрезвычайно популярна.
Секретер работы Гамбса в 1930-х годах перестал быть частью исторической коллекции Павловского музея: он был продан через «Антиквариат». И «всплыл» на одном из аукционов последних лет. Михаил Юрьевич Карисалов его выкупил, а затем подарил музею. Такой же была судьба и кресел из Парадной библиотеки императора Павла I, которые также можно увидеть на выставке.
Еще один шедевр мебельного искусства, представленный на выставке, – бюро работы другого ученика Давида Рёнтгена, Иоганна Готлиба Фроста. В таких бюро были секретные механизмы и потайные ящички, позволившие сохранить много тайн: открыть ящик посторонние не могли.
Центральное место в экспозиции отведено двум столикам из пальмового дерева, привезенным в Россию Давидом Рёнтгеном в 1780-х годах с первой большой партией мебели для императрицы Екатерины II. Один из них стоял в Туалетной императора Павла I, второй хранился в Эрмитаже, а во время распродаж 1930-х годов оказался за границей. Сейчас он находится в собрании семьи Карисаловых.
Обращает на себя внимание и комод работы русского мебельного мастера Никифора Васильева (также из собрания семьи Карисаловых). Никифор Васильев работал в артели на Охте – строил корабли, настилал паркеты в Царскосельском дворце в 1770-х годах. А еще был искусным мебельным мастером. Комод выполнен на высочайшем уровне, его столешницу и фасад украшают виды Твери, исполненные методом маркетри – набором из разных пород дерева: палисандра, розового дерева, чинары и других. Комод был подарен императрице Екатерине II губернским правительством Твери. Тверь при жизни императрицы несколько раз горела, а та не жалела средств на ее восстановление. И этот трогательный подарок от благодарных тверичей был дорог императрице.
Можно увидеть здесь и подносные кубки, выполненные на Императорском стеклянном заводе. Кубки c инициалами императрицы Елизаветы Петровны и изображением силуэта Александра I из коллекции музея наглядно демонстрируют высокий уровень мастерства работников завода, владевших различными техниками обработки и украшения стекла: выдувания, гранения, шлифовки. Среди подносных кубков можно увидеть и бокал, выполненный по случаю взятия Парижа 18 марта 1814 года союзническим войском во главе с Александром I. Этот предмет был подарен музею Американским Строгановским фондом. Обращают на себя внимание и изделия из рубинового стекла – амфора и две вазы в виде рогов изобилия – из собрания семьи Карисаловых. Рубиновое стекло можно было получить только при добавлении в него золота, и предметы, выполненные из такого материала, очень редки.
Нельзя не упомянуть и о фарфоровом сервизе для завтрака, части которого соединились вместе почти через 100 лет. Редчайший случай в музейной практике! В конце XVIII века в моду вошли камерные сервизы для завтрака на одну или две персоны. Такие сервизы в изобилии преподносятся царствующим и великокняжеским особам по случаю их именин и других праздничных дат. Были они и в Павловском дворце, и во многих павильонах Павловского парка, чтобы императрица Мария Федоровна, прогуливаясь по своей любимой резиденции, могла отдохнуть за чашечкой чаю. Комплект, о котором идет речь, находился в Розовом павильоне. В него входили поднос, чашка с блюдцем, сахарница, чайник и молочник. Последний был утрачен в первой трети XX века, и в описи 1938 года он не упоминается. А три года назад, в 2018 году, молочник был передан в дар музею семьей Карисаловых, и комплект снова обрел целостность.
На выставке представлены не только мебель и посуда, но и живописные и графические портреты из фонда музея-заповедника «Павловск», изображающие императоров и императриц – от Екатерины II до Николая I. Именно они были законодателями моды на предметы искусства в России. Например, успешной карьере Гамбса поспособствовала сначала сама Екатерина II, а затем и ее невестка – императрица Мария Федоровна.
Выставка будет работать в ГМЗ «Павловск» до 3 апреля.
Марина ОРЛОВА
Фото автора
«Царскосельская газета» №4
3.02.2022
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.