Среда 19 Сентебря 2018 года
Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

АРХИВАРИУС: Школе-интернату № 1 – 60 лет

Это было недавно, это было давно…

Педагогический коллектив школы-интерната № 1 приглашает всех учителей и воспитателей, работавших в школе с 1956 года по 1990 год, на юбилейный педсовет 26 ноября в 13.00, а воспитанников ждем 26 ноября в 14.00 в здании школы  на встречу добрых друзей.

 

1 сентября 1956 года в Пушкине, на улице Московской распахнула двери первая в Ленинграде школа-интернат № 1. Открылась эта школа для мальчишек и девчонок из Ленинграда и Пушкина, которые по семейным обстоятельствам нуждались именно в таком учебном заведении, которое стало бы им и школой и семьей. Государство взяло на себя полную ответственность за воспитание, обучение и содержание детей.

Главной «мамой», хозяйкой этого многодетного дома стала Клавдия Ивановна Сафонова, заслуженный учитель России.

Лучшие учителя нашего района были направлены для работы в школу-интернат.

На фотографиях первых лет мы видим Н.В. Немцеву, К.А. Кораблеву, С.Д. Тентину, Л.А. Моисееву, Т.И. Лукинскую, А.В. Спиридонова, М.П. Малиновскую, Л.А. Пухову, О.И. Пиккиеву, Л.Е. Левченко вместе со своими воспитанниками. Все учителя, воспитатели, младший обслуживающий персонал, работники столовой считали интернат своим домом. Директора К.И. Сафонову сменила Н.В. Немцева. Более уважаемого человека, любящего детей и ответственно относящегося к работе найти было невозможно. При Нине Васильевне жизнь в интернате кипела – это были походы и экскурсии по России и Ленинградской области, работал хореографический коллектив под руководством М.П. Малиновской, в здании костела ставились балеты и оперные спектакли, работали производственные мастерские, духовой оркестр, школьный хор и много предметных кружков.

В 1967 году пришел в школу молодой инициативный директор Виктор Нахимович Габриелов.  Его идею о введении углубленного изучения английского языка в учебную программу одобрили руководители района. И в 1970 году интернат стал школой-интернатом с углубленным изучением английского языка. Воплотить эту идею в жизнь стало возможным с приходом в школу удивительно талантливых учителей английского языка – М.А. Асеевой, О.С. Ершова,  Н.К. Касинцева, С.И. Беловой, позже Т.Н. Рапацкой. Возглавляла английскую кафедру Н.С. Беляева, а завучем была Людмила Евгеньевна Левченко, которая в 1973 году стала директором и продолжила уже сложившиеся традиции.

C 1977 по 1983 год директорами школы-интерната были Николай Николаевич Вачуков и Вера Тимофеевна Баутина. В 1983 году директором школы стала Ева Иосифовна Эскина.

При встречах воспитанники вспоминают не только то, что было интересного в школе, – работу Музея боевой славы, Пушкинского музея, Клуба интернациональной дружбы, походы и экскурсии, туристские слеты и «Зарницу», школьных друзей, но и обязательно своих учителей и воспитателей. В газетной заметке трудно перечислить всех сотрудников – не обижайтесь на меня, дорогие коллеги. Вспоминать, называть ваши имена и благодарить вас будут наши воспитанники, которые придут в родные стены 26 ноября.

В 1990 году закончился прием в школу-интернат. Здесь, в этом здании, началась жизнь нового образовательного учреждения – школы № 606 с углубленным изучением английского языка во главе с Олегом Германовичем Травиным.

Ева ЭСКИНА

Воспоминания о школе – с любовью

%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b2%d1%8b%d0%b9-%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%82%d0%b8%d0%b2-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82Первый коллектив школы-интерната


 

Мой первый опыт написания статей я приобрела еще в детстве, в далеком Удмуртском городе Можга, куда во время войны, в апреле 1942 года, нас с мамой вывезли из блокадного Ленинграда. Как могли, мы помогали бойцам на фронте: вязали варежки, носки, шили кисеты для махорки. Но главной помощью фронту – это мы знали твердо – была наша хорошая учеба. Однако не каждому удавалось справиться с трудностями обучения, и тогда мы с девчонками решили издавать боевые листки, в которых критиковали отстающих. В основном это были, конечно, мальчишки. Перенести критики они не смогли и здорово поколотили нас. Но мы продолжали отстаивать свое мнение. После возвращения в город Пушкин в 1944-м я уже была редактором школьной стенгазеты в 409-й (ныне 500-й) школе.  Сегодня хочется вспомнить о людях, которые сыграли определенную роль в моей жизни. Будучи еще школьницей, я познакомилась с Клавдией Алексеевной Кораблевой, старшей вожатой. Именно она и еще Нина Васильевна Немцева стали моими идейными наставниками. Судьбе было угодно, чтобы с этими людьми я не раз встретилась в своей жизни.

О Клавдии Алексеевне у меня остались воспоминания, как о строгой, но справедливой вожатой. Поскольку я была председателем совета дружины, мы вместе с ней создавали школьный уголок памяти Ульяны Громовой, а позже, во время нашей работы в интернате, – первый краеведческий зал. Еще нам пришлось работать в одном классе. Наши ребята изготовили макет павильона Эрмитаж и Мраморного мостика под руководством архитектора Александра Александровича Кедринского, главного реставратора дворцов и парков Царского Села, Павловска и Санкт-Петербурга. Один из участников этой творческой группы, Саша Кораблев, тоже избрал в дальнейшем профессию архитектора.

