Понедельник 20 Мая 2024 года

Традиции и современность

В поисках народного костюма

Если спросить, как выглядит традиционная русская одежда, большинство ответит: «Вышитая рубаха, кокошник и красный сарафан». Однако на самом деле все намного сложнее. Чтобы развеять некоторые стереотипы о национальном костюме, мы побеседовали с известным в Пушкине мастером по пошиву одежды Ниной Федоровной Заргарян, которая вот уже девять лет изучает этот вопрос, создает коллекции русского народного костюма и продолжает расширять свои знания в этой области.


– Нина Федоровна, чем вас так заинтересовал народный костюм?
– Это и дело для души, а также профессиональная и исследовательская работа, ведь технология его создания, техники
и приемы его реконструкции подлежат внимательному изучению. Девять лет назад моя близкая подруга поехала в длительную командировку в Австрию, а вернувшись, с восторгом рассказывала, как проходят там национальные праздники, как люди относятся к традиционным костюмам. По ее словам, каждая австрийская женщина считает своим долгом иметь национальный костюм в своем гардеробе. У нас такое не принято. Мне стало до боли обидно, и я попыталась узнать больше о русских костюмах и о том, как их шили. Сначала было ощущение, что информации об этом нет вообще. Но в результате в Санкт-Петербурге, да и в Пушкине нашлись люди и даже организации, которые занимаются изучением русского костюма. Например, в Российском колледже традиционной культуры с удовольствием поддержали мою идею шить народные костюмы в рамках дипломных проектов. Там работает Анна Юрьевна Кирконосенко, отличный специалист, очень профессионально контролирующий процесс воссоздания костюмов. Мы с ней сотрудничаем: я поставляю ткани и все, что нужно для пошива, а работы студентов остаются в коллекции, которую мы вместе с колледжем демонстрируем уже несколько лет. Интерес к ней необыкновенный! Люди не узнают национальный костюм, спрашивают: «Что это?».


– Так какие же особенности национальной одежды в России?
– Многоликость. В каждой губернии одевались по-своему, и цветовая гамма,
и композиционные особенности костюма везде разные. Даже в соседних деревнях традиционная одежда могла различаться. Когда я только начала заниматься этой темой, то поставила перед собой задачу (как потом выяснилось – абсолютно дилетантскую) сшить костюмы всех пятидесяти российских губерний. Но когда я стала разбираться в вопросе, стало ясно, что даже люди, которые занимаются этим всю жизнь, обычно концентрируются на каком-нибудь одном регионе. Есть специализация и у известных этнографических клубов – таких, например, как «Параскева» в Санкт-Петербурге или «Русские начала» в Москве. У меня было желание в первую очередь сшить костюмы, которые носили на родине моих родителей: мой папа из Смоленска, мама из Нижнего Новгорода.


