Вторник 21 Мая 2024 года

Наша история. Орлы лицейской стаи славной

Среди памятных дат этого года – 170 лет со дня рождения воспитанника 32 курса (выпуск 1872 года) Императорского Александровского (бывшего Царскосельского) Лицея, знаменитого пианиста и дирижера, педагога и директора Московской консерватории Василия Ильича Сафонова (1852–1918). Его 170-летие было отмечено в музыкальных кругах Москвы, Петербурга, Кисловодска… Вспомним Василия Ильича и мы как одного из выпускников Лицея, которым всегда гордилось учебное заведение.

Всецело отдался музыке

Василий Сафонов родился на Северном Кавказе, в казачьей семье. Необыкновенную музыкальность унаследовал от матери, сильный характер – от отца. Василию было десять лет, когда отца Илью Ивановича назначили командиром Моздокской казачьей лейб-сотни для охраны императора, и семья переехала в Петербург. И здесь музыкально одаренный ребенок начинает учиться игре на фортепьяно у знаменитых профессоров. Эти частные уроки он продолжил и во время обучения в Императорском Александровском Лицее, что не возбранялось, а приветствовалось.
Вот как о лицеисте Сафонове вспоминали его товарищи: «Среднего роста, плотный, с несколько смуглым лицом, он был сердечный и милый молодой человек. По происхождению казак, он никакими казачьими доблестями не блистал, а всецело отдался уже тогда музыке… Чуть, бывало, задумается Сафонов, его пальцы машинально начинают играть по столу или другому предмету, словно по роялю».
В лицейском церковном хоре Сафонов был помощником учителя пения Стороженко – всесильным «генералом-регентом», в обязанности которого входило чтение молитв во время сбора всего Лицея. По своей доброй воле Василий взялся обучить своих товарищей нотной грамоте, чтобы они могли петь не на слух, а по нотам. С этой целью он читал им лекции. Запомнился лицеистам и концерт, инициатором и организатором которого был Василий Сафонов. Главным номером программы стало исполнение на нескольких роялях в двенадцать рук увертюры к опере «Руслан и Людмила».
Связь с Лицеем не прерывалась на протяжении всей жизни музыканта. Позднее он вернулся в Лицей и в течение трех лет был учителем пения. Будучи известным человеком, никогда не отказывал учебному заведению в просьбах. Так, например, однажды Лицей просил Сафонова помочь пригласить Шаляпина выступить на пушкинском вечере. Более того – лицейская дружеская связь переросла в связь родственную: две его сестры вышли замуж за лицейских товарищей, однокурсников – Плеске и Кабата. День 19 октября Сафонов стремился встретить с товарищами в стенах Лицея. И, конечно, его любимым стихотворением было пушкинское «19 октября» (1825 года ).

Ректор Московской консерватории

Окончив Лицей, Сафонов становится чиновником в канцелярии Кабинета министров. Как воспитанник, получивший образование за казенный счет, он должен был прослужить на государственной службе шесть лет. Все эти годы он усиленно занимается музыкой. И по прошествии шести лет выходит в отставку и поступает в Петербургскую консерваторию, которую заканчивает экстерном менее чем за год с золотой медалью. В консерватории он остается преподавателем по классу фортепьяно. В это же время начинается его концертная деятельность. Сафонов успешно выступает с сольными концертами и в ансамблях.
1885 год стал поворотным в жизни Василия Ильича. Он получает приглашение от П.И. Чайковского стать профессором по фортепьянному классу в Московской консерватории. Несмотря на многочисленные советы окружающих не делать подобного шага – в столице у талантливого музыканта гораздо больше возможностей, чем в провинциальной Москве – Сафонов принимает приглашение.
Накануне принятия решения ему приснился сон. «Ночью мне приснился странный как будто вещий сон. Я иду проселочной дорогой и вижу поле пшеницы высотой в человеческий рост. Стебли ее гнутся под тяжестью колосьев. Я взвешиваю колосья на руке, удивляюсь богатством урожая. Вдруг слышу человеческий голос: «Это твое поле». Проснувшись, я подумал, что был бы счастлив обладать подобным полем», – вспоминал Сафонов.
Двадцать один год В.И. Сафонов посвятил Московской консерватории. В 1889 году его избирают ректором.
Со временем Сафонов становится одним из самых популярных педагогов. Его ученики – цвет и гордость московской консерваторской школы. Крупнейшие пианисты они стали звездами мирового уровня. Среди них Скрябин, Метнер, Бекман-Щербина, которые, по мнению современников, унаследовали от своего учителя тонкий и нежный стиль – чудесное туше Сафонова.

