Вторник 07 Мая 2024 года

Культурное наследие. Монмартр на Московском шоссе

Уже не первый раз в клуб «Отечество» в Центральную районную библиотеку им. Д.Н. Мамина-Сибиряка приходит Андрей Иванович Роденков. Он работает в производственно-реставрационной фирме «Паллада», а также в музее архитектурной художественной керамики «Керамарх», созданном на основе коллекции директора компании. В сферу деятельности компании входит полный комплекс строительно-реставрационных работ, кроме того, сотрудники фирмы выпускают книги,посвященные выдающимся керамистам, изделия которых они реставрируют.
На этот раз Андрей Иванович представил написанную им в соавторстве с К.В. Лихолатом книгу «Гончарный завод М.В. Харламова». Кстати, Михаил Васильевич Харламов имеет непосредственное отношение к Царскому Селу – у него была дача на Московском шоссе.

От живописи к предпринимательству

Михаил Харламов родился 12 мая (по старому стилю) 1837 года в Санкт-Петербурге, в доме на Моховой-Каретной улице ( с 1871 г. – улица Предтеченская, с 1952 г. – ул. Черняховского). Его крестили в близлежащей Крестовоздвиженской церкви (Лиговский пр., 128). Отец – Василий Харлампиевич Харламов – был купцом II гильдии, в 1829 году основал гончарный завод в собственном доме. В 1863 году, после его смерти, недвижимостью мужа, в том числе и заводом, владела мать Михаила Васильевича Мария Ивановна Харламова.
Михаил после обучения в частном училище по искусству у академика Николая Андреевича Токарева учился у Николая Степановича Пименова в Императорской академии художеств (ИАХ), куда он поступил в 1857 году. Учеба проходила успешно, за ее время он был удостоен нескольких серебряных и золотых медалей. В 1865 году Михаил окончил ИАХ в звании классного художника 1-й степени с чином X класса, и ему предоставили пенсионерскую поездку за границу «для усовершенствования в искусстве». Но, едва выехав за границу, он тут же и вернулся из-за того, что после смерти отца дела на заводе шли с каждым годом все хуже. Владения Харламовых неоднократно закладывались в Городском кредитном обществе Санкт-Петербурга.
После того как молодой Харламов взял управление гончарным производством в свои руки, положение завода существенно улучшилось. Больше всего здесь выпускалось архитектурной керамики. Кроме того, гончарный завод выпускал, в том числе, подовый кирпич, клинкер, разные трубы. Наглядным свидетельством улучшения работы завода стало возведение нового каменного заводского дома по проекту К.Н. Вербицкого. Фасад второго – жилого – этажа украсили декоративные детали с характерным для русского стиля орнаментом «плетенка».

В тесном взаимодействии

М.В. Харламов много сотрудничал с Леопольдом Бонафеде (химиком, мозаичистом и керамистом), их производственная кооперация началась с открытия последним в 1870 году керамической мастерской при Императорском стеклянном заводе. Харламов поставлял Бонафеде полуфабрикаты – терракотовые изразцы. Из них были изготовлены общепризнанные шедевры изразцового искусства – печь по проекту А.И. Резанова во дворце великого князя Владимира Александровича и печь в бане усадьбы Абрамцево. Но сотрудничество художников в 1878 году прервалось в связи со смертью Бонафеде, но, видимо, его вдова Луиза Федоровна Бонафеде все-таки передала сохранившиеся формы и эскизы изразцов Харламову.
С конца 1870-х годов на заводе изготавливалась архитектурная керамика для дворца великого князя Владимира Александровича (Английская наб., 68). У Харламова установилось многолетнее сотрудничество с архитектором М.Е. Месмахером, занимавшимся дворцом великого князя. В это же время по пожеланиям императора Александра III и его супруги Марии Федоровны Месмахер занимался переделкой интерьеров их личных комнат на верхнем этаже Аничкова дворца, которая предусматривала установку изразцовых печей и каминов. Излишне говорить, что изразцы для их облицовки выполнил завод Харламова. В конце 1880-х годов Харламов снова работал с Месмахером во дворце великого князя Михаила Михайловича (Адмиралтейская наб., 8). Последним примером сотрудничества Харламова и Месмахера до отъезда Месмахера за границу стало строительство здания музея Училища А.Л. Штиглица, начавшееся в 1885 году и длившееся 11 лет. Также Харламов активно работал и с другими архитекторами. В конце 1890-х и начале 1990-х годов он плотно сотрудничал с архитектором Н.В. Султановым. Плодом их совместной работы стали иконостас и изразцы для наружной отделки Петропавловского храма в Петергофе.

