АРХИВАРИУС: Наследие античного мира
НАСЛЕДИЕ АНТИЧНОГО МИРА
23 сентября в Кавалерском зале и Кавалергардской Павловского дворца среди античных коллекций именитых владельцев
разместилась совместная экспозиция из частной коллекции Михаила и Елены Карисаловых и собрания дворца-музея. На ней представлены неизвестные предметы древнего вооружения, скульптура, керамика, перстни-печати из бронзы и серебра.
Коллекция Карисаловых соседствует с лучшими античными экспонатами и предметами из раскопок на юге России из уникальной коллекции императрицы Марии Федоровны: расписные вазы, скульптуры, мелкая пластика и два древнеегипетских предмета – фигурки Анубиса и шабти.Постаменты временно перемещенных пеплохранительниц заняли шесть большеформатных южно-италийских керамических расписных ваз V–IV веков до нашей эры, 13 воинских шлемов последних столетий до нашей эры. В витринах Кавалергардской находятся 68 античных перстней. Впервые экспонируются 5 античных ваз из собрания музея-заповедника «Павловск», их реставрация была проведена при спонсорской поддержке семьи Карисаловых.
– Большинство российских и зарубежных музеев выросло изчастныхколлекций, – отметила директор ГМЗ «Павловск» Вера Дементьева. – Наш музей не является исключением, посколькусоздан на основе великокняжеской частной коллекции. Мария Федоровна и Павел Петрович, путешествуя по Европе, покупали античные предметы, чтобы использовать их в убранстве интерьеров строящегося дворца. Приобретать как можно большеподлинных древних статуй, бюстов, ваз рекомендовал им архитектор Чарльз Камерон. Кроме российских императоров исторические коллекции антиков собирали князья Голицыны и Юсуповы, графы Шуваловы и Строгановы, представители русской интеллигенции XIX века. Эти коллекции тщательно изучены, большинство их находится в государственных музеях. В настоящее время в Петербурге собраний антиков немного. Хватит пальцев одной руки, чтобы их перечислить. Мы глубоко признательны семье Карисаловых за горячее участие в делах и планах нашего музея и за предоставление, пусть и временное, своей коллекции.
Собрание Павловского дворца и семьи Карисаловых предоставляет исключительную возможность изучать столь драгоценные свидетельства культуры далекой эпохи. Особую благодарность директор музея выразила также специалистам отдела Античного мира Государственного Эрмитажа, принимавшим участие в создании экспозиции и реставрации вещей. Самостоятельную ценность, по мнению Веры Дементьевой, представляет каталог выставки «Наследие Античного мира», включающий описание экспонатов как семьи Карисаловых, так и предметов Павловской коллекции, а также специальные статьи, посвященные истории отечественной археологии и коллекционированию антиков. Так, впервые проведено исследование двух древнеегипетских предметов из коллекции Павловского дворца-музея. Они получили точную атрибуцию. Сенсационными стали исследование и расшифровка надписи на фигурке шабти, сделанные известным египтологом, заведующим сектором Древнего Востока Государственного Эрмитажа, доктором исторических наук Андреем Большаковым.
– Статуэтки шабти (их еще называют ушебти) представляют собой один из наиболее распространенных типов древнеегипетских памятников, – рассказал Андрей Олегович. – Шабти появились во времена Нового царства, с середины II тысячелетия до нашей эры, когда считалось, что тот свет имеет масштаб этого мира, а в роли царя выступает Осирис. Во время разлива Нила, когда вода затапливала обрабатываемую землю и население вынужденно бездействовало, его привлекали на так называемые царские работы – большие общегосударственные стройки. И если на этом свете такой работой заниматься было делом обыденным, то в загробной жизни шабти (в переводе «ответчик») помогал их избежать, замещая мертвого хозяина. Шабти были важной составной частью погребального инвентаря. Их количество в гробнице могло достигать 365 штук (по количеству дней в году) или даже в два раза больше. Что касается атрибутации, то если павловский шабти – подлинник, – отметил ученый, – он будет первым документированным древнеегипетским памятником в России. Если же это всего лишь подделка, тогда она обретает совершенно иную, но также несомненную ценность, поскольку число подделок египетских вещей XVIII и даже XIX века невелико. Они оказываются еще большими редкостями.
– По насыщенности подлинными античными артефактами и более поздними копиями нет, пожалуй, в России другого такого дворцово-паркового ансамбля, который без преувеличения можно назвать гимном античности! – не без гордости отметил заместитель директора музея-заповедника Алексей Гузанов. – Античный идеал, а не подражание или бездумное следование античным образцам и канонам складывался в Павловске с самого начала его существования. Здесь удалось добиться феноменального эффекта присутствия античного мифа – осмысленного или переосмысленного. Комплекс подлинных античных предметов, мифологических и исторических образов и архитектурных фантазий создает своеобразный и совершенно особый памятник. В Павловске античность выражается не только в декоративных элементах и других внешних проявлениях, но и как определенная философия, эстетика.
На фото:
статуэтки шабти и Анубиса,
амфора краснофигурная апулийская,
бронзовый шлем – важнейший элемент защитного комплекта воина.
Татьяна КУЗНЕЦОВА
Фото автора
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.