Четверг 18 Апреля 2024 года

Традиции и современность. В народном пении самое важное – это его истоки

Вот уже 15 лет радует жителей города Пушкина своим творчеством Народный любительский коллектив хор русской песни «Родные напевы» Дома культуры «Сувенир». Яркие концертные номера, погружение в народные песенные традиции снискали коллективу заслуженную славу, а все потому, что и его руководитель, и члены хора объединены общим интересом – любовью к русской песне.
История коллектива началась в 2007 году, когда Леонид Иванович Губа собрал в ДК «Сувенир» энтузиастов народной песни. Сначала их было немного, человек семь, и назывались они ансамблем. А позже, когда коллектив стал набирать популярность, а ряды его – пополняться, он преобразовался в хор русской песни.
О том, как живет хор «Родные напевы», читателям «Царскосельской газеты» рассказывает его бессменный руководитель Леонид Губа.

– Леонид Иванович, почему хор именно русской песни?
– Это связано с тем, что в нашем репертуаре – не только русские народные песни, но и песни русских, советских и современных композиторов, которые были написаны для народных хоров и ансамблей народной песни. Мы поем в обработках лирические, хороводные, плясовые, обрядовые песни, частушки и песни о России. Своим творчеством стараемся прививать нашим слушателям интерес к народной песенной традиции, воспитывать чувство любви к Родине, к познанию ее истории и прошлого своих предков.
В 2015 году нам было присвоено звание Народного коллектива, которое мы подтверждаем раз в три года и которое дает право выступать на концертных площадках не только Санкт-Петербурга, но и других городов России.
– Расскажите немного о себе, о вашем пути в народную песню.
– Я всегда занимался хоровой музыкой, сам пою и очень люблю это дело. Когда в 1973 году я окончил Мелитопольское культурно-просветительское училище, уже понимал, что свяжу свою жизнь с народной песней. И это не случайно: мои мама и папа, бабушки и дедушки пели. Я знал эти песни, пел вместе с ними. И учиться я решил не академическому пению, а народному.
В 1981 году я, выпускник Ленинградского института культуры имени Н.К. Крупской, приступил к работе по специальности – стал хормейстером. Я работал в ДК совхоза «Ленсоветовский», во Дворце культуры и техники «Ижорский», 10 лет был директором Центра творчества Аграрного университета и руководил студенческим народным хором. И вот в 2007 году я пришел в «Сувенир».
– Как начинали?
– Вместе со мной в Дом культуры пришло несколько выпускников Аграрного университета, которые пели у меня в хоре, мы объявили набор и начали репетиции. Так вышло, что информация о том, что в «Сувенире» открыт набор в народный ансамбль, распространилась быстро – и к нам пошли люди.
Я начал обучать их правильному певческому дыханию, постановке голоса, развивать музыкальный слух. Стоит добавить, что занятия пением – это не только творческий досуг. Они обладают серьезным оздоровительным эффектом – укрепляют дыхательный аппарат, улучшают общее состояние организма, вызывают эмоциональный подъем. Человек уходит с репетиции и продолжает петь. Свои занятия я строю не на монотонном заучивании текстов и мелодий, а на разнообразии подходов к процессу пения, что дает положительный результат. Вы думаете, что спеть громко просто? Ничего подобного. Раньше люди собирались вместе и пели – с друзьями, с родственниками. Сейчас такого практически нет. На улице не споешь, дома тоже: тонкие стены, недовольные соседи. А на занятиях есть возможность выплеснуть энергию, петь свободно.
– А в чем отличие народного пения от академического?
– Несмотря на то что техники пения и в академическом, и в народном хоре похожи, есть разница в звукоизвлечении. В народном пении поется так, как говорится. Но бывает, что люди путают, начинают петь резко, неприятно, и тогда я им говорю: «Вы же так не разговариваете?».
Существуют упражнения, которые открывают голос. Народное пение – оно простое, потому что оно природное. Строится на опоре, звук идет от диафрагмы, он сильный, наполненный, такое пение не нагружает связки.
Я абсолютно уверен, что все люди рождаются с музыкальным слухом. Об этом пишут ученые, единственное, что слух у одних развит сильнее, другим его нужно развивать. В моей жизни было несколько случаев, когда на занятия приходили люди, которые не могли воспроизвести звук, но кропотливая, постоянная работа с ними позволила научить их петь, причем двое даже стали солистами.


