Пятница 19 Апреля 2024 года

День учителя. Дай мне сделать – и я пойму

5 октября в России и множестве других стран мира отмечается День учителя – профессиональный праздник работников сферы образования. В этот день учителей чествуют на всех уровнях, ученики несут им цветы и готовят поздравления, а люди, уже окончившие школу, вспоминают своих любимых педагогов и говорят им слова благодарности.
В канун Дня учителя в редакцию «Царскосельской газеты» поступил материал, подготовленный студенткой РАНХиГС Ариной Чепкасовой – выпускницей школы № 511 и объединения «Многогранник-журналистика» Дома молодежи «Царскосельский». В преддверии праздника она решила познакомить читателей со своей школьной учительницей географии Дилярой Абубекаровной Муратовой.
Публикуем интервью с сокращениями.

– Диляра Абубекаровна, почему ваш выбор пал на преподавание географии?
– Я не буду утверждать, что у меня была какая-то особенная любовь к географии. В школе я увлекалась историей, но, к сожалению, не смогла поступить на исторический факультет. И география показалась мне предметом, интересным для изучения.

– Что вы испытывали, когда шли на свой первый урок?
– Моим первым уроком стал урок природоведения в пятом классе, проходил он в школе №1 города Коммунар в Гатчинском районе. На тот момент, я оканчивала первый курс заочного отделения педагогического университета им. А.И. Герцена. Ужасно боялась, что дети зададут вопрос, на который я не смогу ответить, переживала, как ученики будут меня воспринимать. К счастью, все прошло благополучно.

– Как формировалась ваша методика преподавания? Вы один из немногих учителей в нашей школе, кто превращает свой урок в настоящее исследование.
– Методика у каждого преподавателя постепенно складывается своя. Например, я готовлю план урока, но при этом учитываю, что в одном классе ученики могут быстро схватывать материал, а в другом – нет. И уроки получатся совершенно разные.

– А как ребята выбирают темы для исследовательских проектов по вашему предмету?
– Помнишь, когда вы были в девятом классе, то многие выбирали мой предмет не только для сдачи экзамена, но и для занятий проектной деятельностью. И при этом вы сами искали темы, которые были бы вам интересны. Твоих одноклассников интересовало изучение черных дыр и далеких планет, традиции Восточной Азии, особенности различных рек и почв и многое другое. Мы даже ездили в Аграрный университет, чтобы познакомиться с материалами о почвах. География в целом очень наглядный предмет, где для составления полной картины необходимы знания биологии, химии, истории и иногда даже физики. Так сегодня сложилось, что в профильных классах выбор направлений исследований ограничен. В гуманитарно-экономическом классе – это как правило обществознание, право, экономика; в химико-биологическом – химия и биология. Конечно, если у кого-то есть интерес, азарт исследователя и готовая тема, то можно договориться с учителями других предметов, но это бывает нечасто.

– Удивительно, что по вашему предмету проекты пишут не только старшеклассники, но и пятиклассники. Откуда у малышей берется интерес к географии?
– Если говорить в целом, то география привлекает тем, что это практический предмет. Это и нравится детям. Стоит добавить, что в Федеральных государственных образовательных стандартах прописано, что теория должна быть направлена на практическую деятельность. Конфуций говорил: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму».

– Какие исследования ваших учеников особо запомнились?
– Могу назвать такие: «Исследование реки Славянки на загрязнение в разных местах»; «Исследование грунта в реке Славянка» (там к нашему удивлению мы обнаружили даже частички золота); твоя, Арина, работа – «Швейная промышленность как второй источник загрязнения». Это то, что вспомнилось в первую очередь, но были и другие, не менее интересные.

– Нужна ли на ваш взгляд география в программе старших классов? Что нового она может рассказать? Чем помочь в будущей жизни?
– В старших классах география выступает в роли общеобразовательного предмета, потому что это социально-экономическая наука. Например, для учеников экономического класса она полезна тем, что на этих уроках можно познакомиться с мировой экономикой. Некоторые ребята пойдут учиться в военные заведе-ния – и им понадобится умение работать с картой. Из этого можно сделать вывод, что даже «частичная» география все равно необходима. По моему мнению, лучше бы ее давали как электив (обязательный для изучения учебный курс, направленность которого учащийся выбирает самостоятельно, прим. ред). К тому же немногие вузы требуют сдавать географию и выпускники, нацеливаясь на подготовку к ЕГЭ, этот предмет воспринимают как дополнительный. Но мне кажется, что культурный человек без географии обойтись не может – ведь это наука о нашей Земле и всем, что с нею связано!

Беседовала Арина ЧЕПКАСОВА

«Царскосельская газета» № 37 от 06.10.2022 г.

Добавить комментарий