Пятница 29 Марта 2024 года

Это интересно: «Первенец российского флота»

119 лет назад, 24 марта (4 апреля по новому стилю) 1703 года, на Олонецкой верфи на реке Свирь амстердамский корабельный мастер Выбе Геренс заложил первый российский парусный военный корабль Балтийского флота – фрегат «Штандарт», который Петр I называл «первенцем флота».
Во время строительства фрегата русские войска вели упорные бои за выход к Финскому заливу. 1 (12) мая 1703 года штурмом была взята шведская крепость Ниеншанц, расположенная неподалеку от устья Невы и открывавшая путь к Балтийскому морю. В связи с этим событием в царский штандарт были внесены изменения: двуглавый орел теперь держал в лапах и клюве не три, а четыре карты – с очертаниями Белого, Каспийского, Азовского и Балтийского морей. Именно в честь этого знаменательного события «первенец флота» получил название «Штандарт».
Проектировал фрегат сам Петр I, соединив черты двух кореблестроительных школ – голландской и английской. В итоге судно получило необходимую для плаваний в Финском заливе уменьшенную осадку и высокий стройный такелаж английского образца. Длина фрегата составляла 25,5 м, ширина 6,8 м, средняя осадка 2,6 м. На закрытой батарейной палубе (деке) и верхней палубе фрегата были установлены 28 пушек калибром 8, 6  и 3 фунта. Численность экипажа составляла 120 человек.
На воду «Штандарт» сошел 22 августа (3 сентября) 1703 года, а уже в следующем месяце был переведен в Санкт-Петербург.
В то время «Штандарт», небольшой по размерам корабль, являлся сильнейшей боевой единицей Балтийского флота: только у него имелись на вооружении восьми- и шестифунтовые орудия (все предыдущие суда несли только трехфунтовые пушки).
«Штандарт» активно участвовал в Северной войне и находился в боевом строю более двадцати лет.

Фрегат «Штандарт», 1999 год


В 1725 году обветшавший корабль установили на берегу у Кронверкской гавани – для сохранения как морской реликвии. Однако три года спустя по распоряжению Екатерины I фрегат был разобран «за гнилостию» с передачей вооружения на вновь строящиеся корабли. В дальнейшем Екатерина намеревалась восстановить «Штандарт», однако замысел так и остался неосуществленным.
Возрождение петровского «Штандарта» состоялось в конце XX века. По сохранившимся архивным материалам была воссоздана точная копия фрегата. Планировка «Штандарта» предполагала разделение корабля на две зоны – историческую и современную. Выше пушечной палубы расположились штурвал и рулевое устройство, все декоративное убранство; все мачты, шпили, пушки, трапы и люки были сделаны с максимально возможным приближением к историческим. Эта работа стала возможной благодаря стараниям группы любителей военно-морской истории под руководством Владимира Мартуся и историка Виктора Крайнюкова.
4 сентября 1999 года возрожденный «Штандарт» был торжественно спущен на воду с верфи «Петровское   Адмиралтейство», а в июне 2000 года отправился в свое первое плавание. Маршрут пролегал по пути Великого Посольства, по тем городам и странам, которые более трехсот лет назад посетил Петр I.
Сейчас «Штандарт» в качестве учебного парусника с молодежным экипажем совершает дальние морские походы, а также принимает участие в съемках исторических фильмов.
По материалам Президентской библиотеки

«Царскосельская газета» № 13 от 7.04.2022

Добавить комментарий