Пятница 22 Ноября 2024 года

Школьные новости. Воспитание питанием

Если кухня – это центр дома, то центром школы должна стать столовая. Ни на одной перемене здесь не бывает пусто и тихо, но в столовую школы № 257 Пушкинского района ребята торопятся не только на переменах, но и после уроков. Ведь это не обычная столовая, а «Школьный ресторан»: со скатертями, необычным меню и школьниками-официантами.


Как превратить школьную столовую в ресторан, почему важно говорить с учениками о культуре питания, и как привлечь их в серьезный профориентационный проект, рассказал директор школы Александр Юрьевич Иванов.
– Девять лет назад, когда школа только открылась, у нас была обычная столовая. Нас обслуживал комбинат питания, работа буфета была организована не совсем так, как нам хотелось, и эстетика помещения требовала доработки. Тем не менее, на уроках технологии мы пробовали проводить сервированные обеды, прививать культуру питания. Поскольку у нас есть еще дошкольное отделение, мы вынуждены были заключать разные контракты с двумя фирмами: отдельно на организацию питания школьников и отдельно –для дошкольников. И четыре года назад отдел образования инициировал переход столовой в ведение школы. Это достаточно редкое явление, в Петербурге всего около десяти школ с такой системой. Теперь мы сами набираем штат сотрудников, сами приобретаем сырье, следуем рекомендуемому основному меню и меню буфета, корректируем режим работы буфета.


Такие возможности хочется использовать полностью, и в последний год мы начали реализовывать проект «Школьный ресторан». «Школьный ресторан» – это не только и не столько про питание, его задачи гораздо шире. В первую очередь речь идет о культуре и профориентации.
Мы столкнулись с тем, что культура питания во многих семьях достаточно примитивна. Самые распространенные продукты, которые дети пробуют дома, – жареный картофель, сосиски, макароны, полуфабрикаты. Что касается рыбного меню, овощных салатов, наша практика показывает, что такого в семейном меню порой нет. Дети не понимают, зачем есть салаты или каши, и стараются в столовой выбирать только то, что привыкли есть в семье. Так мы пришли к идее сделать прием пищи для ребят интересным, захватывающим процессом, чтобы они сами хотели попробовать новые блюда. А когда хочется пробовать что-то новое из меню? Когда оно красиво или необычно подано!
В столовой много мелочей. Наша принципиальная позиция – на всех столах должны быть салфетки. Да, иногда дети ломают салфетницы, используют салфетки не по назначению. Но когда это становится повседневностью и салфетки на столе присутствуют постоянно, дети к ним привыкают и начинают по-другому относиться и к своему поведению в целом. Или, например, социальное питание. Оно одинаковое для всех, и еду подают на стол заранее, чтобы дети успели за перемену поесть. Но, например, тот же суп, если налить его заранее, успевает остыть. А если суп подавать в супницах? И так дети начинают рациональнее относиться к еде: кто-то возьмет порцию чуть меньше, а кто-то попросит добавки. И суп остается горячим.


Проблема всех школ – детей много, а перемена маленькая. За 15-20 минут не все успевают поесть. Мы нашли решение и запустили программу предварительного заказа – ребенок, зная меню на завтра, может заказать себе обед, и ко времени, которое он обозначил в заявке, блюда уже подадут. Ему не придется стоять в очереди. Да, это требует больших усилий сотрудников столовой, но они к этому готовы.
Новая идея – это создание школьного кафе. Мы ведем подготовительную работу по созданию школьной фирмы, куда на основании трудовых договоров официально трудоустроятся наши ученики, достигшие 14 лет. Они будут работать по всем правилам, это будет прекрасная профессиональная подготовка. Мы провели переговоры с Санкт-Петербургским колледжем туризма и гостиничного сервиса, они готовы приезжать к нам и проводить мастер-классы, профориентационную работу. В помещении столовой мы выделили место, где будет кафе: в начале октября туда привезут мебель, заказанную по нашему дизайн-проекту. Там будут неформатные столики на несколько человек, барные стойки с высокими стульями.
В этом необычном для школьной столовой пространстве будут проходить мастер-классы по сервировке, праздники для классов. Меню будущего школьного кафе будет отличаться от меню столовой. «Сотрудники» школьной фирмы пройдут все необходимые процедуры трудоустройства, включая медицинское освидетельствование, которое необходимо для работников общепита. Они выступят в роли официантов. Для детей, не достигших 14 лет, это станет профориентационным проектом, где они будут помогать официантам: принимать заказы, сервировать стол, проводить расчет с посетителями.
Моя мечта – чтобы школьная столовая превратилась из «столовки» в место общения и проведения праздников. Кафе и рестораны служат для семейного отдыха, есть тематические кафе, куда люди приходят не только поесть, но и пообщаться. Мы хотим, чтобы у наших детей было такое место здесь, в нашей школе. Школа во всех ее деталях не должна отставать от современной жизни.

Екатерина Александровна Калиновская,
педагог-организатор:
– В проекте «Школьный ресторан» поучаствовали все классы, в проекте «Ресторанное меню» – больше половины. Вместе с классным руководителем ребята приходили на званые обеды, участвовали в мастер-классах по сервировке: как правильно пригласить на трапезу, как организовать обед для друзей. Часть детей при этом исполняла роли официантов. Практически все классы проводили сервированные чаепития, в таком формате отмечались все праздники – Новый год, дни рождения. Накрывались столы: у нас есть специальная чайная посуда, в меню буфета предусмотрены пироги, выпечка. Обязательны скатерти, салфетки, столовые приборы. Некоторые школы отказываются от использования ножей и вилок, а мы учим ребят правильно ими пользоваться.
Постепенно выделились дети, которые особенно заинтересовались проектом, мы начали отдельно с ними работать, они стали внештатными сотрудниками ресторана – сформировался костяк.

Ольга Леонидовна Самохвалова, организатор школьного питания:
– Мы заказали ребятам специальные фартуки. Форма дисциплинирует, мотивирует, и дети, которые задействованы в жизни ресторана, должны выделяться. Всё по-взрослому. Работать официантами для детей довольно сложно, в том числе из-за психологических барьеров – надо же подойти к человеку, спросить, чего он хочет. Когда ребята обслуживали свой класс, было проще, ведь все друг друга знают. Работать с другими классами интереснее и сложнее.
Сейчас дети уже спрашивают, когда откроется кафе, как попасть в официанты. Интерес проявляют даже старшие школьники, хотя подростки обычно с большим трудом вливаются в новые проекты и инициативы.

«Школьный ресторан» на «Ярмарке профессий»
Ученицы школы № 257, вдохновленные «Школьным рестораном», приняли участие в III Всероссийском конкурсе видеороликов «Ярмарка профессий», который проводится при поддержке Министерства культуры РФ.
– Мне 11 лет, я участвовала в проекте «Школьный ресторан». Для конкурса «Ярмарка профессий» мы с Викой сняли видео, в котором рассказали, что мы делали в рамках проекта и кем хотим стать. Я узнала о таких профес-сиях как повар, официант, администратор, хостес, управляющий, – рассказала Таисия Гуляева. – Я хочу стать управляющей рестораном.
– А я хочу стать кондитером или шеф-поваром, – продолжила Виктория Белан. – Я не только знаю, что такое банкет, фуршет и дегустация, но и могу это организовать. А результаты конкурса мы узнаем 1 октября.

Подготовила Алиса Иванова

«Царскосельская газета» № 35 от 15.09.2022

Добавить комментарий