Пятница 19 Апреля 2024 года

Наша история. А там ты встретишься с знакомым лейб-гусаром…

Гусары как легкая быстрая кавалерия появились впервые в Венгрии в XVI веке: это было ополчение, использовавшееся для отражения турецких набегов. Потом такой род войск, напоминавший наших казаков, появился и в соседних странах – в Польше, Молдавии и Валахии, на Балканах. В России на протяжении первой половины XVIII века гусарские полки формировались на юго-западном пограничье из сербов, венгерцев, молдаван, валахов и даже грузин. При Елизавете Петровне, после новой волны переселения из Сербии, Болгарии и Македонии, были организованы гусарские полки в Новороссии (в Ново-Сербии на Днепре и Славяно-Сербии между Бахмутом и Луганью) и Слободской Украине.

Рождение гусарских полков
В конце 1774 года Екатерина II, поставившая цель освоить юг России и Новороссии, поручила князю Григорию Потемкину сформировать для несения службы по охране Ее Величества гусарский эскадрон в составе 130 человек и две казачьи конвойные команды. В апреле 1775 года такой эскадрон был составлен из Черного (64 человека), Желтого (25 человек), Сербского (20 человек), Молдавского (25 человек), Валашского (11 человек) и Венгерского (2 человека) гусарских полков. Он получил название Лейб-гусарского. Так родилась новая гвардейская часть, преданная императрице, и это позволяло ей не бояться дворцовых переворотов.
В 1792 году сын Екатерины Павел Петрович, понимавший роль, которую легкая кавалерия играет в бою, из откомандированного личного состава Кирасирского Наследника Цесаревича полка создал в своих гатчинских войсках двухэскадронный Гусарский полк, а через год из донских казаков в Гатчине был сформирован одноэскадронный Казачий полк.
Взойдя на престол в 1796 году, уже 18 ноября Павел I объединяет Лейб-гусарский эскадрон и казачьи конвойные команды матери с соответствующими подразделениями Гатчинских войск. Так рождается сводный Лейб-гусарский казачий полк. 24 января 1798 года он был разделен на два: лейб-гвардии Гусарский и лейб-гвардии Казачий полки.
В первые десятилетия своего существования лейб-гвардии гусары получили квартиры в Павловске (здесь же располагался их штаб), отдельные эскадроны размещались в Софии, Царском Селе и в Кузьмине.

Герои 1812 года
Первым серьезным испытанием для гусар стали войны с Наполеоном. Несмотря на неудачи русской армии в целом, гусары хорошо показали себя в 1805 году при Аустерлице и в 1807 году при Гутштадте, Гейльсберге и Фридланде. Под Фридландом особенно отличился лейб-эскадрон полковника Петра Загряжского, четыре раза атаковавший и опрокидывавший неприятеля. При встречной атаке дивизии генерала Латур-Мобура полковника Загряжского несколько раз ранило (всего этом в сражении он получил четырнадцать ранений), он без чувств упал с лошади и был захвачен в плен французскими драгунами. Увидев это, ротмистр князь Давид Абамелек немедленно принял командование, ободрил подчиненных, бросился с ними вперед и остановил неприятеля, отбив три пушки, которые французы захватили ранее у Воронежского мушкетерского полка.
В грозном 1812 году лейб-гвардии гусары участвовали в сражениях у Витебска, при Бородине, Тарутине, Малоярославце и Красном. Во время Бородинского сражения, действуя в составе 1-го кавалерийского корпуса, гусары перешли вброд реку Колочу при селе Малом и атаковали кавалерийскую дивизию генерала д’Орнано. Дивизия была опрокинута, и наши кавалеристы стремительно выдвинулись к селу Бородино, где встретили дивизию генерала Дельзона – четыре пехотных полка. Французы построились в каре и отбивали атаки до тех пор, пока на помощь гусарам не подоспела конная артиллерия, заставившая неприятеля отступить. В этом боевом эпизоде особенно отличились офицеры полковник И.Е. Трощинский (ранен пулей в грудь), ротмистр Н.С. Андреевский (ранен картечью), ротмистр М.В. Бороздин (тяжело ранен пулями, впоследствии от ран умер), поручик О.И. Юшков (ранен пулей в грудь), штабс-ротмистр П.Н. Дьяков (контужен ядром). Кроме того, было убито два унтер-офицера, трубач, 21 рядовой и 43 строевые лошади.
Наверное, самым знаменитым офицером лейб-гвардии Гусарского полка в эти годы был Денис Васильевич Давыдов. В 1807 году, числясь при полку, он стал адъютантом Петра Ивановича Багратиона, а в 1812 году, с вступлением неприятеля в пределы России, желая драться на передовой, перевелся в Ахтырский гусарский полк. За пять дней до Бородинского сражения он делился с Багратионом идеей создания собственного партизанского отряда.

