Хранителю вечности
18 мая, во Всемирный день музеев в Павловске состоялась торжественная церемония открытия первого в мире памятника музейному директору – Анне Ивановне Зеленовой (1913–1980), возглавлявшей Павловский дворец-музей с 1941 по 1979 год. Бронзовая фигура установлена напротив одного из входов в парк – рядом с Чугунными воротами, в сквере у здания дворцовых конюшен.
Сделать невозможное
В день открытия в сквере собрались сотни людей – жители Павловска, Пушкина, Петербурга, представители музейного сообщества, общественники. В торжественной церемонии приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, временно исполняющая обязанности главы администрации Пушкинского района Вера Семенова, президент Союза музеев России директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Юрий Мудров и директор Государственного музея-заповедника «Павловск» Вера Дементьева.
Вел церемонию народный артист России Николай Буров. Первым слово предоставили Александру Беглову. Он назвал открытие памятника Зеленовой знаковым событием для культуры не только Петербурга, но и России в целом.
– Она пришла в музей молодым экскурсоводом, – сказал губернатор. – Став директором, в самый трудный период , руководила эвакуацией бесценных художественных сокровищ. Она ушла из своего любимого дворца тогда, когда первые фашистские мотоциклы уже были на окраине Павловска. А как только город освободили – первой была здесь. В послевоенном возрождении дворца – ее большая заслуга. Эта хрупкая женщина своей сильной волей смогла убедить руководство начать восстановительные работы, когда еще не хватало средств, специалистов.
Она добилась практически невозможного – возвращения с фронта специалистов, которые знали, как восстановить этот ансамбль. Все последующие годы она заботилась о Павловском дворце и парке, вложила в это всю свою энергию и силы.
В 1944 году, когда Павловск был освобожден от фашистской оккупации, многие не верили, что дворцово-парковый ансамбль можно восстановить. Он был фактически уничтожен: более 70 000 деревьев парка вырублены, дворец и парковые постройки разрушены почти до основания, территория парка усеяна остатками военной техники, телами погибших и заминирована. Однако Анне Ивановне удалось совершить чудо: в 1957 году после комплексной реставрации были открыты для посетителей первые залы восстановленного дворца, в 1978 году Павловск стал первым возрожденным из руин дворцом-музеем пригородов Ленинграда, а составленная ею трехтомная методика реставрации была рекомендована всем дворцовым комплексам, пострадавшим во время войны.
Памятник всем музейным сотрудникам
Как рассказал директор ГМЗ «Исаакиевский собор» Юрий Мудров, думать о восстановлении дворца и разрабатывать методику реставрации Анна Зеленова начала еще в 1942 году. Она всю блокаду проработала в Исаакиевском соборе, где вместе с другими музейщиками сохраняла экспонаты, эвакуированные из пригородных музеев. Она возглавляла музейное отделение Управления дворцов и парков Ленинграда и думала не о том, как достать хлеба, а о том, что делать, когда после освобождения пригородов от фашистов музейщики вернутся к руинам (а в том, что это будут руины, она не сомневалась), готовила планы восстановления и требовала того же от своих сотрудников. И это мобилизовало людей, и заставляло не сдаваться, держаться за жизнь. И, как отметил Юрий Мудров, памятник Анне Зеленовой – это еще и памятник всем музейным сотрудникам, положившим свою жизнь на послевоенное восстановление дворцовых пригородов: Анатолию Михайловичу Кучумову (Павловск), Серафиме Николаевне Балаевой (Гатчина), Марине Александровне Тихомировой (Петергоф) и многим другим.
Одним из моментов торжественной церемонии открытия памятника стало вручение действующему директору ГМЗ «Павловск» Вере Дементьевой Знака отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом». Его вручил губернатор Александр Беглов. В ответном слове Вера Дементьева поблагодарила за награду и призналась, что, получая ее в такой обстановке, испытывает глубокую ответственность.
– В 2027 году мы отметим 250-летие Павловска, и этот юбилей возможен во многом благодаря труду наших предшественников, и прежде всего, Анны Ивановны, – сказала она. Вера Деметьева также подчеркнула, что на памятник не было потрачено ни копейки из бюджета: деньги были собраны всем миром. В сборе средств приняли участие павловчане, петербуржцы, сотрудники музеев. Большую организационную поддержку оказали профильные комитеты администрации Санкт-Петербурга.
