СТАТЬИ:Современный взгляд
Современный взгляд
В преддверии Дня памяти жертв блокады Ленинграда, 75-летие которой страна отметила 8 сентября, на круглом столе в информационном агентстве ТАСС эксперты обсудили формирование, с учетом современных научных разработок, выставочного пространства в открывшемся после трехмесячного ремонта музее обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке.
Как отметил в своем выступлении профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Н.А. Ломагин, наиболее интересной для исследователей в настоящее время является тема инновационной деятельности администрации в блокированном немцами Ленинграде. По большей части она являлась вынужденной и была направлена на преодоление тотального дефицита необходимых для выживания города прдуктов, психологического давления, которому подвергалось население со стороны фашистов, паники и воровства. Именно тогда впервые было применено точечное энергетическое обеспечение промышленных объектов города, появилось понятие «альтернативные источники продовольствия», возникла система столовых с прикрепленными к ним гражданами, заработавшая с середины сентября 1941 года, были введены карточки. Столовые в тот момент стали уникальным инструментом, позволившим предотвратить в городе расхищение посредниками запасов продовольственных баз: граждане получали питание уже в готовом виде прямо в столовой.
На оперативную разработку инновационных механизмов в системе питания, энергообеспечения были направлены значительные научные силы, поскольку от успеха их применения зависела жизнь граждан, среди которых начали преобладать панические настроения из-за непонимания обстановки.
– Из дневников, ставших доступными и опубликованными за последние десять лет, становится понятно, что большинство горожан не имело ясного представления о ситуации в городе и на его подступах, а также в прифронтовой полосе, – сообщил Н.А. Ломагин. – В своем дневнике известная художница Остроумова-Лебедева сетовала, что советское руководство, союзники и немцы посредством работы шпионских и дипломатических структур и каналов знают о складывающейся ситуации, и только ленинградцы находятся в неведении.
Тем временем, с августа 1941 года, когда положение в городе стало критическим, фашисты стремительно сжимали кольцо блокады, лишив город возможности снабжения. Захватчики планировали задушить Ленинград, разрушив основные объекты его жизнеобеспечения и подавив силы противовоздушной обороны. Штурмовать его немцы не собирались в целях сохранения личного состава, но и принимать капитуляцию они тоже не планировали, поскольку в этом случае нацистское руководство вынуждено было бы думать о судьбе гражданского населения. Поэтому любые попытки горожан покинуть Ленинград пресекались заградительным огнем или огнем на уничтожение. Фактически судьба ленинградцев была предопределена с самого начала: им предстояло либо бороться до конца и выжить, либо умереть. Других вариантов фашисты им не оставляли.
В середине сентября Ленинград был наводнен большим количеством людей, которые в силу тяжелых поражений на фронте бежали в тыл. В городской комендатуре фиксируется, что ежедневно в город прибывает от тысячи до полутора тысяч человек, чьи настроения были пораженческими. Принимая во внимание напряженную ситуацию, руководство города стало больше внимания уделять вопросам оповещения граждан. Ленинградское радио, ставшее единственным источником информирования населения, рассматривалось руководством города как важнейший механизм стабилизации настроений в Ленинграде.
С начала сентября в городе ощутимо ухудшилось положение с продовольствием, в результате чего городским властям пришлось изменить систему снабжения. Были закрыты практически все коммерческие магазины, и сделать запасы, использовуя деньги, которые еще оставались у населения, стало невозможно. Перебои с продовольственным снабжением отразились на работе городских предприятий, руководство которых в ежедневном режиме направляло в Смольный и Ленгорсовет письма с просьбами оказать продовольственную поддержку. Населению, не занятому на производстве и не имеющему гарантий получения продуктов, пришлось в это время самостоятельно искать дополнительные возможности выживания. Одним из вариантов стало воровство с сельскохозяйственных полей, о чем есть свидетельства НКВД.
Поведение городского населения менялось в соответствии с ухудшением положения на фронте и сокращением нормы выдачи продовольствия, которая в конце ноября 1941 года была минимальной. Все это привело к участившимся случаям разбоев, возникновению «черного рынка продовольствия». Для контроля за этими явлениями ленинградское руководство, в частности первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП (б) Андрей Жданов, было вынуждено признать необходимость тесного сотрудничества с начальником Управления НКВД Кубаткиным. Записи об этом зафиксированы в его дневнике.
В декабре 1941 года из-за недостатка электричества встали предприятия, практически перестал работать водопровод. Водоснабжение и энергообеспечение осуществлялось «адресно» для поддержания работы промышленных объектов.
Критическая ситуация заставила ленинградских руководителей продумывать самые худшие для города сценарии. Тогда встал вопрос о создании сети нелегальной резидентуры, которая реализовала бы так называемый план «Д» и вывела из строя стратегически важные объекты в случае захвата города немцами. План был подготовлен А.А. Кузнецовым и В.Н. Меркуловым и утвержден Военным советом Ленинградского фронта.
Свидетельства о критических решениях первых месяцев блокады Ленинграда сегодня хранятся в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке. Увидеть их можно уже сегодня: музей, закрытый на ремонт в летние месяцы, начал работу в день 75-летия памяти жертв блокады Ленинграда. К сожалению, сегодня из-за недостатка площадей музей может представить лишь небольшую часть хранящихся в его архивах предметов. Однако это не лишает его сотрудников возможности создавать уникальные экспозиции. Так, после ремонта в музее начали работать две выставки, объединенные условным названием «Народный музей обороны и блокады Ленинграда». Это название выбрано не случайно, поскольку подавляющее число коллекций поступило из личных архивов ленинградцев-петербуржцев. Так, например, на выставке «Блокада в фотографиях» представлено 50 раритетных снимков Ленинграда (1941–1944) из частной коллекции М.Ю. Карисалова. Это подборка работ фотографов, которым было позволено снимать в блокадном городе. Уникальной можно назвать представленную в музее коллекцию блокадных зарисовок и дневников. Это те из немногих источников, в которых переданы человеческие переживания.
– Конечно, фотографии не отражают всю глубину трагедии, но на них зафиксирована повседневная жизнь города, – отметил директор музея обороны и блокады Ленинграда Сергей Юрьевич Курносов.
В настоящее время экспозиция музея открыта в том виде, в каком ее помнят посетители. Однако в 2017 году она будет изменена в связи с возможным расширением площадей. Пополняться же музейная экспозиция будет по-прежнему из личных архивов петербуржцев и благодаря новым исследованиям историков.
Татьяна ШАПОВАЛОВА
Фото предоставлено музеем обороны и блокады Ленинграда
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.