Воскресенье 23 Сентебря 2018 года
Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

СТАТЬИ: Что такое — «я — пушкинец»?

Что такое – «Я – пушкинец»?

Зачем люди приходят в музей, ведь в быстром темпе современной жизни посещение музеев для многих отходит на второй, а то и на десятый план. Не каждый взрослый житель Пушкинского района может похвастаться знанием прошлого своего края и города, зачастую не знают этого и дети. Но если история останется неведомой для подрастающего поколения, прервется нить, соединяющая нас с истоками.

Совместный проект Историко-литературного музея города Пушкина и Пушкинского дворца творчества открывает для учащихся города возможность приобщиться к своим корням, почувствовать связь с важнейшими историческими явлениями. Первыми участниками проекта стали члены советов школьных музеев района. В особую для Пушкина дату начала фашистской оккупации 17 сентября группа ребят побывала на музейной экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне. Перед посещением залов ребята посмотрели фильм «Блокада», настроивший всех на тему экскурсии.

С первых минут встречи школьников с главным хранителем Историко-литературного музея Д.Ю. Трошиным начался диалог. – Ребята, на мне форма рядового красноармейца Рабоче-крестьянской Красной армии образца 1941 года. Так были одеты солдаты, защищавшие с первых дней войны нашу страну. В чем ее отличие от военной формы 1944 года? С кем нам пришлось воевать, когда 22 июня 1941 года на советскую землю обрушились вражеские полчища?

Меньше всего эти и многие другие вопросы были похожи на строгий учительский опрос. Начался заинтересованный разговор, который ребята поддерживали своими размышлениями, иногда – короткими рассказами. Прошлое, о котором шла речь, оживало, становилось близким. Вот здесь, совсем рядом со зданием нынешнего музея, у военного комиссариата в июне 1941-го выстраивались огромные очереди желающих отправиться на фронт. Из окон залов видны улицы, по которым в начале лета того года шли колонны новобранцев, а уже 17 сентября – вражеские соединения.

Бойцы 168-й стрелковой дивизии, отдельных пулеметных батальонов, милиционеры, школьники отважно сражались с фашистами, но силы были неравные. В город вошли немецкие части. 28 месяцев фашистской оккупации превратились для знаменитого пригорода и его жителей в настоящий ад. Как выживали тогда пушкинцы? Новый режим установили оккупанты с первых же дней. Всех трудоспособных мужчин от 15 до 35 лет увезли в трудовые лагеря в Германию. Центр города от Октябрьского бульвара, потом от Колпинской (Пушкинской ) улицы был объявлен запретной зоной. Каждого, кто здесь появлялся, расстреливали без суда и следствия. Появилось множество виселиц. Нельзя заходить в дома, переходить запретную зону, ходить в деревни, даже подходить к помойкам! За малейшее неповиновение – расстрел. Начался страшный голод.

Но даже в невыносимых условиях на оккупированной территории действовало движение сопротивления. Партизанские отряды, боровшиеся с немцами, устраивали диверсии, взрывали склады с продовольствием и оружием. В партизанских отрядах кроме профессиональных военных сражались и «подпольщики» – учителя школ и школьники.

– Один такой отряд воспитанников детского дома с пионервожатой Ниной Фридман состоял из детей вашего возраста, – рассказывает экскурсовод, – им было по 10–12 лет. Они взорвали склад с немецким продовольствием, но были обнаружены фашистами. Их публично казнили на плацу Екатерининского дворца. Посмотрите на фотографии этих детей – Вовы Жукова, Аллы Новиковой, Зои Петровой, Раи Забкиной, мужествен но принявших свой трагический конец. В память о героической гибели юных пушкинцев в музее горит лампадка. Хватило ли бы сил у нынешних их сверстников встретить смерть так достойно?

От 54 тысяч населения в августе 1941-го года к сентябрю осталось 35 тысяч человек, к концу года – 5 тысяч, к середине 1942 года – 1,5 тысячи, а в январе 1944 года, когда город освободили, в нем жили не более 150 человек. В годы оккупации в Пушкине было уничтожено большое количество евреев (по разным подсчетам, до 1000 человек). Память об этом хранит Формула Скорби, что находится на улице Дворцовой, установленная на месте массовых казней евреев.

И вновь вопросы экскурсовода. Какие еще памятники, посвященные событиям Великой Отечественной войны, есть в Пушкине? Их много. Как связано с городом имя генерала Ивана Васильевича Хазова? В музее сохранены личные вещи боевого командира, его фуражка, часы, авторучка, письмо жене. В витринах мы видим фотографии советских командиров, бойцов, их награды. Может быть, кто-то из бывших на экскурсии ребят заинтересуется наградами и своих прадедушек и прабабушек?

Экскурсия продолжалась, рассказ перемежался стихами, интересными наблюдениями, сведениями о советских воинах, первыми ворвавшимися в Пушкин, о разминировании дворцов и парков. Кадры уникальной кинохроники завершили встречу, и школьники внимательно всматривались в лица тех, кто налаживал в городе мирную жизнь. По тому, как ребята, выходя с экспозиции, обсуждали увиденное и услышанное, было понятно, что время, проведенное в музее, потрачено не впустую. «Я в первый раз был в этом музее. Очень понравилось, – поделился впечатлениями девятиклассник Даниил из 459-й школы. – Настолько все интересно!». Семиклассницу 409-й школы Еву Федорову особенно впечатлили подлинные вещи – предметы, дневники. В своем школьном музее теперь ей хочется создать экскурсию по памятникам воинской славы города Пушкина, подробнее рассказать о личности генерала Хазова, его боевом пути. Руководитель кружка «Наследники малой Родины» этой школы С.В. Дымович отметила, что ребята узнали много нового, увидели, каким можно сделать школьный музей, как составлять материал экскурсии, открыли для себя новые маршруты.

cimg8634

– Одной из главных целей встречи было для нас напомнить оскорбных событиях военного времени, – говорит сотрудник Дворца творчества Т.С. Саркисова. – Школьники хорошо знают о ленинградской блокаде, но, к сожалению, гораздо хуже – о страшной фашистской оккупации Пушкинского района. Это должно тревожить нас, взрослых. Ребятам надо не просто иметь представление о прошлом, но сохранить историческую память. Хочется верить, что побывавшие здесь ребята расскажут о трагедии своего родного города одноклассникам, сверстникам. В Историко-литературном музее много интереснейшего материала, которым все мы можем пользоваться. Огромное спасибо за совместный проект руководству музея и главному хранителю Д.Ю. Трошину, который в доступной форме провел экскурсию и так заинтересовал ребят.

Район сегодня бурно развивается, сюда приехало много подростков и детей, которые не знакомы с историей Ленинграда и Пушкина. Что такое – «я – пушкинец»? Для осознания этого и существует музей, где тебе доступным языком расскажут об интереснейших фактах истории родной земли, чтобы ты понял, где живешь, чем можешь гордиться.
Татьяна ГОРШКОВА, научный сотрудник Историко-литературного музея г. Пушкина

Добавить комментарий