Пятница 19 Апреля 2024 года

Здравствуй, Матушка Осенина

В народном календаре славян было множество обрядов и ритуалов, посвященных смене сезонов, и это неудивительно – ведь люди полностью зависели от природы и жили в согласии с ее ритмами. Начало осени – время сбора урожая, окончание тяжелых полевых работ, подготовка к долгой зиме – было особенно важным периодом жизни, и сентябрьский праздничный календарь особенно насыщен событиями. Главным народным праздником были Осенины, отмечавшиеся трижды – 14, 21 и 27 сентября и символизировавшие прощание с летом, встречу с осенью и подготовку к зиме. А с приходом православия языческие обычаи тесно переплелись с христианскими праздниками.

Семен бабье лето наводит

Первые Осенины справляли 14 сентября. К этому дню уже завершались работы в поле: жатва, уборка льна, вывоз пшеницы в овины, крестьяне начинали заниматься домашними делами: заготавливали овощи на зиму, сушили собранные лук и чеснок, убирали пчел.
В это же время начинались осенние женские, «бабьи» работы – приходило время мять и трепать пеньку, мочить коноплю, мыть лен, прясть, вязать и так далее. Считается, что именно по этой причине середину сентября стали называть бабьим летом.
Православная церковь 14 сентября отмечает день памяти преподобного Симеона Столпника. В народе этот день получил название Семена Летопроводца. «Семен лето провожает» – гласила поговорка. В этот день шли в церковь и благодарили Богородицу за собранный урожай, а затем накрывали праздничный стол, полный разнообразных угощений, главным из которых был пирог, испеченный из муки нового урожая.
С Семенова дня начинались «засидки» – работа в избах при огне. Существовал обычай «обновления огня»: в канун 14 сентября в доме гасился весь огонь, кроме лампадного, а на утренней заре зажигался новый, который надо было добыть из сухого дерева трением. Дымом от добытого огня окуривали дом, чтобы задобрить домового. Обязательно заходили в хлев – так прогоняли злых духов от скота. Иногда этим огнем зажигали свечи в церкви перед молебном.
Распространенным обычаем в этот день был обряд похорон мух. В народе верили, что если «злую муху закопать осенью в землю – прочие кусать не будут», а вместе с «похоронами мух» и лето уходило. Нарядные девушки делали гробики из тыкв, огурцов, редьки или репы, укладывали туда мух, а потом проводили шуточную церемонию, полностью имитирующую настоящие похороны – с притворными слезами, отпеванием, поминками и так далее.
В Семенов день следили за погодой, так как по этому дню определялось состояние природы на всю последующую осень: «Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет тепла»; «Сухая осень, коли на Семен-день сухо»; «На Семена ясно – осень ведреная».

Праздник урожая

21 сентября, в день осеннего солнцестояния, наступали вторые Осенины – праздник урожая. Этот день, когда, как считалось, осень окончательно вступает в свои права, отмечали особенно широко, с песнями, плясками, угощениями.
Вторые осенины также называли Пасекиным днем или Луковым днем, ведь осенние работы на пасеках (подготовка ульев к зимовке) и сбор лука с огорода символизировали окончательное завершение летних работ. Было у этого праздника и множество других имен: Осенние оспожинки, Вторая встреча осени, День благословения хлебов, Матушка Осенина, Огородичен день. Православная церковь в этот день отмечает Рождество Пресвятой Богородицы, ставшей на Руси олицетворением матери-земли, дарящей людям все необходимое для жизни.
В этот день и благодарили Богородицу за собранный урожай. Считается, что она дает благополучие, покровительствует земледелию, семье, а особенно матерям. Женщинам в этот праздник отводилась особая роль. Рано утром они шли к рекам или озерам встречать Матушку Осенину овсяным хлебом и киселем. Там самая старшая из участниц обряда стояла с принесенным угощением и читала молитву Пресвятой Богородице, а все остальные водили вокруг нее хоровод и пели песни. После этого кисель оставляли у воды, а хлеб делили поровну между всеми присутствующими. Придя домой, хозяйки кормили им домашний скот – чтобы у животных был приплод.
Бездетные женщины в этот день шли в церковь с молитвами о чадородии. После литургии они накрывали богатый стол и приглашали всех нищих в селе, чтобы те помолились Богородице и святая заступница послала ребенка.
На вторые Осенины поминали умерших и навещали родителей.
Еще одним обычаем этого дня было посещение новобрачных – в гости к ним приходили родные и знакомые. Молодая жена готовила круглый пирог и встречала с ним гостей, а после угощения муж показывал гостям хозяйственные постройки, скот и собранный урожай. Традиции предписывали хвалить увиденное, учить молодых уму-разуму и благословлять их на долгую и счастливую жизнь.
Часто в честь окончания сбора урожая устраивалась сельская братчина – шумное коллективное застолье, угощение на которое приносили с каждого двора. При этом чем урожайнее был год , тем дольше продолжался праздник, иногда его справляли на протяжении целой недели, по всем правилам хлебосольства, широко и разгульно.