Завод Харламова в начале 1890-х годов также осуществил поставки фасадных изразцов по проекту А.А. Парланда для храма-памятника Спаса на Крови.


Насколько был важен вклад гончарного завода Харламова в архитектуру, отмечено в докладе художника-керамиста П.К. Ваулина «О положении керамического производства в России», сделанном в 1907 году в Императорском Санкт-Петербургском обществе архитекторов. Он, говоря о растущем применении художественной керамики в архитектуре, заявлял, что ее главными поставщиками являются заводы: в Петербурге – Харламова, в Москве – Кузнецова. Харламов в 1902 году выстроил собственный доходный дом на Предтеченской ул., 63. Но после 1906 года производство на заводе начинает сокращаться из-за появления новых конкурентов.

На даче в Царском Селе

В 1870 году Михаил Харламов женился. Его жена Елена Яковлева родила в том же году первенца Василия. В 1872 году родился Леонид, а в 1882 году – дочь Лидия. Для разросшейся семьи был куплен участок земли в Царском Селе, на котором была построена дача. Причем Харламов в 1878 году выкупил правую половину участка по Московскому шоссе у дочерей академика живописи Н.А. Лаврова. В то время как левая половина участка отошла художнику-педагогу П.П. Чистякову. Застройка участка с садом и двором была выполнена по проекту П.И. Кудрявцева. Постройки размещались вдоль участка по линии границы с территорией академика живописи К.А. Горбунова.
Семьи Харламова и Чистякова между собой дружили. Свидетельством тому – фотография, сделанная на участке Харламова в 1882 году. А через дорогу, во Фридентальской колонии, находился участок Кремеров.

В саду на участке М.В.Харламова. Слева – семья Чистяковых, справа – семья Харламовых (М.В.Харламов стоит справа).
Царское Село. 1882 г. НИМ РАХ

Один из его владельцев, Эмиль Кремер (художник-керамист, преподаватель майолики в Центральном Училище технического рисования (ЦУТР) барона Штиглица, заведующий живописной мастерской Императорского фарфорового завода, автор керамического декора некоторых зданий в Петербурге и в Массандровском дворце в Крыму) порой сотрудничал с Харламовым, а порой соперничал за выгодные заказы. Летом рядом с Харламовым на даче жила вдова Леопольда Бонафеде Луиза Федоровна. По воспоминаниям сына ее двоюродного брата Николая Бруни (художника, выпускника ИАХ), она теплыми летними вечерами на даче исполняла итальян-ские арии. Бруни так высказывался о самом Харламове: «…это был большой идеалист, высоко ценивший искусство, особенно греческое античное. Он окончил Академию с золотой медалью, но как-то разочаровался в своих силах… Он продолжал руководить гончарным заводом своего отца».
Был знаком Харламов и с архитектором Леонтием Бенуа, возможно, последний посещал его на даче. В своем дневнике, хранящемся у его правнука В.А.Фролова, Леонтий
Николаевич 4 октября 1914 года написал, что он вчера ездил с докладом к великой княгине Марии Павловне и навестил старика Чистякова во Фридентальской колонии. Далее следует характерная ремарка: «дача его несколько дальше за Харламовым».
Еще немного о даче Харламова. Н.Д. Беер, внучка академика живописи М.Н. Васильева, соседа М.В. Харламова по даче, в своих воспоминаниях пишет о вкусных
яблоках в его саду.
После революции и национализации завода Харламов прожил недолго, он умер 25 декабря 1918 года.
Получается, что небольшое Московское шоссе накануне революции было неким подобием Монмартра в Париже. Кроме известного профессора Чистякова здесь жили профессор живописи Михаил Николаевич Васильев. Керамисты – Михаил Харламов, Эмиль Кремер, Карл Келлер. А если вспомнить, что часто у Чистякова проживала Ольга Форш, а в гости к нему захаживали многие известные художники, то, бесспорно, значение русского Монмартра трудно умалить.

Фридентальская колония – бывшая немецкая колония в Царском Селе в XIX – начале XX в. Колония располагалась по внешней стороне Софийского бульвара вдоль царскосельского Московского шоссе. Колонисты занимались огородничеством и ремеслами, некоторые незаконно сдавали постройки под загородные дачи (с 1860-х). В 1897 году население колонии достигло 228 человек. Колония была упразднена в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны и антигерманскими настроениями.

Марина ОРЛОВА
Сканы из книги А.И.Лихолота и К.В.Роденкова «Гончарный завод М.В.Харламова»

«Царскосельская газета» № 10,
от 17.03.2022

Добавить комментарий