Важнейший христианский праздник
Пасха для православных христиан – самый долгожданный, самый радостный день года. Праздник, знаменующий окончание Великого Поста, отметят в этом году 24 апреля. Празднуют Пасху 40 дней, на службах в храмах верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!».
Из книги священника Константина Камышанова «Недели приближения. Вектор и акварель Великого поста»:
История Земли могла полностью измениться в тот день, когда Христос на ослике въезжал в Иерусалим. Что стоило народу понять, что Бог и царь – разные вещи? Ведь это элементарно – Царство Небесное никогда не будет царством земным, это так просто. Если бы жители города услышали Иисуса, мы бы жили в другой вселенской реальности.
Теоретически такая возможность была. А практически надеяться было не на что. Слишком все было запущено. Настолько, что народ рисковал погибнуть в невежестве. Если бы Христос не пришел в Иерусалим, пропал бы плод тысячелетних Божественных трудов.
Чем громче кричал народ, приветствовавший Христа, тем очевиднее становилось, что Его убьют. Если бы они догадались, что Господь приходит вместо царя, встреча могла бы быть гораздо скромнее, а народ сдержаннее и задумчивее. Таким он бывает на Пасху. Тихая радость пришествия Бога, смешанная с надеждой и печалью о себе.
Но народ не узнал Христа. Ему не нужен был близкий Бог, ему нужен был генералиссимус, и победа над Римом, и власть над миром.
Христос вошел не во врата города, Он вошел во врата Своей смерти.
Великий пост обрамлен смертью. Вначале это смерть Адама в мир, в конце – смерть Христа в Рай. Человек вошел в мир смертью, Богочеловек прошел врата смерти в обратном направлении. И нам предстоит проделать этот путь домой через обратную дорогу смерти. Очевидны параллели грехопадения и спасения. Похожи ступени лестницы смерти, ведущие вниз и вверх.
В Великий Понедельник вы видим бесплодную смоковницу и Христа и вспоминаем плодоносное Древо Рая. Два древа, два противоположных образа, две судьбы.
Во Вторник Иисус рассказывает притчи о талантах и о разумных и неразумных девах. Адам еще не согрешил, в его руках таланты – дары Бога, он еще может поступить, как мудрые девы.
В Среду мы вспоминаем предательство Иуды и народа. Этому событию соответствует предательство Адама. Первый человек предал Отца, согласившись с сатаной, как согласился с сатаной Иуда. Адам через решение вкусить запретный плод стал первым Иудой.
В Четверг вспоминаем Тайную Вечерю – и трапезу Адама, закусившего яблоком.
В Пятницу Христос умирает на Кресте. Этому противолежит мучительное вхождение Адама в мир, полный бесплодных древ и кустарников с шипами. Шипы возлагаются на главу Иисуса. Адам умирает в землю, Христос «умирает» в Небо.
В Великую Субботу Христос проходит через врата смерти в одном направлении, Адам – в противоположном. В покой Субботы Христос сокрушает ад. Адам оказывается в замешательстве посреди пустынной земли – как жить в новом мире?
Аналогия с Адамом завершается. Христос и Адам разминулись в дверях ада и смерти.
Воскресение – восстановление Рая. Новый Рай совершенней прежнего. Жители нового Рая более искусны и более опытны, чем Адам. Они знают зло в лицо, знают, как выглядит соблазн и власть сатаны. Выйдя на новый уровень богоподобия в знании и в духе, они говорят Богу «да», а сатане «нет». И мы можем быть такими, как они.
В Великий пост впрессована вся история человечества. Та, которая была, которая есть и которая будет. В пост вставлена и наша жизнь, и наша возможная судьба. И нам предстоит пройти врата смерти в обратном направлении, если хотим жить с Богом. Или пройти вторые врата смерти – врата ада – и стать еще примитивнее, грубее и уродливее, чем мы были на земле. Как мы отличаемся от Адама, так житель ада отличается от нас.
