Пятница 22 Ноября 2024 года

Илья Михайлов: «Я очень надеюсь открыть в Пушкинском районе школу звонарного искусства»

5 августа в Александровском доме культуры состоялся необычный творческий вечер. Перед жителями поселка выступил молодой звонарь Илья Михайлов – официальный представитель Международного центра колокольного искусства, руководитель Чебоксарской школы колокольного искусства «Перезвон», лауреат всероссийских и международных конкурсов.
Илья Михайлов – частый гость в поселке. Он уже несколько лет, приезжая по делам в Санкт-Петербург или Ленинградскую область, останавливается здесь у друзей. В июле он проводил у Привокзальной площади мастер-классы, устраивал концерт на переносной звоннице – и это вызвало большой интерес у слушателей. Вот и на творческом вечере в Доме культуры зал был полон.
Илья Михайлов рассказывал о том, что такое колокол, как он устроен. Оказывается у него, как и у человека, есть язык, плечо, уши… Толщина тела колокола в разных его частях отличается, что позволяет извлекать из него звуки разной высоты. При этом вы никогда не услышите чистых классических нот – точно «подстроить» колокол невозможно. Однако эта особенность не мешает звонарям исполнять не только уставные колокольные звоны, но и современную музыку.

Мы расспросили Илью Михайлова о том, как можно овладеть искусством колокольного звона, где учат звонарей и есть ли будущее у этой необычной профессии.
– Илья, расскажите, пожалуйста, как становятся звонарями.
– У всех это происходит по-разному. Но в любом случае надо окончить школу звонарей. У меня путь к этой профессии был долгим, хотя и осознанным. Я с детства тянулся к церкви, пел в церковном хоре, хотел стать священником. Однако подвело здоровье. По некоторым причинам я не мог стать ни священником, ни певчим или, например, регентом. А вот звонарем – мог.

– И где вы учились?
– Сначала в Чебоксарах (куда я переехал с родителями из Астаны, еще будучи школьником, и где живу до сих пор) окончил воскресно-приходскую школу при храме Новомучеников и Исповедников Российских. Там не было звонарного отделения, но полученные знания позволили мне в 2011 году окончить школу колокольного искусства в Йошкар-Оле. В нее набирали только жителей республики Марий Эл, но я все-таки умудрился туда попасть.

– Сколько времени потребовалось на учебу?
– Мне хватило месяца, но у меня была база – несколько классов музыкальной школы. Как правило, люди учатся в школе три месяца, а потом совершенствуются всю жизнь. Я убежден, что для звонаря важен не музыкальный слух, а чувство ритма. Главное – уметь каждой рукой и ногой выполнять независимые друг от друга действия, чтобы в итоге получился целостный звук или ряд звуков: благовест, трезвон, перезвон или перебор.

– Есть ли у звонарей какой-то стандартный набор мелодий?
– Нет. Обычно звоны сочиняют на ходу, импровизируют со звуком и тональностью. Но есть и так называемый устав: определенные правила, которые должны соблюдаться при пасхальном, праздничном или, например, венчальном звонах.

– А есть ли канонические колокольные звоны, которые записаны нотами?
– Есть. Но только тех колоколов, для которых они были написаны, уже не существует. Вспомните, сколько раз после революции снимали и уничтожали или повреждали колокола. А отлить колокол заново – это отдельное искусство, ничуть не менее сложное, чем сделать сейчас, например, точную копию скрипки Страдивари.

– Насколько важна практика в звонарском деле?
– Очень важна, опыт приходит со временем. Мне, я считаю, повезло, я стал членом Международного центра колокольного искусства, а потом и возглавил чебоксарское отделение. Статус позволяет мне ездить по стране и принимать участие в организации фестивалей. Например, в 2018 году в Чувашии впервые состоялся Всероссийский фестиваль колокольного звона, участники которого на теплоходе отправились вниз по Волге, из Чебоксар в Мариинский Посад. Также я являюсь соорганизатором Межрегионального фестиваля колокольного звона «Звоны над Ульяновском». С 2015 года в Санкт-Петербурге, на территории Александро-Невской лавры, проходит Международный фестиваль колокольного искусства «Невские звоны», в котором я принимаю участие как звонарь.

– Фестивали, которые вы упомянули, имеют статус международных. Из каких стран приезжают участники?
– В них как правило принимают участие преподаватели нашей школы. В частности, генеральный директор Международного центра колокольного искусства Андрей Дьячков, который является руководителем школы звонарей и преподавателем ряда курсов звонарей в Северной Америке и в Греции (Салоники, Афон). До недавнего времени из Литвы приезжала наш преподаватель Ольга Потапова, из Белоруссии – Сергей Мошкарев, из Узбекистана – Кирилл Чахлов. Еще один наш преподаватель, Александр Кожемякин, живет в Нюрнберге.

