Вторник 26 Ноября 2024 года

Пойте, друзья! Открывайте душу!

Как только человек начал петь, стали возникать, укрепляться и совершенствоваться направления народного вокала. По сути своей истинное народное пение – это накопленный и переданный опыт многих поколений, их мудрость и энергетика, самые важные послания, которые предки хотели передать своим потомкам. Музыкант, вокальный педагог, певица, солистка хорошо известной в Пушкинском районе группы «Экспромт» Татьяна Шумахер рассказывает об удивительном мире музыки, секретах народного пения и многом другом в своей группе в социальной сети. Сегодня ее рассказ – для читателей нашей газеты.

Ансамбль «Экспромт» был создан в 2010 году как эстрадно-джазовый квинтет. Сегодня это вокально-инструментальный квартет, работающий на базе Александровского дома культуры. В репертуаре коллектива различные произведения: от народных песен до джазовых стандартов, в оригинальных обработках в стиле neofolk и fusion. Также «Экспромт» исполняет музыку а капелла.

Состав:
Ксения Лютикова – вокал, фортепиано, гусли, рожок, идейный вдохновитель ансамбля, аранжировщик и автор многих песен;
Никита Филимонов – вокал, фортепиано, гитара;
Татьяна Шумахер – вокал, блок-флейта, перкуссия;
Любовь Мотина – вокал, перкуссия.

С чего начинался «Экспромт»

С ребятами – Ксенией и Никитой – мы познакомились в эстрадно-джазовом колледже у Анатолия Николаевича Чижевского. Большой музыкант, композитор и аранжировщик, он обладал (и обладает) талантом объединять людей и создавать атмосферу тотальной любви. При встречах мы постоянно обнимались, бесконечно шутили и очень радовались возможности быть вместе и музицировать. Это был, пожалуй, самый счастливый период в моей жизни. До сих пор эти связи не прервались, мы друг с другом на одной волне и при встречах общаемся так, как будто и не расставались, а прошло уже более 20 лет.

«Экспромт». Первый состав.

После колледжа Ксения ушла в сольные проекты, потом они с Никитой создали семью, пошли дети, быт и тоска по музыке и самореализации. Если ты музыкант – тебя вряд ли оставит твой талант, только если ты сам его не будешь зарывать… А я пошла практиковаться в рестораны, кафе и казино. Очень быстро это превратилось в рутину, и в какой-то момент я четко осознала, что больше так не могу. Было ощущение выгорания, выхолащивания чего-то драгоценного и нежно-тонкого, заложенного в душе…
И я решила для себя, что уж если петь, то только на сцене.
Помню до сих пор, как звонит телефон, как я беру трубку, и Ксения мне говорит: «Привет! Мы тут с Никитой решили создать ансамбль, хочешь с нами?». …Меня услышали! Это была чудесная реализация настоящего большого желания.
Потом в состав ансамбля вошли две талантливые и очень симпатичные девушки – Виктория и Любовь. Виктория через некоторое время ушла (сейчас у нее четверо детей, а может, уже и больше). А Любовь до сих пор с нами. Вместе мы уже 13 лет.
Мне по-настоящему глубинно нравится музыкальный материал, который мы исполняем, и я все время чувствую, что расту и развиваюсь в этом коллективе, что очень важно, потому что тогда не пропадает интерес. А еще мы очень изменились в плане стиля.
Некоторое время нас было пятеро и пели мы в основном а капелла (без инструментального сопровождения, только голоса), копируя и перепевая очень хороших западных исполнителей. В какой-то момент Виктория неожиданно для всех нас вдруг заявила: «Мы же в России живем, неужели у нас совсем нет своей хорошей вокальной музыки?». И наша реакция: «Советская эстрада? Калинка-малинка?». И тут ребята (Ксения и Никита) случайно услышали выступление молодой певицы Таисии Краснопевцевой, исполнявшей настоящий фольклор таким легким и совершенно чудесным голосом, так искусно,
виртуозно, с элементами импровизации и вокальной, и ритмический… Мы были очарованы.
С этого момента начали осознавать, что полжизни слушаем, восхищаемся и пытаемся подражать западным исполнителям, при этом ничего не знаем о своей традиционной музыке… Тут и началась наша чудесная трансформация.
В Ксении пробудился композиторский талант, и она стала выдавать на-гора аранжировки и обработки народных песен, писать стилизованную авторскую музыку. Как пирожки из русской печки – почти каждую репетицию новый материал, который мы сразу впитывали, как губки. При этом все аранжировки несли в себе элементы нашего предыдущего эстрадно-джазового музыкального опыта, что, на наш взгляд, только обогащало, а не разрушало основной традиционный материал.
И вот что еще удивительно: мы почувствовали, что свою родную коренную музыку поешь нутром, понимая на самом глубинном, генетическом уровне. Западная же музыка – как бы ты ее ни любил, она все равно чужая…
Во время совершения этой трансформации перед ансамблем встала непростая задача – найти новое звучание, новые вокальные и исполнительские приемы, ведь фольклор – как ни крути – это вообще другая музыкальная картина мира. И мы стали искать этот тонкий баланс…

Фольклор… Что это значит для меня?