– При воссоздании национального костюма на что вы опираетесь?
– В Пушкине есть фольклорно-этнографический клуб «Василиса», участники которого воспитывают детей на базе народных традиций. Они начали серьезно заниматься русским костюмом чуть раньше меня. Я им очень признательна, в частности потому, что именно благодаря «Василисе» я поняла, что главное в изучении традиционного костюма – это видеть как можно больше подлинников, а для этого нужны музеи и экспедиции. Я ездила с клубом в экспедиции в Нижегородскую и Вологодскую области. Результатом этих поездок стала коллекция верхней национальной одежды. Нам приносили оригинал, и он служил образцом. Мы старались повторить этнографическую одежду, но делали это как профессионалы
в области шитья, а не как этнографы (например, не могли себя заставить сделать кривые швы).
Выяснилось, что народный костюм – многодельный. Любой пошив требует огромного труда, мастерства и квалификации. Но когда мы взяли в руки подлинную народную одежду – мы были потрясены уровнем ее сложности, художественности, количеством отделки. Например, лоскутное шитье в народном костюме было нормой (что объяснялось, в том числе и экономией – каждый оставшийся лоскуток ткани шел в дело). Кроме того, техника изготовления костюма была такой, чтобы наряд можно было периодически обновлять. Например, низ платья подшивался другой тканью, чтобы ее можно было менять. Конечно, мы говорим в основном о праздничной одежде: именно она дошла до наших дней. Рабочая изнашивалась, ее не хранили.
После того, как мы с «Василисой» сделали коллекцию, работу уже нельзя было остановить, она требовала продолжения. Нас ждали хранилища этнографического музея, Эрмитажа»… А в Пушкине нам посчастливилось познакомиться с профессором аграрного университета Антониной Леонидовной Кокориной, которая хранила гардероб своей мамы. Оказалось, что подобная находка даже для этнографического музея большая редкость.
– С какими сложностями вы сталкиваетесь?
– Одна из проблем – это поиск подходящих, этнографически достоверных тканей для пошива. Сначала я по своей наивности считала, что возьмем, к примеру, лён – и все в порядке. Но, конечно (хотя далеко не всегда для одежды использовали домотканую ткань) лён был совсем другой.
–Чему нас могут научить традиции ношения национальной одежды?
– Русский костюм не менялся 250 лет.
А сегодняшняя фэшн-индустрия диктует смену моды два раза в год. Правда, в последнее время набирает популярность повторное использование вещей – мы сильно загрязнили планету бесконечной сменой одежды, техники и прочего только для того, чтобы соответствовать трендам. Но наша подлинная национальная культура учила совсем другому.
К одежде относились иначе, ею гордились, ее хранили десятилетиями. Костюмы очень редко стирали. Их вымораживали, проветривали после каждого надевания. Мы тоже вещи из коллекции после показа проветриваем, а стираются они редко. Зато есть специальные нижние рубашки, благодаря которым костюм не касается тела.
– Как вы считаете, какое влияние оказал русский костюм на моду?
– Народный костюм вызывает удивление с точки зрения технологического своего богатства, он очень разнообразен и, конечно, это неотъемлемая часть нашей культуры. Ученые признают, что любой национальный костюм (и русский в том числе) оказывал влияние на мировую моду и мировую культуру. Например, в конце XIX века у российских аристократов была мода на коллекционирование народного костюма, их собрания демонстрировались по всей Европе. Я, например, поклонница княгини Марии Тенишевой – мне очень интересна ее деятельность. Ее коллекция началась с вышивок, потом – национальный костюм, резьба по дереву… Сама она занималась мозаикой и витражами, собирала вокруг себя интересных людей, в том числе художников, которые помогали ей обучать крестьян. Она вместе с мужем организовала в Париже грандиозную выставку русских костюмов и ремесел, показала Европе богатство русской культуры.
Взять хотя бы расшитый золотом нижегородский костюм. Он один чего стоит! У нас в коллекции таких нет, мы об этом только мечтаем. Вообще Поволжье было кошельком всей России, на нижегородские ярмарки стекались деньги отовсюду. Костюмы здесь были богатейшие: и золотая вышивка, и бисероплетение, а кокошники и головные уборы – это вообще отдельная история.
Когда мы делали коллекцию нижегородского села вместе с «Василисой», девочки вышивали золотом платки. А недавно жительница Пушкина привезла в Ярославль на всероссийский фестиваль «Русский костюм на рубеже эпох» свою коллекцию кокошников. И мы в очередной раз увидели все это своими глазами: драгоценные камни, жемчуга, золотые нити…
В каждом регионе были свои традиции, особенности, орнаменты, сочетания цветов. Вот, например, воронежский костюм:
у него черная вышивка, его ни с чем не перепутаешь.
Сегодня народный костюм чаще всего носит тот, кто может сам его сшить. Но та же «Василиса» систематически проводит
мастер-классы, и на праздниках мы видим все больше и больше людей в народных
костюмах.

СПРАВКА

Под руководством Нины Заргарян были созданы народные костюмы русских губерний (коллекция «Русь благодатная») для модного перформанса «Сказка бродит по Руси» по мотивам «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» театра-студии «Закулисье» Александровского дома культуры.
16 октября 2021 года, в канун лицейской годовщины, Нина Заргарян была отмечена специальным дипломом Царскосельской  художественной премии за создание уникальных костюмов для спектакля по сказкам А.С. Пушкина.
Нина Федоровна Заргарян ведет активную общественную деятельность, является членом Общественного совета по малому предпринимательству при администрации Пушкинского района, членом правления петербургского отделения Союза женщин России, членом Петровской академии наук и искусств, президентом «Царскосельской Женской Ассамблеи», членом попечительского совета Российского колледжа традиционной культуры.

Беседу вела Кристина ЗИКИЙ
Фото автора

«Царскосельская газета» № 29 от 4.08.2022

Добавить комментарий