Понедельник 25 Ноября 2024 года

Музей в чемодане

В конце учебного года музей школы № 606, состоящий из трех разделов, пополнился еще одной экспозицией – переносной, интерактивной, разместившейся в чемодане и рассказывающей о пионерской организации. Создателями «Музея в чемодане» и экскурсоводами по этой необычной экспозиции стали сами школьники.
– В последнее время музеи, и не только школьные, активно используют разнообразные инновационные технологии, ролевые игры, экскурсии с погружением в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и так далее, – рассказывает заведующая музейным комплексом Ирина Валентиновна Ясиненко. – Мы двигаемся вперед и отходим от стереотипа, когда музейные предметы находятся в застекленных витринах и их нельзя трогать руками. Все чаще экспонаты включаются в сферу общения экскурсантов. «Музей в чемодане» – одна из новых форм работы. Основная идея заключается в возможности в буквальном смысле слова принести такой музей в класс и провести тематический урок. Наш «Музей в чемодане» стал интерактивной переносной экспозицией, созданной группой пятиклассников к столетию пионерии и посвященной истории детской организации. Они же подготовили и полноценную экскурсию.
Проект пионерского «Музея в чемодане», создавался в рамках участия школы № 606 во Всероссийском фестивале краеведческих объединений «КраеФест». – Мы начали собирать «Музей в чемодане» в апреле, – рассказывает Ирина Валентиновна. – Экспозицию мы готовили к юбилею пионерской организации. Поэтому и чемодан у нас исторический. Именно с ним наш легендарный педагог-ветеран Светлана Ивановна Белова после окончания педагогического института иностранных языков уехала на Дальний Восток. Было это в 50-е годы прошлого века – во время расцвета пионерской организации.


В создании экспозиции самое активное участие приняли родители школьников и даже их бабушки и дедушки. Так в чемодане появились удивительные, раритетные по нынешним временам вещи. Например, пионерский значок 50-х годов прошлого века. Мало кто знает, что он был тогда трех ступеней. I ступень – для ребят из 3–4-х классов, II – для учеников 5–6-х классов, III ступень – для пионеров, учившихся в 7–8-х классах. Для получения значка следующей степени надо было не только перейти в следующий класс, но и сдать нормативы. Все сведения об этом фиксировались в документе члена пионерской организации – «Личной книжке пионера», которая тоже есть в экспозиции «Музея в чемодане». Эти предметы тоже переданы на временное хранение бабушкой одной из учениц школы.
– Наша особая гордость – горн с мундштуком, – продолжает рассказ Ирина Валентиновна. – Горны в школьных музеях не редкость, но мундштук чаще всего оказывается утраченным. А поскольку именно от него зависит качество звука, играть на таком горне практически невозможно. Но у нас мундштук есть, и поэтому, когда мы ведем экскурсию, почти все пробуют играть на горне. Причем не просто играть, а повторять пионерские сигналы, которые мы слушаем
в ходе экскурсии.
Еще одну уникальную вещь из «Музея в чемодане» – флаг Венгерской Народной Республики с пожеланиями, вышитыми и нарисованными детьми, учившимися в 1941–1945 годах в венгерской школе имени Шандора Петёфи города Пёлёскее, подаренный венгерской делегацией участникам Клуба интернациональной дружбы школы-интерната № 1 (так раньше называлась 606-я школа). Его даже временно брали на выставку в Исторический парк «Россия – Моя история».
– Осенью мы продолжим знакомство и учеников школы, и учеников других школ, если будут такие заявки, с историей пионерии, – говорит заведующая музейным комплексом. – У нас уже был положительный опыт, когда мы совместили историю с практикой. На уроке технологии девочки шили пионерские пилотки и галстуки, а мы, чтобы они понимали, что и зачем они делают, провели экскурсию по нашему «Музею в чемодане». Возможно, в новом учебном году, мы продолжим такую практику, ведь изготовить можно не только галстук. К тому же пока еще не все учащиеся младших и средних классов познакомилась с нашей новой экспозицией.

Вера ЛЕОНТЬЕВА
Фото автора

«Царскосельская газета» № 26 от 14.07.2022 г.

Добавить комментарий