Руины на бумаге
22 июня в музее-заповеднике «Царское Село» для посетителей открылась выставка «Руины на бумаге». Впервые за почти восемь десятилетий широкая публика увидит собрание акварелей и рисунков, которые хранятся в фондах музея.
Это важный художественный документ царскосельской истории – более 30 работ известных ленинградских художников Александра Васильева, Юрия Тулина, Ии Михранянц, Нины Веселовой, Леонида Хижинского. В 1944-м, после освобождения города Пушкин, они запечатлели разрушения царскосельского ансамбля.
Экспозицию в цокольном этаже Камероновой галереи дополняют чертежи, документы, рукописные материалы, фотографии, а также подлинные фрагменты убранства дворцовых интерьеров и парковых павильонов. Все это – запечатленные очевидцами и сохраненные современниками свидетельства разрушений знаменитого ансамбля в годы Великой Отечественной. Они тоже хранятся в музейных фондах.
– Наша экспозиция – это попытка напомнить о чувствах людей, вернувшихся в освобожденный город и увидевших катастрофические последствия оккупации… Сотрудники музея, которые их сохранили после войны, знали, что наступит время, и материальные свидетельства превращенных в руины царскосельских памятников станут бесценными образцами для будущих восстановительных работ, – говорит заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт.
24 января 1944 года город Пушкин был освобожден от фашистской оккупации. А уже в марте 1944-го Государственная инспекция по охране памятников направила в только что созданную Дирекцию дворцов-музеев и парков города Пушкина молодых художников Александра Васильева, Нину Веселову, Ию Михранянц, Юрия Тулина и фотографов Михаила Величко, Сергея Гасилова, Илью Наровлянского, чтобы зафиксировать состояние архитектурных шедевров. В их рисунках, набросках, акварелях и фотографиях предстала страшная картина разрушений. Многим тогда казалось, что возродить дворцово-парковый ансамбль уже невозможно.
– Материалов не хватало, художники в основном работали карандашом и тушью, и лишь часть работ выполнили в техниках акварели и гуаши. Жили они вместе с музейными сотрудниками в двух квартирах в Дежурной конюшне, в Кухонном корпусе Александровского дворца и в павильоне «Адмиралтейство». Кровли в этих зданиях были наскоро подправлены, окна забиты фанерой. Художники работали долгими часами на холоде, краски застывали, их с трудом удавалось нанести на бумагу. Они верили в то, что занимаются важным делом – созданием документальной хроники своей эпохи.
Прямо на их глазах общая картина менялась: сохранившиеся фрагменты зданий очищали от завалов и мусора, воронки от бомб заполняли щебнем и землей. Природа тоже брала свое – уже весной 1944-го кусты сирени и жасмина стали скрывать следы разрушений, – говорит хранитель коллекции живописи Лариса Бардовская.
Ю.Н. Тулин. Атлант у Парадной лестницы Екатерининского дворца. Июнь 1944 г. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»
Ю.Н. Тулин. Агатовые комнаты. Овальный кабинет. Июнь 1944 г. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»
Сюжеты для зарисовок выбирали совместно. Сотрудники музея рекомендовали фрагменты интерьеров и фасадов Екатерининского дворца, Камероновой галереи, Агатовых комнат, Белой башни, Концертного зала и других объектов. Всеобщее внимание привлек этюд Тулина «Атлант у Парадной лестницы», выполненный в технике гуаши. Полуфигура атланта на фоне искореженной дворцовой стены воспринималась как символ перенесенных страданий. И, несмотря на это, во всех работах ощущается поэтизированное восприятие увиденного, рождавшее надежду на возрождение утраченной красоты.
А.В. Васильев. Церковь Екатерининского дворца. 1944 г. Парадное крыльцо. 1944. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»
Выставка работает до 15 сентября 2022 года. Режим работы: с 11 до 18 часов. Вход свободный (по билету в Екатерининский парк).
«Царскосельская газета» № 23 от 23.06.2022 г.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.