Был соткан из противоречий

Удивительно, что этот человек очень тонкой культуры отличался резкой манерой обращения и даже грубостью. Казалось, он был соткан из противоречий. С одной стороны – блестящий пианист, необыкновенно чувствительный ко всему прекрасному, превосходный педагог, с другой – настоящий диктатор, считавший единоначалие единственно возможным способом управления консерваторией. Он подчас был вспыльчив и груб со студентами и профессорами, не терпел возражений. При этом характеризовался как человек очень сильной воли и необыкновенной работоспособности.
Эту несдержанность в обращении, порой доводящую до слез, отмечали в своих воспоминаниях ученики Сафонова. Но в то же время они признавали, что он как педагог свей неукротимой энергией, настойчивостью, требовательностью, стремлением к совершенству умел вытащить, развить такие способности у ученика, о которых тот даже и не подозревал. Не случайно один из любимых афоризмов Сафонова – «Стремись к недостижимому, чтобы достигнуть возможного».
Со временем к ученикам пришло понимание поведения своего учителя. Так, С. Шор, оправдывая вспышки сафоновского гнева, писал: «Нетерпимые в жизни черты характера – подозрительность, вечное недовольство и т.п., в искусстве исполнения создают требовательность и постоянное желание лучшего, то есть создают часто превосходного артиста. И наоборот – добродушная снисходительность, излишняя деликатность, так ценные в жизни, создадут весьма посредственного исполнителя».

Масштабный проект

Большая заслуга Сафонова перед консерваторией и музыкальным миром – строительство нового здания консерватории и большого концертного зала при ней. С каждым годом число учащихся возрастало, классы в старом здании были маленькие, душные. Отважиться на такое строительство и довести начатое до конца мог только человек с огромной энергией, организаторским талантом, умением руководить масштабными проектами. Такими качествами обладал В.И. Сафонов. Казна выделила на строительство 400 000 рублей. Конечно, этих денег на осуществление проекта было недостаточно. Сафонов открывает фонд сбора средств. Он сумел заразить своей мечтой богатых и влиятельных людей Москвы. О Сафонове писали: «Директор московской консерватории… г. Сафонов известен в музыке тем, что он умеет извлекать удивительные аккорды из московских купцов. Лестницу для нового здания консерватории надо? Сейчас аккорд на купцах – и пожалуйте – лестница! Орган нужен? Легкая фуга на миллионерах – и орган!». Орган был подарен железнодорожным магнатом бароном С.П. фон Дервизом. Изготовленный знаменитым французским мастером Кавалье-Колле орган получил золотую медаль на Парижской Международной выставке 1900 года. Строительство было завершено созданием Большого концертного зала. Этот зал с великолепной акустикой и сегодня является одной из крупнейших концертных площадок классической музыки в России и мире. Здесь в 1958 году состоялся первый Международный конкурс им. П.И. Чайковского. Победителем стал американский пианист Ван Клиберн. И тут неожиданно всплыло имя Сафонова. Дело в том, что учителем музыки у победителя, привившим ему любовь к русской классической музыке, была воспитанница Московской консерватории, ученица В.И. Сафонова Розина Левина. «Мой музыкальный дед» – назвал Сафонова Ван Клиберн.

