Понедельник 25 Ноября 2024 года

Балалайка – трехструнная чаровница

Пятый год в стенах Дворца творчества Пушкинского района живет, творит и развивается ансамбль русских народных инструментов «Аюшка», где детей учат играть на балалайке, домре и возрождают царскосельские традиции. О нем читателям «Царскосельской газеты» рассказала руководитель ансамбля Ирина Михеева (домра).
– Мы с Олегом Геннадьевичем Пашковым (руководитель ансамбля и одновременно исполнитель на баяне и балалайке) интересовались, были ли до нас ансамбли народных инструментов. Тогда старожилы вспоминали, что после войны в Доме пионеров был коллектив, играющий на народных инструментах. Но точных данных или документов не сохранилось. Возможно, это был ансамбль гармонистов, может, и балалайки были.
– Ирина Васильевна, а откуда такое необычное ласковое название «Аюшка»?
– Его мы с Олегом Геннадьевичем привезли с далекого Урала, – улыбается Ирина Михеева. – По одной из версий на староуральском диалекте это означает «мил-сердечный друг».
– Как к вам попадают дети? Приходят сами или их приводят родители?
– Маленьких приводят родители, конечно. Иногда приводят сразу двоих, а то и троих. Я понимаю, к чему вопрос, – дело в интересе. Могу сказать, что сейчас главный интерес у ребенка (и его родителя) и главный стимул – выступать на сцене. А дети постарше – 11-12-14 лет – приходят сами, потому что друг или подруга занимается.
– Балалайка и домра – не самые простые в освоении струнные инструменты, даже учась игре на гитаре, стираешь пальцы, что довольно болезненно. Не является ли это поводом для ухода из коллектива?
– За пять лет через наш коллектив прошло более 50 детей, и было всего несколько случаев, когда они уходили. Как правило, остаются и, несмотря ни на что, преодолевают трудности в освоении инструмента. На домре играть ничуть не легче, хотя там и используются медиаторы, а вот на балалайке играют только пальцами. Девочки и мальчики готовы стирать пальцы, но продолжать учиться и совершенствовать свое мастерство.


– Как вы думаете, что дает такой заряд, такую тягу?
– Непередаваемый, ни на что не похожий звук, тембр. Балалайка хоть инструмент и не универсальный, но сыграть на нем можно почти все: от «Санта Лючии» до джаза, рока и шедевров классической музыки. Например, виртуознейший по исполнению Каприс № 24 Паганини так же виртуозно исполняют на балалайке наши современники: Алексей Архиповский, Андрей Матвеев, Анастасия Тюрина. Здесь от мастерства музыканта зависит больше, чем при игре, скажем, на баяне. Вы знаете, даже аутентичную «Во саду ли, в огороде» можно обработать и исполнить так, что слушатели устроят овации. А ведь именно так и было в августе этого года в Александровском парке на Международной неделе балалайки «Русское чудо». Жара стояла под 30 градусов, но зрители были настолько увлечены тем, что происходило на сцене, что не замечали ее. Вообще очень большую роль в возрождении интереса к народным инструментам играют фестивали. Коллектив принимал участие во многих из них. Самая запоминающаяся поездка была в Новую Ладогу еще в мае 2019 года, на областной фестиваль-конкурс «Звенящий родник», и детям так понравилось, что они все время спрашивают: «А когда мы еще туда поедем?».
– Каких успехов достиг ваш ансамбль за пять лет?
– Мы стали лауреатами многочисленных международных и всероссийских конкурсов, завоевали Гран-при на Международном конкурсе «Энергия звезд». В 2018– 2022 гг. стали победителями и лауреатами региональных и городских фестивалей-конкурсов исполнителей на русских народных инструментах «Звучит весенний Петербург», «Фейерверк национальных культур», «Музыкальный калейдоскоп», а также районных фестивалей, в том числе «Вместе мы – Россия» и др. «Аюшки» стали узнаваемы, и их приглашают с концертами в различные культурные учреждения Пушкина и Павловска. В этом году к нам в коллектив пришли дети, занимающиеся в музыкальной школе на аккордеоне и на флейте, с просьбой принять их в наш ансамбль, хотят играть вместе с нами. Взрослые тоже хотят играть, но пока это направление в стадии формирования. К нам пошли солисты коллективов дворца, и не только. Если раньше мы просили дать нам солиста на народные песни, то теперь уже мы выбираем. Я считаю, что это успех: и наш с Олегом Геннадьевичем, как педагогов, и наших детей, которые своим умением и мастерством расширяют круг поклонников игры на русских народных инструментах.

Вера ЛЕОНТЬЕВА
Фото из архива «Аюшек»

Балалайка – самый известный русский инструмент, ставший, наряду с гармонью и гуслями, одним из символов музыкального творчества русского народа. Любопытно даже само название инструмента – оно типично народное: своим звучанием, передающее характер игры на нем. Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 23 (13) июня 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве «в Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Фёдоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили». Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 года в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К.П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой». В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас.
Домра – струнный щипковый музыкальный инструмент, широко применявшийся скоморохами на Руси в XVI–XVII веках как сольный и ансамблевый («басистая» домра), но начиная с XVII века, после выхода ряда церковных и государственных указов (один из них 1648 года царя Алексея Михайловича «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий»), согласно которым скоморошество подвергалось гонениям, инструмент не использовался. С исчезновением скоморохов исчезла и домра. Современный облик домра обрела в 1896 году. После реконструкции музыкантом-просветителем Василием Андреевым вятской балалайки, на ее основе и было создано семейство оркестровых домр, ставших частью Великорусского оркестра Андреева. 

 

Истории игры на балалайке в Царском Селе пошло уже второе столетие. В семье последнего российского императора Николая II с «академическими» музыкальными занятиями соседствовали «народные». Императрица Александра Федоровна любила простую трехструнную русскую балалайку, с которой познакомилась, слушая игру казаков-балалаечников Собственного Его Величества конвоя, еще в первый год жизни в России. А играть на балалайке в царской семье стали после того, как цесаревичу Алексею пошел третий год.


Стоит оговориться сразу, что никаких концертов балалаечников в Александровском дворце, конечно, не было. Но к цесаревичу приходили учителя. Первым учителем наследника был генерал-майор свиты Его Величества Александр Александрович Ресин, командир одной из самых элитных воинских частей, приближенных к императору Николаю II, Собственного Его Императорского Величества сводного пехотного полка – уроженец имения Рыбинское Бежецкого уезда Тверской губернии. Но по понятным причинам у него было не так много времени, поэтому по его рекомендации вторым учителем цесаревича стал надворный советник Александр Николаевич Зарубин, выпускник Императорского Лицея, причисленный к Первому департаменту Сената, он как любитель играл в народном оркестре В.В. Андреева. С 15 марта по 4 мая 1916 г. Зарубин дал цесаревичу 12 уроков игры на балалайке. Даже в ссылку, по свидетельствам историков, царская семья увозила из Александровского дворца две балалайки.

 

«Царскосельская газета» № 41 от 3.11.2022 г.

Добавить комментарий