Понедельник 29 Апреля 2024 года

Традиции и современность

Изучать, сохранять и побеждать!
Юные журналисты из Центра детско-юношеского технического творчества и информационных технологий Пушкинского района приняли участие в XI Открытом конкурсе редколлегий школьных СМИ «Журналистский марафон», посвященный Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
Что самое важное в конкурсе? Победа или участие? На «Журналистском марафоне» важно и интересно все! Это и мастер-классы, и общение юных журналистов с опытными наставниками, и острые, небанальные темы для интервью
и репортажей. Команда Пушкинской студии журналистики принимает участие в этом конкурсе ежегодно.
Традиционно «Журналистский марафон» проходит в четыре этапа. Сначала ребята посещают мастер-классы, организованные кафедрой журналистики и медиакоммуникаций Северо-Западного института управления РАНХиГС.
В этом году секретами написания журналистского материала с участниками поделился заведующий кафедрой – доктор филологических наук, профессор Максим Николаевич Ким. А о принципах верстки школьных газет рассказала Екатерина Андреевна Степанова, старший преподаватель кафедры режиссуры и медиакоммуникаций.

Слева направо: Федор Становой, Ксения Ухрянченко, Полина Кузнецова, Артем Шурдуков


Второй и третий этапы конкурса – настоящая журналистская работа. Для участников организуется насыщенная программа, во время которой они набирают материал и на следующий день создают и отправляют жюри конкурсные работы. Четвертый этап  – подведение итогов и награждение победителей. Он еще впереди – сейчас члены жюри «Журналистского марафона» оценивают работы.
По правилам конкурса участвовать в нем может команда из четырех подростков (7–11 классы). В этом году Пушкинскую студию журналистики представляли Полина Кузнецова, Артем Шурдуков, Ксения Ухрянченко и Федор Становой.
Почти все они уже опытные «марафонцы» –  Полина принимала участие в конкурсе 2019 года, а Артем и Ксения – в 2021 году.

Отметим, что «Журналистский марафон – 2021» был для Пушкинской студии журналистики удачным – газета «ШАГ» заняла первое место, и эта победа позволила команде перейти в Высшую лигу (в нее попадают только те команды, которые за последние три года хотя бы раз попали в первую шестерку в общем зачете).

«Культурные наследники» – так звучала тема «Журналистского марафона» в этом году. Изучать и сохранять культурное наследие можно по-разному, и организаторы предоставили юнкорам такую возможность. Участники смогли пообщаться с сотрудниками библиотеки им. М.Ю. Лермонтова, поучаствовать в мастер-классе по изготовлению традиционных кукол, посоревноваться, отвечая на вопросы исторической викторины, поиграть в русские народные игры, пообщаться с участниками фольклорного ансамбля «Горница» и музыкантами известной фолк-группы «Отава Ё».

Полина Кузнецова с участниками группы «Отава Ё»после пресс-конференции

Своими впечатлениями о конкурсе поделилась Полина – самая старшая и опытная участница команды:
– Меня удивила программа второго дня, а именно мастер-класс по раскрашиванию картинки и лепке из пластилина, мне казалось, что возраст участников конкурса позволяет придумать что-нибудь более универсальное. Но хочется отметить, что приглашение «Отавы Ё» –  сильный ход от организаторов.
Готовиться к интервью было несложно, так как это не первый мой опыт работы с медийными личностями. Формат пресс-конференции довольно неудобен, так как спросить хочется о многом, а ограниченное время и большое число участников не позволяют этого сделать. Но мне повезло, и я успела задать все вопросы, которые хотела и которые были нужны для подготовки материала.
Итоги «Журналистского марафона» будут подведены 2 ноября, а пока предлагаем познакомиться с конкурсной работой Полины Кузнецовой.

Алиса Иванова, фото автора

И президент стоял и ждал

Музыканты группы «Отава Ё» – о японцах, популярности и культурном наследии Петербургская музыкальная группа «Отава Ё» была основана в 2005 году путем объединения двух дуэтов.  Сначала музыканты выступали на улицах, и благодаря узнаваемому стилю быстро обрели популярность. Спустя несколько лет они уже начали гастролировать по разным странам: Иран, Япония, Эстония, Норвегия… Клип на самую известную песню группы – «Сумецкая» – набрал 51 млн просмотров, став самым популярным видео в чарте World Music, и попал в топ-10 клипов года на Youtube.

– Насколько популярна фолк-музыка в наше время?
– Когда мы начинали и играли на улице, нам было все равно, популярно или нет. Мы видели в этом смысл, что нас двигало вперед. Этот жанр, конечно, не очень известен. Честно, сколько групп в этом жанре вы сможете назвать? Одну? Две? Это означает, что фолк в нашей стране не популярен. Но интерес к нему растет, и нас это радует. Мы настроены очень оптимистично.
– Зачем исполнять фольклорные композиции?
– Вспоминая слова Александра Сергеевича Пушкина «и чувства добрые я лирой пробуждал», могу сказать, что у нас получается играть фольклорную музыку, и получается неплохо. Те чувства, которые пробуждает наша деятельность в людях, – самое важное. Ты можешь быть крутым виртуозом, но если у людей после этого ничего хорошего в душе не возникает, то что-то ты делаешь не так. Мне кажется, что фольклор в отличие от авторской музыки прошел
серьезную проверку временем. Этим песням зачастую несколько сотен лет, и они без интернета и аудионосителей дожили до сегодняшнего дня, и не только дожили, но еще и вдохновили нас. Значит, в этом все-таки что-то есть, что-то пробуждающее генетическую память. В тебе «просыпаются» некие общие ценности.