– Расскажите о вашем хоре. Кто в нем поет?
– В коллективе поют люди разного возраста – с 22 до 80 лет, с разной подготовкой. Я всегда относился к хору, как к общности. Люди здесь дружат, общаются в социальных сетях, вместе посещают различные мероприятии. У нас тоже бывают свои праздники и чаепития. Мы собираемся, танцуем и, конечно, поем. Молодым есть всегда чему поучиться у старших. Считаю, что в идеале нужно было бы сделать два состава: молодой и возрастной, тогда и тем и другим было бы комфортнее. Сейчас возросли требования к составу хора – мы много выступаем, участвуем в различных конкурсах, фестивалях и смотрах. Здесь важную роль играет качество звука. Так, молодые голоса звучат иначе, чем голоса пожилых людей. Хочется, чтобы в хор приходила молодежь, а со старшим поколением я готов заниматься отдельно и создать коллектив, участники которого могли бы себя в нем реализовать.
– Как вы строите репертуар?
– Начинали мы с несложных песен, например, таких как северные припевки «Раз, два, люблю тебя». Эта песня была записана в Архангельской области и исполнял ее Государственный академический Северный русский народный хор. Когда я учился в институте, мы ездили в фольклорные экспедиции. Бывали в Лужском и Тихвинском районах Ленинградской области, в Новгородской области. Записывали на слух ноты, слова. Эти песни я тоже включаю в репертуар хора. Поем авторские и казачьи песни, известные народные, такие как «Ой ты Порушка-Пораня», «Ой да не вечер», «Ой при лужке, при лужке». Исполняем весь текст целиком, таким, каким он был изначально, и добиваемся звучания, как в том регионе, где эту песню сочинили.
В народном пении самое важное – это его истоки, то, что оно русское, традиционное. Еще когда я работал в ДК Ижорского завода, нам говорили: «Будет мероприятие, надо спеть патриотическую песню». Но народные песни сами по себе патриотичны – они сложены народом и для народа. А наша задача – сохранять и продолжать эту традицию.
– Исполнение народных песен требует соответствующих сценических образов. Как вы решаете вопрос с костюмами?
– Первые костюмы у нас появились в 2008 году. Нам были выделены деньги, и мы сшили два костюма, потом еще два, затем по возможности дошивали. Эскизы я готовил собирательные. Это не академические наряды, я решил уйти от одинаковости. Важно придерживаться традиции, поэтому крой у всех примерно похожий, а вот отделка у каждого костюма своя.
Я считаю, что нужно держаться корней, ведь каждый сарафан, каждая рубаха были самобытными, своими, не похожими на наряды соседа. Вот и у нас костюмы тоже разнообразные – у кого-то повязка, у кого-то кокошник, ленты, тесьма, стразы. Девочки это любят, особенно украшать свои наряды. Но я за этим строго слежу, не должен костюм превращаться в «цыганский».
– Леонид Иванович, я знаю, что вы занимаетесь еще и с детьми.
– Действительно, я по совместительству работаю в лицее № 408, веду там занятия в фольклорном ансамбле. Проблема в том, что дети совсем не знают русский фольклор. Самое известное, что они могут вспомнить, это «Калинку», а вот как пройтись вприсядку или покружиться, им уже неведомо. Но с другой стороны, интерес к родной культуре – песням и танцам – у ребят есть. Поэтому занятия мы начинаем с игр, и через игру я стараюсь открывать неведомый им и заманчивый мир народного творчества. Играем в считалки и запевки, такие как «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» или «Чин-чары, чин-чары, собирайтесь гончары». На повторе куплетов «ловится» нота, и дети начинают петь.
Я подумал, что в нашем Доме культуры тоже должен быть такой ансамбль. Поэтому мы отрыли набор в детский хоровой коллектив. У меня не было проблем с набором детей в фольклорный ансамбль в лицее, надеюсь, что мы такой коллектив создадим и в «Сувенире». Главное, что дети будут изучать народный опыт и традиции, научатся знать и понимать свою культуру. Ребята будут заниматься пением, освоением музыкальной грамоты, сценического движения, народного танца, игре на шумовых инструментах (ложках, трещотках, бересте, бубне, колокольчиках, рубеле и др.). А еще будут народные игры-потешки, хороводы, колядки.
Уже много лет в нашем ДК традиционно проводится замечательный фольклорный фестиваль «Храни себя, Россия». Хор «Родные напевы» неоднократно становился его лауреатом и дипломантом, надеюсь, и наши дети вольются в ряды участников этого фестиваля.