Лучший дирижер современности

Вступление в 1889 году в должность ректора положило начало дирижерской деятельности Василия Ильича. Согласно Уставу консерватории ректор должен был управлять концертами студенческого оркестра и оперными спектаклями. Сафонов возобновляет общедоступные концерты силами учащихся консерватории, проходившие в цирке на Воздвиженке и пользовавшиеся большой популярностью. В начале века студенческий оркестр выехал за пределы Москвы. Он тепло был принят в Туле, в Нижнем Новгороде…Все эти концерты проходили под управлением Сафонова. Консерваторцев постоянно приглашали для участия в мероприятиях, связанных с юбилеями и торжествами. Так, например, в 1899 году вся Россия отмечала 100-летие со дня рождения А.С. Пушкина. 26 мая у памятника поэту в Москве в присутствии многотысячной толпы хор и оркестр Московской консерватории под управлением дирижеров В.И. Сафонова и М.М. Ипполитова-Иванова исполнили кантату послед-него «Памяти Пушкина». Слова кантаты были написаны Сафоновым.
Творец волшебных песнопений,
Тебе родных сердец привет!
Ты рядом чудных откровений,
Святых возвышенных стремлений
Оставил вечный нам завет.
Наступил 1905 год. Россия жила желанием переустройства. К университетским демонстрациям присоединились и студенты консерватории. Сафонов, будучи убежденным монархистом, порицал как студентов, так и либерально настроенных преподавателей. На митинге, состоявшемся в Большом зале, учащиеся стали требовать отставки ректора-диктатора. В начале 1906 года Сафонов покидает консерваторию. Он уезжает за границу и начинает выступления в качестве дирижера, очаровывая публику своим талантом. Первым ему покоряется Нью-Йорк. Затем столицы и крупные города Европы. Великой заслугой Сафонова была пропаганда русской музыки. Это он познакомил мир с сочинениями Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Скрябина. Благодаря ему русская симфоническая музыка вошла в мировую культуру. Исполнение Пятой симфонии Чайковского в интерпретации маэстро стало его визитной карточкой. «Исполнение Пятой симфонии Чайковского, – писала одна из иностранных газет, – было великолепно, и вполне заслуженно звучали овации, которыми публика встретила окончание концерта… Он так же велик и могуч, как Чайковский. Чайковский в крови у маэстро». Вот еще один отклик на выступление Сафонова: «Лондонская публика в Квин-Холле потрясена дирижерским талантом Сафонова. В зале присутствовали дирижеры многих оркестров… Такого созвездия знаменитостей давно не видели стены этого прославленного зала. Звучала Пятая симфония Чайковского – все пришли к заключению – Сафонов раз и навсегда самый знаменитый дирижер современности. Лучшим дирижером современности называл Сафонова и композитор Александр Глазунов.

***
После революции имя Сафонова почти не упоминалось. Сыграли свою роль его монархические убеждения и история его дочери, Анны Васильевны Тимиревой, возлюбленной (фактически жены) адмирала А.В. Колчака.
Да и сегодня это имя не пользуется той известностью, которую заслуживает. Пожалуй, больше всех заботится о сохранении памяти В.И. Сафонова Кисловодск – город, где в доме отца каждое лето жил Василий Ильич, где провел последние дни своей жизни и где был похоронен. Он скончался 27 февраля 1918 года. В Кисловодске его имя носят филармония, симфонический оркестр и концертный зал.
В Московской консерватории за глаза Сафонова называли «кавказским орлом». Может быть, действительно в нем было что-то от этой красивой, свободолюбивой, гордой птицы. Недаром и в Лицее его относили к плеяде тех знаменитых выпускников, про которых говорили «Орлы лицейской стаи славной».

Светлана ПАВЛОВА

«Царскосельская газета» № 30 от 11.08.2022

Добавить комментарий