Вторник 20 Февраля 2018 года
Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

АРХИВАРИУС: Выставочная деятельность фотографа С.М. Прокудина-Горского в Царском Селе: новые сведения

Основатель цветной фотографии в России С.М. Прокудин-Горский был одним из известнейших российских видописцев, а также владельцем типографии, специализировавшейся на воспроизведении в цвете художественных работ.

Возможность обрести необходимые для работы контакты давало ему участие в выставках разного уровня. Это участие обычно заключалось в одном или нескольких публичных показах «картин в натуральных цветах», вход на которые был платным. Показы цветных картин всегда сопровождались серьезными глубокими комментариями, сделанными самим фотографом, и в этом отношении заключали в себе определенный образовательный аспект.

001 портреты

Члены совещания представителей фотографических обществ в Императорской Академии Художеств 30.05.1908 г.
С.М. Прокудин-Горский – в верхнем ряду, 2-й слева. Фотография из журнала «Фотограф-любитель» 1908 г., № 7.

Известно, что в мае 1909г. он выступил с показом «диапозитивов в красках» перед Высочайшим Двором в Царском Селе, где предложил государю Николаю II «запечатлеть все достопримечательности нашего обширного отечества в натуральных цветах». Этот показ предопределил судьбу мастера С.М. Прокудина-Горского, который получил официальную поддержку и обеспечение транспортными средствами для осуществления своего грандиозного проекта по фотофиксации достопримечательностей на территории всей Российской империи. После окончания каждой экспедиции С.М. Прокудин-Горский демонстрировал снимки в Царском Селе. Первый просмотр состоялся 20 марта 1910г. и в дальнейшем происходил каждый год (на основании дневниковых записей Николая II).

Наиболее важным для творческой биографии С.М. Прокудина-Горского было участие в российских промышленных выставках. Одной из крупнейших и известнейшей из них стала Царскосельская юбилейная выставка, состоявшаяся в 1911 году. В ней фотограф участвовал с работами своей типографии в разделе «Промышленность», подразделе «Обрабатывающая промышленность». Кроме того, С.М. Прокудин-Горский был избран от Императорского Русского технического общества (председателем V фотографического отдела которого он был с 1906 года) представителем общества на выставке.

Фирма фотографа представила образцы цветной печати, а также фотографии с натуры «в красках, снятых по способу С.М. Прокудина-Горского». К выставке был отпечатан свой «Каталог образцов цветной печати (типографской) Художественных фотомеханических мастерских С.М. Прокудина-Горского», распространявшийся среди посетителей павильона. Этот каталог содержал список экспонировавшихся снимков и состоял из 19 страниц, из которых известны только три страницы (в цельном виде до настоящего времени не обнаружен). Среди экспонатов можно отметить открытые письма, выпущенные С.М. Прокудиным-Горским и частично бравшиеся на реализацию Общиной св. Евгении, а также снимки, исполненные в Императорском Ботаническом саду и Библиотеке Императорской Академии художеств.

 

каталог_2а

Каталог образцов цветной печати С.М. Прокудина-Горского.
Публикуется впервые.

Кроме того, в этом каталоге было размещено рекламное объявление о четырех сеансах демонстрации в Городовой ратуше Царского Села «проекций в натуральных цветах С.М. Прокудина-Горского»: 8, 10, 11 и 14 сентября. На этих сеансах можно было увидеть показанные с помощью проекционного аппарата снимки видов и древних памятников Руси, достопримечательности Волги и Урала, Туркестана и Бухары, а также Мариинского водного пути, то есть работы, исполненные фотографом после 1906 года. Более ранние фотоработы С.М. Прокудина-Горского, исполненные им по собственному почину и в рамках заказа Общины св. Евгении в 1905 году, местонахождение которых сейчас неизвестно, по-видимому, уже к этому моменту находились в других руках. На каждом сеансе демонстрировались новые картины. Подробности сеансов можно было узнать из программ, но ни одна из них до настоящего времени не обнаружена. Также важно подчеркнуть, что вход на сеансы был платным, и входная плата была достаточно высокой: билет в первый ряд стоил 3 рубля, во второй и третий – 2 рубля, четвертый и пятый – рубль 50 копеек. Самые дешевые места были на хорах во втором ряду – 30 копеек.

003 каталог царскосельской выстчб.

Обложка официального каталога
«Царскосельской юбилейной выставки» 1911 года.

Мастер стремился на выставках не только продемонстрировать результаты своей работы, но ознакомиться с опытами других специалистов и приобрести знакомства в профессиональной сфере. К концу 1900-х годов его можно назвать одним из ведущих фотографов страны, которого не только приглашают к участию в выставках, но включают в организационные комитеты и в члены жюри фотографических конкурсов, и даже приглашают к конкурсному и внеконкурсному участию на крупнейших международных промышленных выставках, особо отмечая принадлежность его работ «к художественно-историческому отделу как имеющих отношение к прикладному искусству». В то время, когда произведение фотографа только отвоевывало статус художественного произведения, участие видописцев в выставочных конкурсах и программах или даже простая демонстрация снимков способствовали признанию фотографии как вида искусства. И роль в этом процессе С.М. Прокудина-Горского неоспорима. Его неутомимая деятельность по пропаганде цветной фотографии, в том числе участие в выставках, принесли огромную пользу развитию всей фотографии в целом.

Алексей ВЕКШИН,
биолог, действительный член Русского географического общества

«Царскосельская газета»  № 14, 
2016 год

 

 

Добавить комментарий