– Как вы думаете, будет ли востребовано звонарное искусство в будущем?
– Очень на это надеюсь. Ведь профессиональных звонарей в храмах по-прежнему не хватает. Активно внедряется автоматическая система управления колоколами – «электронный звонарь». Но мне кажется, что руки звонаря, который вкладывает в звон свою душу, ничто заменить не сможет. Именно поэтому я очень надеюсь открыть в Пушкинском районе школу звонарного искусства. Она может работать на базе либо Софийского собора, либо храма Казанской иконы Божией Матери поселка Александровская. Но переговоры с благочинным Царскосельского округа Никитой Зверевыми пока еще идут.

Беседовала Вера ЛЕОНТЬЕВА
Фото автора и из архива Ильи МИХАЙЛОВА

Благовест, трезвон, перебор…

Традиция колокольного звона появилась на Руси вскоре после принятия христианства. Самые ранние упоминания о колоколах встречаются в летописях с 988 года. Согласно им первые звонницы появились в храмах Новгорода, Пскова, Полоцка. Колокола быстро распространились, и вскоре использовались уже повсеместно. Их привозили из Европы и Византии.
Первый пушечный двор на Руси был основан во времена князя Ивана III (XV в.). С того времени литейное дело приобрело широкий размах. Литейщиков называли «пушечных и колокольных дел мастерами». Они в совершенстве владели технической стороной дела и много внимания уделяли украшению своих изделий.
В XVII столетии колокола на Руси достигли огромных размеров и веса. Так, в 1667 году московским мастером Александром Григорьевым для Саввино-Сторожевского монастыря был отлит колокол в 35 тонн, получивший славу самого благозвучного в России. Среди мастеров выделялась династия Маториных, представители которой отлили множество уникальных колоколов, в том числе и знаменитый Царь-колокол весом в 200 тонн.
Всего в России насчитывалось около 25 колокольных заводов. Московские звоны славились особенно густым, но ясным и точным звуком; ярославские – более мягким, «бархатным»; валдайские и тульские литейщики знали секрет звона «рассыпчатого», «серебряного».
Колокола играли огромную роль – их звон сопровождал важнейшие события в жизни как страны, так и отдельного человека. Они предупреждали о нашествии врагов и о пожарах, плакали в дни скорби и радовали мелодичным звоном в праздники. Существовало много легенд о самопроизвольном звоне колоколов, предрекающем роковые события, смерть великих людей, войну, эпидемию. Считалось, что колокола могут подарить чудесное исцеление: немой обретет голос, если напишет на колоколе свое имя; душевнобольной исцелится, если как из чаши выпьет из него воду; к глухому возвратится слух, если его окуривать дымом сожженной колокольной веревки. Расколовшийся колокол считался предвестником несчастья.
В русской традиционной культуре колокольный звон всегда воспринимался как «глас Божий». Существовал обычай, услышав церковный звон, ненадолго останавливать работу, снимать шапки и креститься. Таким образом человек, который не мог присутствовать в церкви или находился далеко от нее, мысленно включался в духовное действо, отвлекаясь от мирских дел и забот.
По принципу звукоизвлечения все церковные колокола делят на несколько групп, выделяя восточную, западноевропейскую и русскую традицию звона. Восточная традиция медитативного звона, распространенная в Китае и соседних с ним странах – самая древняя, такой способ игры практикуют в даосских и буддистских храмах. Чтобы извлечь звук, по колоколу ударяют мягкими (например, деревянными) звукоизвлекателями; для ударов в большие колокола используется горизонтально подвешенное на веревки или цепи бревно. В Западной Европе колокол раскачивают целиком, при этом его язык ударяется об оба края колокола. В звоне одновременно участвует один или несколько колоколов (обычно среднего или большого размера), при этом звук получается неритмичным.
В русской традиции сам колокол укрепляется неподвижно, а язык подвешивается внутри колокола свободно качающимся.
К языкам привязываются веревки, и один звонарь управляет сразу несколькими колоколами, задействуя обе руки и ногу. На первый план в православном колокольном звоне, таким образом, выдвигаются тембр, ритм и темп.
В богослужебной практике обычно используются следующие звоны:
— благовест – мерные одиночные удары в большой колокол (благовестник);
— трезвон – одновременный звон в несколько колоколов;
— перебор – погребальный звон, совершается поочередными ударами в каждый колокол от малого к большому с последующим ударом во все сразу;
— перезвон – печально-торжественный звон, совершается поочередными ударами в каждый колокол от большого к малому;
— водосвятный перезвон – поочередные удары от большого к малому по семь ударов в каждый (совершается только на Богоявление во время освящения воды);
— звон в двои – в два колокола – постовой и меньший, следующий от него с последующим ударом в оба колокола (совершается в будние дни Великого поста).
Характер и торжественность звона зависят от звонаря, его опыта и имеющегося набора колоколов. Перед началом любого звона звонарь должен получить благословение священника и совершить молитву.

Подготовила
Татьяна ИВАНОВА

«Царскосельская газета» № 32 от 25.08.2022

 

Добавить комментарий