– Какую фольклорную музыку проще воспринимать молодому поколению?
– Я думаю, адаптированную и аранжированную. Чтобы действительно подойти к чему-то историческому, надо самому пройти какой-то путь. Если молодежи навязывать традиционное, у нее будет отторжение ко всему этому в целом. Поэтому заинтересовывать нужно чем-то новым, современным, интересным.
– Как, по-вашему, относятся к российскому культурному наследию за рубежом?
– Очень хорошо и с большим интересом. Там просто ничего о нас не знают, поэтому любая информация для них – это открытие. Как правило, есть только стереотипы, которые сразу рушатся после знакомства с нами.
– Стало ли это причиной вашей популярности?
– Возможно. Например, у нас несколько лет назад были гастроли в Японии. Промоутеры нам сказали: «Вы не могли бы специально для этой поездки подготовить несколько русских песен, которые японцы точно знают, ну, например, «Очи черные», «Калинка-малинка»?».
И я понимаю, что мне от этого все грустнее и грустнее. И я им отвечаю: «Ребят, ну вы же нас приглашаете не потому, что мы эти песни поем, а потому что у нас есть какой-то свой путь, и вам он понравился. Доверьтесь нам. Не надо нас заставлять петь то, что нам не близко, и то, что мы  никогда не пели». Японцы ответили: «Ну, ладно-ладно, делайте, что хотите». Мы приехали в Японию, и билеты на два концерта из четырех были полностью распроданы (а это были большие залы), и в зале – ни одного русского человека. И все в итоге просто «стояли на ушах». В Мексике было точно так же, в Эстонии тоже. Там, кстати, вышла такая история. Мы выступали, все было здорово, после концерта, когда мы подписывали диски, ко мне подходит девушка, которая нас курировала на фестивале, и говорит: «Вы знаете, там с вами хотят сфотографироваться». Я спрашиваю, кто. Она немного замялась, и говорит: «Президент». Я уточняю: «Президент чего, фестиваля?!», а она отвечает: «Нет, страны». Я смотрю, действительно стоит президент Эстонии с двумя охранниками, в какой-то фольклорной шапочке. А я не сразу понял, что происходит, и говорю: «Сейчас мы подпишем диски, а потом сфотографируемся».
И президент стоял и ждал. Президент Эстонии ждал фольклорную группу из России. При том, что в Эстонии русских не любят. Но он стоял и ждал. То есть можно сказать, что даже на бытовом уровне фольклорная музыка творит чудеса. Почему людям это нравится?
Я думаю, им просто нравится  что-то честное, и в нашем случае это все сошлось.
– Как вы оцениваете свой вклад в сохранение культурного наследия России?
– Давайте лет 100 подождем, тогда можно будет оценить. Я могу сказать, что нас нет-нет и поругивают: мол, мы все не так делаем и от культурного наследия ничего не оставляем. Главное, в чем нас упрекают, – что творчество нашей группы вряд ли вдохновит людей заняться фольклором. Но это все-таки неправда, потому что наше творчество на самом деле способно к этому привлечь. Например, после выхода клипа «Сумецкая», где парень крутит бревно, очень многие занялись тем же. Нам пишут, например, что купили гусли после того, как познакомились с нашей группой. Получается, что мы все-таки обращаем внимание людей на традиционную культуру, и это здорово.
– Что нужно школьникам, чтобы начать сохранять культурное наследие России?
– Как минимум, просто заинтересоваться и узнать, что это такое. Покопать поглубже. Это сложно, и сейчас много противоречивой информации, но есть исполнители, которых стоит послушать. Самое главное – по-настоящему заинтересоваться. Если это произошло – человек докопается до истины.
У народной культуры есть интересное свойство: когда начинаешь этим заниматься, тебя «затягивает» все глубже и глубже. Нельзя захотеть сохранять то, в чем не разбираешься. Это и главная проблема. Зачастую люди, которые занимаются культурой, не погружены в нее глубоко. И, например, корневой фольклор в институтах культуры изучают довольно поверхностно. В нашей группе из восьми человек пятеро – самоучки. Я думаю, это о чем-то говорит. Если мы все будем заниматься культурой и получать от этого искреннее удовольствие, то ее сохранение станет образом нашей жизни.

Полина Кузнецова
Фото Артема Шурдукова и из архива группы «Отава  Ё»

«Царскосельская газета» № 40 от 27 октября 2022

Добавить комментарий