Дж. Доу. Портрет Д. В. Давыдова. До 1828 г.

Царскосельская гвардия
Вернувшись из заграничных походов, гусары снова расположились в Павловске и Царском Селе, куда постепенно перемещался центр власти.
К тому времени попасть в гвардейские гусарские полки мечтали многие молодые образованные дворяне. На гусаров засматривались девушки (увы, штатские не могли соперничать с лихими гвардейцами-сердцеедами, им оставалось только вздыхать), но служба в гвардии требовала расходов, которые не каждая семья могла себе позволить.
Александр Пушкин тоже мечтал стать гусаром – так же, как и его друг-философ Петр Чаадаев, служивший в Царском Селе. Пушкин, восхищаясь умом и личными качествами своего старшего друга, писал о нем так:
Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,
А здесь он – офицер гусарской.
Именно в дружеском кругу офицеров лейб-гвардии Гусарского полка завершалось формирование Пушкина как свободолюбивого, широко мыслящего и в то же время горячо любящего Родину человека.
Царскосельским гусаром был и Михаил Юрьевич Лермонтов: с 1934 по 1937 год он был корнетом лейб-гвардии Гусарского полка.
С 1817 года полковым храмом гвардейских гусаров стал Софийский Вознесенский собор, походная полковая церковь была установлена в его центральном приделе, а с 1830 года лейб-гвардии Гусарский полк окончательно расположился в Царском Селе. Построенный здесь Гусарский городок включил в себя здания бывшего Скотного двора и был ограничен кварталами, заключенными между современными Парковой улицей, улицами Радищева, Красной Звезды, переулками Колокольным и Госпитальным. Здесь были выстроены казармы, конюшни, небольшой полковой манеж.

П.Е. Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтова в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. 1837 г.

Манеж лейб-гвардии Гусарского полка. Современное фото

От Русско-турецкой до Первой мировой
Помимо несения караульно-охранной службы при членах императорской фамилии гусары лейб-гвардии продолжали участвовать в боях и походах. В сентябре 1828 года, во время очередной Русско-турецкой войны, они отличились во время осады Варны, в октябре 1877 года – в сражении у деревни Телиш на подходе к Плевне, в январе 1878 года – в боях под Филиппополем, внеся свой вклад в освобождение народов Балкан от османского владычества.
Еще одним испытанием лучших воинских качеств стала Первая мировая, или Великая война. Лейб-гвардии Гусарский полк действовал на Северо-Западном фронте. В 1914 году участвовал в Восточно-Прусской и Лодзинской, в 1915 году – в Сейненской и Люблин-Холмской боевых операциях.
Вместе со всеми в рядах полка сражались князья императорской крови поручик Гавриил, корнеты Игорь и Олег Константиновичи Романовы. 27 сентября (10 октября) 1914 года князь Олег, командовавший взводом, был тяжело ранен близ деревни Пильвишки в районе Владиславова. 28 сентября (11 октября) его доставили в госпиталь в Вильне, где и прооперировали. В тот же день он был награжден орденом святого Георгия IV степени «за мужество и храбрость, проявленные при атаке и уничтожении германских разъездов, при чем Его Высочество первым доскакал до неприятеля». Олег Константинович Романов стал единственным членом Российского императорского дома, погибшим на фронте Первой мировой войны.

Памятник Олегу Константиновичу

Лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк был расформирован в мае 1918 года. Память о нем сохраняли немногие офицеры, оказавшиеся в эмиграции.
В 2003 году рядом с Софийским собором был установлен памятный знак полку, а в 2015 году – памятник князю императорской крови Олегу Константиновичу Романову.

Сергей ВЫЖЕВСКИЙ,
музей истории города Павловска (ЦККД «Павловск»)

«Царскосельская газета» №7,
25.02.2022

Добавить комментарий