С Ниной Васильевной Немцевой я впервые встретилась в 1944 году. В первый год после освобождения Пушкина она собирала под крышей Дома культуры нас, детей, чьи родители были заняты не только на основных,  но и на восстановительных общественных работах. Позже, во время моей учебы в институте, мы снова встретились с Ниной Васильевной. Она была начальником городского лагеря, а я старшей пионервожатой. И, видимо, не случайно, когда восстановили здание на Московской улице, меня пригласили на работу в только что открытый интернат, где я встретилась с людьми, о которых мне хотелось бы сказать несколько слов.

Возглавляла это удивительное учебное заведение Клавдия Ивановна Сафонова – опытная, направлявшая всю нашу работу в нужное русло. Для этого она даже ознакомилась с работой школ подобного типа в Англии, таких как Итон. Это было время, когда одни ехали на целину, другие осваивали Дальний Восток, а мы осваивали новую науку – педагогику школ-интернатов. Коллектив наш был в основном молодой, увлеченный новой работой, энтузиасты, средний возраст которых составлял 30 лет. Совсем юной пришла в школу Ева Иосифовна Эскина, которой впоследствии суждено было возглавить ее. Вместе с ней мы встречали первых гостей в созданном нами интерклубе. Это были посланцы острова Свободы – Кубы, студенты Высшего военно-морского инженерного училища.

Все учителя с удовольствием делились педагогическими находками, помогая друг другу. Примером такого сотрудничества был триумвират, состоявший из старшего воспитателя Маргариты Васильевны Смирновой, литератора Матильды Петровны Герасимовой и преподавателя музыки Татьяны Алексеевны Калиберды. Они создавали целые оперы и музыкальные спектакли. Выступая на сцене нашего школьного клуба,  располагавшегося в здании католической церкви на Дворцовой улице, ребята получали опыт общения с аудиторией, учились справляться с чувством боязни публичных выступлений, развивали ораторский дар. Это было полезное занятие  не только для детей, но и для учителей, которые выступали с рассказами об интересных людях и событиях, расширяя кругозор детей.

Главной задачей было занять ребят во внеурочное время, поскольку они находились здесь круглые сутки. Для этих целей по инициативе учителя биологии Людмилы Евгеньевны Простовой (Левченко) в школе был создан великолепный зоосад. Пестрые шумные попугайчики и обезьянка Мими не только служили для ребят предметом восторга – во внеурочное время дети учились ухаживать за животными.

Инструктор по труду Надежда Федоровна Сергеева учила девочек, а в свободное от работы время и нас, учителей, кройке и шитью. Помимо изделий, которые входили в учебную программу, в мастерской шили чехлы для пылесосов, изготавливаемых на соседней фабрике. Таким образом ребята зарабатывали деньги для своих поездок по стране. Некоторые воспитанники выбрали швейное дело своей дальнейшей профессией, например, Таня Майорова, много лет проработавшая в Доме мод и в ателье города Пушкина мастером верхней женской одежды.

Работал в школе фронтовик, кавалер трех орденов Славы учитель английского языка Аркадий Кузьмич Касинцев. Он рассказывал ребятам о суровых военных буднях, о тех солдатах, которые привели к Победе, учил любить и защищать свою Родину.

Нельзя не упомянуть литератора Веру Николаевну Федотову, которая сориентировала школьный краеведческий зал на сбор материалов о Пушкине. А Пальмира Андреевна Клоссе в дальнейшем организовала английский клуб, в работе которого помогала переводчица и поэтесса Татьяна Григорьевна Гнедич. Эту работу подхватила Маргарита Васильевна Пятаева, с ней мы составили первую экскурсию на русском и английском языках по Пушкинскому музею и Залу боевой славы, созданному воспитателем Еленой Михайловной Нагиной.

Непререкаемый авторитет завоевал молодой пионервожатый Олег Николаевич Филин, который всегда был окружен детьми. Многих из хулиганов он направил на верный жизненный путь.

Вспоминается и библиотекарь Катюша Юдина. На все школьные события она откликалась замечательными стихами. Вдохновенно работали учителя начальной школы под руководством завуча Серафимы Давыдовны Азерниковой. И об одной из учительниц, Тамаре Васильевне Писаревской, тепло писал в своей статье ее ученик Виктор Жолнерович.

О многих можно было бы рассказать, но рамки статьи не позволяют нам вспомнить всех и каждого. Пишу о тех, с кем мне пришлось трудиться в тесном контакте по линии учительской, воспитательной работы, работы завуча. В начале 60-х годов в школе появился молодой человек, только что отслуживший в рядах Советской армии, который стал старшим воспитателем и с первых же дней привлек к себе внимание не только детей, но и взрослых. Это был Виктор Нахимович Габриелов. Несмотря на то что он был моложе нас, мы с интересом к нему прислушивались. Его идеи быстро становились общими. Вместе с пионервожатой Ириной Александровной Кобец он создал целую систему политического образования. Вспоминая сейчас то время, я поняла, что многому научилась у Виктора Нахимовича. Этот опыт я использовала во время моей работы в посольской школе в Варшаве. Став директором школы-интерната, Виктор Нахимович предложил ввести углубленное изучение английского языка. Появился у нас даже особый, английский, день, когда учителя работали воспитателями, общаясь с детьми на английском языке. Так ребята усваивали бытовую лексику. Поистине учителями от бога можно назвать Марию Алексеевну Асееву и Нинель Сергеевну Беляеву. С введением английского языка начался новый этап в развитии школы, когда пришла новая волна учителей. И среди них такие яркие личности, как Т.И. Власова, Г.В. Шеремет, М.В. Прусенок, учителя начальных классов Л.И. Седых, З.С. Басейн, Т.А. Михеева, но это уже материал для другой статьи.

Светлана БЕЛОВА

Добавить комментарий