Христос несколько раз плакал. Плач о Иерусалиме и плач о Чаше отстоят друг от друга всего на несколько дней. Плач о Иерусалиме – жалость потерять плод работы длиной в тысячелетия. Так мы будем плакать о том, что теряем привычный и любимый наш мир. Плач о Чаше – это томление смерти. Все мы тоже пройдем через это. Только Христос проламывал Свой путь через смерть, преодолевая сопротивление вражьей силы. Его душу томило вселенское зло. Наш путь открыт и расчищен, но и нам страшно, и нашу душу томит смерть.
Но почему смерть? Зачем умер Сын Божий, разве обязательно было умирать Христу?
У нас нет выбора. Здесь нельзя оставаться вечно. Оставшись навечно в этом непреображенном мире, мы уподобимся пресловутому Вечному Жиду, чье проклятие в невозможности умереть. Никому не нужен непропеченный хлеб и недостроенный дом. В бесконечной жизни нет завершенности и смысла. Мы логично покидаем землю печали и возвращаемся так, как пришли, обратно, через портал скорби – в Рай.
Да, смерть. Да, страх и томление. Но и слова Христа об умершем Лазаре и его болезни смертной:
– Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.
Мы, входя в праздник Входа Господня в Иерусалим, вступаем вместе со Христом в Его смерть и в Его воскресение: Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним (Ин. 11: 16).
Для того, чтобы и нам, как Лазарю, услышать:
– Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон (Ин. 11: 43).
Господь сказал в века:
– Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы
поверили, что Ты послал Меня (Ин. 11: 42).
Мы слышим – и идем обратно домой.
Помоги нам, Господи, не сбиться с пути и не прельститься новыми адамовыми плодами.
Пасхальная кухня
Перед Пасхой (праздником Светлого Христова Воскресения) верующие в течение семи недель соблюдают строгий пост.
А в праздник разговляются, то есть после долгого периода воздержания могут себе позволить молочные продукты, мясо и рыбу. Традиционными пасхальными угощениями считаются яйца, куличи, творожные пасхи.
Яйца
Крашеные яйца служат напоминанием о красивой легенде. Считается, что Мария Магдалина пришла к императору с вестью о Воскресении Христовом, а в подарок, чтобы не идти с пустыми руками, принесла яйцо. Правитель сначала не поверил в ее новость: «Это невозможно так же, как невозможно, чтобы это яйцо сейчас стало красным». И тут же случилось небольшое чудо, подтверждающее, что великое чудо Воскресения – реальность.
Способы красить яйца к празднику у каждой хозяйки свои: кто-то использует луковую шелуху и другие натуральные красители, кто-то – яркие пищевые краски промышленного производства.
Кулич
После Воскресения Христова апостолы оставляли за своим столом место и хлеб для Спасителя. В Церкви сегодня об этой традиции напоминает артос – большая просфора, которую освящают на пасхальном богослужении, а в конце Светлой седмицы разделяют на кусочки и раздают прихожанам как святыню. Дома верующим об этом напоминают куличи, которые часто хозяйки пекут сами (обычно в Великий четверг или раньше, на Страстной неделе).
Творожная пасха
Форма творожной пасхи (паски) символизирует одновременно и Голгофу, и гроб Господень. А украшающие ее узоры и буквы «ХВ» говорят о Христовой Победе. Это блюдо на Пасху и напоминает о великой жертве Спасителя, и дает ощутить сладкий вкус радости и надежды.
Кроме этих традиционных блюд у разных народов существуют и другие блюда на Пасху: за-печеная баранина, запеченная в хлебе ветчина, суп из бараньих потрошков и многое другое, но наиболее распространены всевозможные вариации выпечки.
По материалам foma.ru
Кулич из Александрийского теста
Такой кулич выгодно отличается удобным способом приготовления: опара замешивается вечером, а продолжение следует только утром. В результате на другой день вам останется только добавить пряности и муку, сухофрукты и цукаты, а затем выждать положенные пару часов. После ночной расстойки тесто поднимается значительно быстрее, и куличи получаются более пышными.
ИНГРЕДИЕНТЫ
Для опары:
— сливочное масло – 180 г
— яйца – 4 шт.
— желтки – 2 шт.
— сахар – 370 г
— топленое молоко – 370 мл
— свежие дрожжи – 50 г
Для теста:
— светлый и темный изюм – по 75 г
— коньяк – 2 ст. л.