– Какова география выступлений коллектива, и какие награды есть в вашей копилке?
– Сейчас у нас около 80 различных наград – это благодарности, дипломы, грамоты. Из значимых наград стоит отметить третье место на Всероссийском хоровом фестивале, третье место в Международном фестивале «Интерфолк».
Ансамбль «Родные напевы» с удовольствием выступает с концертами в ДК «Сувенир» и на других площадках. Наш коллектив любят, часто приглашают принять участие в концертах в Сестрорецке, в поселке Федоровское, в Павловске, Красном Селе, на Валдае. Участвовали в фестивале «Русское поле» в Москве – в Царицыно. Были там три дня, очень полезное и представительное мероприятие. В нем принимали участие государственные хоры, мы представляли Петербург в числе трех коллективов.
Победителями там не стали, но поучиться было чему. Ежегодно поем во время шествия «Бессмертного полка» на Невском проспекте: исполняем народные и военные песни. Это невероятно волнительно. С 2014 года мы – участники акции «Мира восторг беспредельный» в составе четырехтысячного хора сначала у Исаакиевского собора, а затем и на Дворцовой площади.
Наш коллектив – постоянный участник городского смотра-конкурса любительских коллективов народной песни фольклорных ансамблей и солистов имени А.А. Эповой «Как на нашей на сторонке». Анна Алексеевна Эпова – основательница школы народного пения, певица, педагог. Она создала русский народный хор из рабочих фабрик и заводов Ленинграда в 1950 году и успешно руководила им, участвуя во всех концертах, смотрах и фестивалях. Хор русской народной песни под ее руководством был удостоен звания «Народного коллектива». Также Анна Алексеевна работала педагогом вокального отдела Народной музыкальной школы и занималась по классическому и академическому пению в отделе для народных певцов.
В 1964 году Эпова создала отделение народного пения в Музыкальном училище им. Н.А. Римского-Корсакова при Ленинградской консерватории. Конкурс им. А.А.Эповой проходит раз в два года, мы тщательно готовимся к нему, уже неоднократно были лауреатами второй и третьей степеней.
В мае этого года мы также участвовали в фестивале «Серебряное ожерелье» в Петропавловской крепости вместе с другими коллективами Северо-Западного региона.
– Какие планы у коллектива на ближайшее время?
– Готовимся к двум концертам. Один из них – по итогам конкурса им. А.А. Эповой, его планируют провести в 20-х числах октября. В сентябре планируем выступить в доме ветеранов-архитекторов в Пушкине. До 1 декабря нужно подать заявку и снять видео для участия в городском концерте вокально-хоровых и театральных любительских коллективов «Слушай Ленинград», посвященного 79-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Мы откликаемся практически на все предложения и выступаем с удовольствием.
В этом году нашему хору исполняется 15 лет, будем готовиться к отчетному концерту, и если не успеем в этом году, то обязательно проведем его в следующем. Приглашаем всех любителей народного творчества к нам в коллектив. Занятия бесплатные.
– Спасибо за интересный разговор.

Беседу вела Лариса Крымова
Фото из архива ДК «Сувенир»

«Царскосельская газета» № 35, от 15.09.2022

Добавить комментарий