Пятница 29 Марта 2024 года

СТАТЬИ: Съемки в дни ГКЧП

Съемки в дни ГКЧП

Нынешний год посвящен российскому кинематографу. По этому поводу всем желающим предлагалось написать о съемках фильмов, очевидцами которых они стали. Вот я и решил вспомнить 1991 год.2

25 лет назад, в исторические августовские дни 1991 года, в парках нашего города проходили съемки сразу двух художественно-документальных фильмов. Один из них, «Фавор», ставший ненароком созвучным назревающим событиям, повествовал о череде госпереворотов, сопровождавших почти весь XVIII век и связанных с борьбой за престолонаследие в Российской империи. Об этих съемках я тогда писал заметки в нашу газету. В другом же фильме – о великой княгине Елизавете Федоровне, посвятившей свою жизнь служению Господу, мне довелось еще и поучаствовать. Сцены фильма снимались в Александровском парке Царского Села возле павильона Шапель. Съемки совпали с таким неординарным событием, как дни ГКЧП 18-21 августа 1991 г. Прошла информация о движении колонны танков к Ленинграду, но работа над фильмом продолжалась, невзирая ни на что. Картину, насколько мне известно, ставил Ленфильм при спонсорской помощи из Щвейцарии. Участвовать в костюмированных съемках было приглашено общество «Русское знамя».1

Незадолго до того, 21 июля, мне довелось принять участие в реконструкции похода Юденича на Петроград, на которую собрались клубы реконструкции из Москвы и Ленинграда. Тогда на мою долю выпало проводить руководителя «Русского знамени» Д. Матлина от станции Александровской в Пулково, чтобы определиться с местом установки памятного креста погибшим в 1919 г. в сражении на Пулковских высотах, затем выкопать под крест яму и наконец провести колонну в форме различных соединений белой армии от станции Александровская к выбранному месту. Акция была отмечена прессой. Появились заметки в «Невском времени». Памятному походу была посвящена передача в известной культовой программе ЛенТВ «Пятое колесо» и моя скромная заметка, проба пера – в пушкинской газете, тогда еще «Вперед» (с 1993 г. «Царскосельская газета»). Устанавливали крест сообща. Торжественное его освящение совершил настоятель Софийского собора (ныне благочинный Царскосельского благочиния) протоиерей Геннадий Зверев.

Так я влился в ряды «Русского знамени» и был приглашен на августовские съемки фильма.

Костюмированные сцены снимали до вечера. Я в форме фельдфебеля времен Александра III с подлинным солдатским Георгием на груди сопровождал великокняжеских особ при их прогулке по берегу пруда. В перерыве, не переодеваясь, я побывал в редакции пушкинской газеты. Именно в это время на крыше здания администрации района на флагштоке впервые вместо красного стяга поднимали прежний государственный триколор, пропагандируемый «Русским знаменем». Я побежал к собравшимся у флагштока, и моя форма (белая рубаха с красными погонами и тех же цветов бескозырка) оказалась здесь к месту.

Русское знамя затем подняли и над Мариинским дворцом. Вскоре эти флаги развевались по всему центру Ленинграда. Правда, не обошлось без казуса: отыскали флаг, похожий на наш триколор, но с зеленой полосой посередине – болгарский. Пришлось убеждать депутатов ЗакСа в недопустимости этого.

22 августа 1991 г. российский триколор был утвержден государственным флагом России. На той радостной волне удалось вернуть и исконное название города на Неве.

На съемках был интересный момент. Питание, несмотря на наличие спонсоров, не было предусмотрено. Изголодавшиеся к вечеру артисты требовали от меня как единственного местного проводить «великосветских» особ к ближайшему магазину, до которого было больше километра. И вот представьте себе колонну венценосных особ, возглавляемую вл. кн. Сергеем Александровичем со свитой, фрейлинами, пажами, прислугой, в нашем гастрономе. Шел 91-й год, и на полках магазина можно было отыскать разве что банки с кабачковой икрой. Дефиле особ в парадном платье из другой эпохи, с банками в руках шествующих по опустевшему городу в «комендантские часы», к моему удивлению и даже разочарованию никого особо не смутило. Малосъедобная икра оказалась невостребованной великокняжеским обществом. Вкусившие же ее ругали меня на чем свет стоит за напрасный, длительный вечерний моцион.

Ночью на берегу пруда по сценарию устроили иллюминацию. Мне предстояло пройти с факелом и с одного дубля зажечь крутящееся колесо с фаерами. Действо закончилось костром. На память остались фотоснимки, слайды и моя заметка в газете. Виктор ПАНОВ

Фото автора и Евгения БАЙКОВА

Добавить комментарий