Придворная церковь Екатерининского дворца открыта для посетителей
19 марта Государственный музей-заповедник «Царское Село» вновь открыл для посещений храм Воскресения Христова.
Теперь здесь полностью восстановлено живописное убранство.
Придворная церковь Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца, названная в честь главного православного праздника – Воскресения Христова, была освящена 30 июля 1756 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Церковь поражала великолепием декора: на фоне синих стен, окрашенных берлинской лазурью, ярко сверкали золоченые коринфские колонны, обвитые ажурными резными гирляндами, фигуры ангелов и орнаментальные детали, а 114 живописных образов в золоченых резных рамах и три монументальных плафона делали церковный
интерьер особенно ярким и красочным.
Живописный ансамбль был утрачен во время Великой Отечественной войны. Из 114 икон остались только четыре: «Иоанн Дамаскин» (Иван Аргунов, 1749), «Исцеление расслабленного» (Гаврила Дерябин, 1753), «Архангел Михаил»
и «Архангел Гавриил» (Мина Колокольников, 1753); кроме того, сохранились 17 фрагментов икон (оккупанты вырезали живописные композиции из золоченых рам и увозили с собой).
Первый этап работ по восстановлению ансамбля проходил в 2017-2019 годах. Тогда было воссоздано 36 живописных образов, над которыми трудилась бригада художников из Санкт-Петербургской академии художеств под руководством Филиппа Боброва. Воссоздание происходило на основе акварели Эдуарда Гау (1860-е гг.), музейных описей 1939 года, фотографий иконостаса довоенного периода и икон петербургского Николо-Богоявленского собора.
Плафон в алтаре «Слава Святому Духу» (Андрей Беллоли, 1863) – единственный в интерьере церкви и всего Екатерининского дворца образец монументальной живописи, сохранившийся после фашистской оккупации. После войны он находился в плохом состоянии: из-за помутнения лака живопись практически не просматривалась, холст провис, имел пулевые отверстия. В 2017–2018 годах плафон был отреставрирован, работы проходили под научным руководством художника-реставратора высшей категории Нины Русаковой. Также под ее руководством были установлены на историческое место сохранившиеся фрагменты живописной падуги плафона «Вознесение Христово» (Василий Шебуев, 1820-е гг.), а утраченные фрагменты заполнены тоновой живописью с изображением архитектурных элементов.
Второй этап работ, начавшийся в 2020 году, был связан с воссозданием настенных икон. К этой работе привлекли бригаду живописцев Санкт-Петербургской академии художеств под руководством Александра Иванова, которая работала над воссозданием живописи в алтаре и центральном церковном зале. Опираясь на описи 1939 года и довоенные фотографии, художникам надо было создать 65 настенных образов – святых православной церкви, композиции на библейские сюжеты, тондо (изображение, вписанное в круг) «Саваоф» в куполе алтарной сени и образ Христа-Вседержителя.
В Николо-Богоявленском соборе и в музейных собраниях сохранились произведения братьев Мины и Федота Колокольниковых, работавших над убранством дворцовой церкви. Современные художники изучили их, чтобы ближе понять особую живописную манеру, сочетающую торжественную монументальность русского барокко и выразительность красок иконописной традиции. Облачения святых митрополитов поражают богатейшими цветочно-травными узорами, выполненными в объемном решении, являющемся продолжением московских традиций. Яркая портретная характеристика святых, академически точно написанные
кисти рук отражают европейские тенденции, пришедшие
в русскую культуру в XVIII веке.
Прорыв в работе над воссозданием икон произошел благодаря результатам проведенного исследования. Выяснилось, что иконографическим источником единственной сохранившейся сюжетной картины «Исцеление расслабленного» Гаврилы Дерябина является гравюра «Исцеление расслабленного» из Библии Кристофа Вайгеля (1695). Не только композиционное решение, трактовка и число персонажей, но и детали в графическом листе и живописном произведении оказались практически идентичными. Это позволило открыть первоисточники, к которым обращались братья Колокольниковы и помогавшие им московские живописцы: иллюстрированные Библии Вайгеля и Пискатора, пользовавшиеся большой популярностью в России.
В результате проведенной работы были воссозданы 65 икон. Три из семнадцати фрагментов сохранившейся живописи включили во вновь созданные композиции «Изгнание из Рая», «Притча о пяти хлебах», «Притча о неразумных девах». Остальные фрагменты будут храниться в фондах музея.
В 2019 году началась работа над воссозданием центральной композиции плафона «Вознесение Христово» (Василий Шебуев, 1823). Если живописное обрамление плафона посвящено ветхозаветной истории, аллегориям христианских добродетелей Веры, Надежды, Любви и Софии, Премудрости Божией, то центральная композиция отображает сюжет Нового Завета. Над эскизом плафона работала группа живописцев, плафон в натуральную величину создала художник Ирина Платова. Работы проводились при поддержке компании «Газпром»; команду специалистов собрала «Царскосельская янтарная мастерская».
В результате проведенной реставрации придворный храм Воскресения Христова, отличающийся яркой декоративностью и удивительно «теплым», радостным мироощущением, созданный знаменитым архитектором Франческо Растрелли более 250 лет назад, вновь вернулся к жизни. Для знакомства с этим архитектурным шедевром разработан специальный экскурсионный маршрут, включающий посещение личных апартаментов великого князя Павла Петровича.
Ирина РАДОВА,
ГМЗ «Царское Село»
«Царскосельская газета» № 11 от 24.03.2022
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.