Осень навстречу зиме двигает

Последние, третьи Осенины,отмечались 27 сентября, в день Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня. В народе говорили: «Воздвиженье – осень навстречу зиме двигает». В это время птицы улетают в теплые края. Согласно верованиям древних славян в этот день птицы и змеи переселяются в ирий – «верхний мир», где живут души умерших, и пребывают там до весны. В этот день было запрещено ходить в лес – считалось, что змеи могут затащить нежеланного гостя под землю.
На Воздвиженье проводили крестовый обряд, чтобы защитить дом и двор от нечистой силы; проходил обход полей с молитвой о будущем урожае. Крестьяне складывали крестом ветки рябины и вырезали кресты из дерева. Эти обереги развешивали в избах, амбарах и хлевах.
Вечером 27 сентября девушки гадали на суженых в овине. В народе верили, что там живет овинник – дух, заправляющий хозяйственными постройками. Гадающие подкладывали в окно овина калач, и если лапа, которая брала хлеб, была теплой, жених будет богатым, а если холодной – бедным. Если же овинник отказывался от угощения, это означало, что в этом году свадьбе не бывать.
В этот же день начиналась рубка капусты для закваски. «На Воздвиженье у доброго молодца – капуста у крыльца», – гласит поговорка. Рубили ее коллективно, переходя из одного дома в другой.
«Капустенские вечера», или капустники, продолжались две недели. Хозяева готовили стол с закусками, молодые девушки – капустницы – наряжались, пели, шутили, старались показать себя, а парни приходили с гостинцами высматривать себе невест. Проходили такие вечера весело и шумно, и считается, что именно они стали предшественником театральных «капустников» – юмористических представлений, заканчивающихся угощением пирогами с капустой. Они стали проводиться в городах с XIX века уже без каких-либо привязок к календарю.

В библиотеках, музеях, домах культуры и различных творческих объединениях
Пушкинского района проходят проводы лета и встреча осени.

Библиотека БРиЗ проводит ежегодный осенний фестиваль, в этом году получивший название «ТыкваFest–2022». Его участники создают такие «шедевры» как лучшее огородное пугало, частушки про тыкву и многое другое.
Из фольклорных экспедиций возвращаются творческие коллективы, о своих этнографических находках они обязательно расскажут на страницах нашей газеты.


Центр культуры, кино и досуга «Павловск» знакомит с творчеством удивительной мастерицы Валентины Петруниной, которая создает из соленого теста уникальных кукол, вдохновляясь образами народной культуры. Для создания коллекции Валентина побывала во многих этнографических экспедициях, работала в историческом музее на Соловках и повсюду по крупицам собирала материалы о костюмах разных губерний.


Подготовила Анна МИХАЙЛОВА
«Царскосельская газета» № 34 от 08.09.2022 г.

 

Добавить комментарий