Глава Союза музеев России Михаил Пиотровский поблагодарил всех присутствующих за то, что они сделали все возможное для того, чтобы этот памятник появился.
– Жизнь Анны Зеленовой учит нас, как действовать в культурной блокаде, как взаимодействовать с миром в условиях блокады, – отметил Михаил Пиотровский. – Сегодня, когда в некоторых странах сносят памятники, а мы открываем, можно утверждать, что Павловск стал главным центром празднования Международного дня музеев.
Торжественная часть завершилась выступлением воспитанников Царскосельской гимназии искусств им. А.А. Ахматовой, прочитавших стихотворение Всеволода Рождественского «Павловский дворец» и возложением цветов. К пьедесталу памятника, на котором начертано «Анне Ивановне Зеленовой», а ниже – «Хранителю вечности благодарность поколений», легли розы, тюльпаны, хризантемы. Но люди не расходились, обнимались, поздравляли друг друга с праздником.
Сидя на банкетке
Автор памятника, выдающийся скульптор Владимир Эмильевич Горевой, изобразил молодую Анну Зеленову погруженной в работу, сидящей на банкетке-лестнице – такой предмет мебели был изготовлен по проекту Карла Росси для Дворцовой библиотеки Павловска.
Он никогда не встречался с Зеленовой, но общался с ее приемной дочерью Аделаидой Сергеевной Ёлкиной. И ему удалось добиться не только портретного сходства. Глядя на бронзовую фигуру, видишь, что за внешней хрупкостью Анны Ивановны кроется решительность, целеустремленность и несокрушимая воля, позволившие ей совершить то, что казалось невозможным.
К сожалению, Владимир Горевой скончался в июне 2019 года. Еще при жизни он отказался от гонорара за свою работу, подарив скульптуру Павловску и Петербургу. Работу над масштабированием модели и «доводкой» памятника занялись ученики и коллеги Горевого, скульпторы Андрей Мартьянов и Рустам Игамбердиев. Работали они также без гонорара.
На церемонии открытия памятника Александр Беглов поблагодарил вдову Владимира Горевого Татьяну Кармашеву, которая безвозмездно передала права на изготовление монумента общественной организации «Красивый Павловск».
От идеи до реализации
О том, что в Павловске необходимо установить памятник Анне Зеленовой, заговорили более 20 лет назад. С инициативной выступило «Общество любителей Павловска». В 2007 году председатель общества Елена Юрченко открыла закладной камень возле здания дворцовых оранжерей на Садовой улице (именно там первоначально планировалось установить памятник).
В 2008–2009 годах прошли три этапа конкурса на проект памятника Анне Ивановне Зеленовой. Результат конкурса оказался неоднозначным: с незначительным перевесом (всего в один голос) победила модель, представленная скульптором Борисом Сергеевым. В 2013 году общественные организации города Павловска обратились к губернатору с просьбой финансировать установку памятника Зеленовой, однако получили отказ, поскольку по закону установка каменных и бронзовых монументов на бюджетные деньги не производится.
Елена Юрченко к этому моменту ушла из жизни – и воплощением идеи об установке памятника занялось общественное движение «Красивый Павловск», созданное в 2014 году и возглавляемое Вячеславом Васильевым. Именно тогда Аделаида Сергеевна Ёлкина посоветовала обратить внимание на работу Владимира Эмильевича Горевого: она считала, что его модель – это стопроцентное попадание в образ. Чтобы узнать мнение жителей, Вячеслав Васильев в 2015 году организовал в ЦККД «Павловск» выставку всех существующих проектов памятника Зеленовой – как старых, так и новых. Всего было представлено 16 работ, и вариант Владимира Горевого стал безусловным лидером, получив от посетителей выставки более 75 % положительных отзывов.
Весной 2017 года «Красивый Павловск» подал в Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) документы по памятнику, необходимые для одобрения проекта правительством Санкт-Петербурга. Документы прошли согласования во всех профильных комитетах Смольного, получили одобрение Общественной палаты и Градостроительного Совета. Согласование прошел и сам проект памятника, и новое место его установки, 25 октября 2019 года вышло постановление правительства Санкт-Петербурга № 745 об установке памятника.
Марина ОРЛОВА
Фото автора
«Царскосельская газета» № 19 от 26.05.2022 г.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.