Folk-lore в переводе с английского – «народная мудрость». Это такая глубина, от которой захватывает дух.
Народная традиционная песня – это то, во что я погружаюсь, где меня всегда ждет великая радость от того, что мне когда-то открыли это чудо. Сколько раз я уже говорила себе: «Ведь можно ж было умереть, так и не узнав настоящее, истоки…».
Музыкой и песней у наших предков была пропитана вся жизнь – от рождения до смерти. Представляете, какое это духовное и музыкальное богатство!
Вот, например, какие были виды песен: бурлацкие, рекрутские, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и др., обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества – колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые, календарные и тому подобное. И в каждой губернии свои, в каждой деревне свои, даже в семье могли быть свои песни…
Главные исполнительские принципы фольклора – это спонтанность и импровизационность – и вокальная, и ритмическая. Это то, что я особенно люблю. А еще это про «ладное пение». Люди так и говорили: «Вот сегодня ладно спели!». То есть то, чего мы, музыканты, добиваемся годами учебы и потом репетиций, неграмотные наши предки делали на раз-два благодаря постоянной практике и природной музыкальности.
Помню, как наша Ксения из ансамбля «Экспромт» (с джазовым училищем, эстрадным отделением института культуры и огромным исполнительским опытом) взялась «снять» (то есть выписать ноты и размер) одну песню из репертуара бабулечки Ольги Сергеевой – и… не смогла!!! Мелодия – еще куда ни шло, а размер был настолько сложный и переменный, что его было не уловить!
И конечно, смыслы, которые не сразу и постигнешь, эти чудесные старые слова и их волшебные сочетания, на которые так отзывается душа… Поначалу бабулечек слушать было тяжеловато, но потом привыкаешь и получаешь невероятное удовольствие от такого аутентичного звучания!

На фестивале культуры народов Северо-Запада «Серебряное ожерелье – 2022». «Экспромт» представил совместный проект
с театром-студией «Закулисье»Александровского ДКи модельером Ниной Заргарян.

Удивительное место – сцена

По моему опыту сцена – это место, где ты не знаешь, что с тобой может произойти. Надо бы быть готовым ко всему, но ты не можешь, потому, что это невозможно… Ты просто выходишь на сцену – и все, дальше будь что будет!
Все смотрят и думают: «Как легко он это делает!», а на самом деле, чем легче, тем труднее…
Каждый концерт – неповторим, уникален. Для меня выступление на сцене – это большие эмоциональные, психологические и физические нагрузки, которые ты по каким-то причинам стремишься испытывать. Трудное и одновременно очень притягательное состояние. Хочешь и боишься одновременно.
И «хочешь» оказывается сильнее, но страх и волнение тоже сильные и не любят отступать … Страх, волнение и одновременно драйв и возбуждение от возможности поделиться, обменяться со зрителями чем-то очень ценным и важным. На каждом концерте я испытываю противостояние этих сил.


Возможно, в этом противостоянии и рождается главное: то, ради чего артисты выходят на сцену, а зрители приходят на концерты – это особая захватывающая всех энергия, искренняя, поднимающаяся из самой глубины, где наконец-то нет фальши и искажений, все честно и просто, как есть…

Об истоках.
Из рассказа моей мамы о детских воспоминаниях, связанных с песней

«…Моя любовь к песне зародилась в детстве… Вот некоторые воспоминания, которые остались в моей памяти на всю жизнь…
Мои бабушки с дедушкой и шесть их сыновей (мои дяди) бежали в Крым во время голода на Украине в 30-е годы XX столетия… Вот и зажили они большой семьей в деревне Ново-Покровка в Крыму…

ПрабабушкаТатьяны Шумахер Наталья со своей матерью.

Руководила всем бабушка. Сильная, умная, красивая, на ней держалась вся семья. Еще у нее было хорошее чувство юмора, и если ей кто-нибудь из села попадал на язык, а она передергивала, то все от смеха лежали покотом. Все – это шесть сыновей, шесть невесток и нас, детворы, шесть штук (я жила у бабушки, поскольку мама умерла, когда мне было четыре месяца). Но они не только смеялись, но еще и пели. Запевала бабушка, а голосистые были все.
Но больше всего мне запомнились зимние вечера. В доме тепло, дедушка сидит у печки, а я расчесываю ему гребешком усы и бородушку. Бабушка прядет овечью шерсть и поет. Да как! Голос у нее был исключительный, а песни она пела в основном украинские. И столько в них было вложено души, что даже у меня, ребенка, дух захватывало. Иногда я плакала. Или подходила к бабушке, обнимала, и плакали вместе. Теперь я понимаю, что это у нее была тоска по родному краю и близким людям.
Пела бабушка «По диким степям Забайкалья» так, что я мысленно видела и Байкал и бродягу. А когда пела «Ничь так мисяшна», я подходила к окошку и любовалась и звездами, и месяцем. Еще она пела «Ревела буря, гром гремел», «Ой у гаю при Дунаю», «Ридно мати моя», «Была мэнэ маты берюзовым прутом», «Ой дивчино, шумыть гай», «Реве та стогне Днипр широкий» и др. Такое не забывается. Это закладывается в характере.
Возможностью видеть, ощущать красоту я обязана бабушкиному пению.
Такие чудесные вечера иногда заканчивались очень комично. Когда бабушка пела, дедушка думал о своем. Он вдруг прерывал бабушку и спрашивал: «Ты пом-нишь, на какой кобыле сваты приезжали?». Бабушка прерывала пение и отвечала: «Та на рыжей!». А дедушка отвечал: «А вот неееет, на сивой!». И тут начиналось! Вспоминали всех кобыл и их жеребят всех мастей, ближних и дальних хуторов. Победу, конечно, одерживала бабушка. Рыжая кобыла первенствовала, а мне было смешно. Понимаю теперь, что дедушка делал это умышленно. Он тоже тосковал, а видеть, как поет и плачет бабушка, ему бывало невмоготу, и кобылы выручали…»

Подготовила Лариса КРЫМОВА
Фото из архива Татьяны ШУМАХЕР

«Царскосельская газета» № 33 от 01.09.2022

Добавить комментарий