— шафран– 1 щепотка
— ванильный сахар – 15 г
— цедра апельсина
— молотый мускатный орех – 1/3 ч. л.
— молотый кардамон – 1 щепотка
— соль – 1/2 ч. л.
— мука – 1 кг
— цукаты — 100 г
— цукаты и вяленая вишня – по 100 г
ПРИГОТОВЛЕНИЕ
С вечера приготовьте опару. Сливочное масло нарежьте небольшими кубиками, поместите в ковшик и растопите на слабом огне и дайте остыть до теплого состояния. Миксером взбейте в большой кастрюле яйца и желтки с сахаром. Добавьте теплое топленое молоко, раскрошенные дрожжи и растопленное сливочное масло. Тщательно перемешайте. Накройте кастрюлю полотенцем и оставьте при комнатной температуре на 8-12 часов.
Утром изюм залейте коньяком и оставьте на 30 минут. В опару теста кулича добавьте шафран вместе с ванильным сахаром, цедрой, мускатным орехом, кардамоном и солью. Перемешайте.
Муку просейте через сито и порциями добавьте в опару. Вымешивайте в течение 15 минут до тех пор, пока тесто кулича не начнет отставать от стенок кастрюли.
Затяните верх емкости с тестом пищевой пленкой. Оставьте в теплом месте до увеличения объема в 2-2,5 раза. Добавьте изюм, вяленую вишню и цукаты. Тщательно перемешайте.
Тесто кулича разложите по формам не более чем на 1/3 высоты. Дайте подняться так, чтобы оно не доходило до верхнего края примерно 2 см. Выпекайте 10 минут при 200°C и еще 25 минут при 180°C. Дайте куличам немного остыть в формах. Затем осторожно выньте и переложите на бок на толстое полотенце. Периодически перекатывая, дайте полностью остыть. Приятного аппетита!
Царская пасха
Царская пасха поразит воображение ваших близких и гостей, настолько она ароматна и вкусна. Главное – купить для этого праздничного блюда натуральный творог, лучше всего деревенский. Благодаря технологии заваривания массы на горячей водяной бане царская пасха имеет потрясающе нежную сливочную текстуру, которой трудно достигнуть обычными способами приготовления, считают в журнале «Гастроном». А добавление вяленой клюквы и цедры лимона делает вкус традиционного пасхального блюда особенно изысканным и утонченным.
ИНГРЕДИЕНТЫ
— творог (не менее 9%) – 500 г
— сливочное масло – 100 г
— изюм – 100 г
— лимон – 1 шт.
— яйца – 3 шт.
— сметана 30-40% – 250 г
— сахар – 150 г
— ванильный сахар – 1 ст. л.
— клюква вяленая – 100 г
— очищенный миндаль – 100 г
ПРИГОТОВЛЕНИЕ
Подготовьте творог для царской пасхи: протрите его два раза через частое сито (после этого можно пробить его погружным блендером для получения гладкой текстуры).
Сливочное масло нарежьте кубиками и оставьте на 30 минут при комнатной температуре. Изюм вымойте, залейте теплой водой и оставьте на 15 минут. Затем откиньте на дуршлаг и обсушите, разложив на бумажном полотенце. С лимона снимите мелкой теркой цедру.
Выложите творог для царской пасхи в металлическую миску. Поместите ее сверху на кастрюлю, на треть наполненную водой. Яйца взбейте миксером со сметаной и мягким сливочным маслом. Перемешайте с творогом в миске.
Получившееся сооружение поставьте на плиту. Варите творожную массу на слабом огне, непрерывно помешивая, до тех пор, пока она не станет горячей. Затем снимите с огня и, продолжая помешивать, остудите до комнатной температуры. Добавьте оба вида сахара и перемешайте до однородной консистенции. Положите изюм, миндаль,цедру и клюкву. Перемешайте.
Получившуюся массу переложите в форму для пасхи, выстланную сложенной вчетверо влажной марлей. Сверху накройте свободными ее концами и поместите под гнет не менее чем на сутки, подставив емкость для выделяющейся жидкости. Царскую пасху украсьте по желанию.
Приятного аппетита!
«Царскосельская газета» №15 от 21.04.2022 г.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.