Четверг 28 Марта 2024 года

АРХИВАРИУС: Памятник «Борцам за свободу»

Новые исторические сведения

Февральская революция 1917 г. привела к свержению самодержавия. Император Николай II отрекся от престола и содержался в Александровском дворце Царского Села.

«30 марта, четверг 1917 г. Сегодня происходили похороны «жертв революции» у нас в парке против середины Александровского дворца недалеко от Китайского. Слышны были звуки похоронного марша и марсельезы. К 5 1/2 уже все кончилось», – записал в личном дневнике Николай II.

Первое захоронение вне храмов и кладбищ появилось в Царском Селе после Февральской революции в связи с отказом от вековых традиций и обрядов похорон. Первоначальное предложение по захоронению жертв революции на плацу Екатерининского дворца было отвергнуто художественно-исторической комиссией по культурным ценностям. В итоге похороны состоялись в Александровском парке в центре Тройной аллеи из лип напротив окон дворца, где под охраной содержался бывший император с семьей. Согласно приказу Царскосельского комендантского управления № 21 от 17 марта 1917 г. по Царскосельскому гарнизону 30 марта 1917 г. в братскую могилу были погребены: «гвардии 1-го стрелкового полка команды связи стрелок Василий Середа, гвардии 2-го царскосельского стрелкового полка 4-й роты ефрейтор Иван Федоров, гвардии 2-го царскосельского стрелкового полка 4-й роты стрелок Алексей Орлов, Офицерской артиллерийской школы писарь Роман Иванов, тракторной школы 1-й запасной тяжелой артиллерийской бригады Николай Молодцов, 1-й батареи 1-й запасной тяжелой артиллерийской бригады канонир Роман Бухвалов» (РГВИА, ф. 16264, оп. 1, д. 3, л. 30).

Автор статьи обнаружил новый, ранее неизвестный дополнительный материал событий тех дней: публикацию журналиста, современника и участника похорон, напечатанную в приложении «Иллюстрированное Всемирное обозрение» к журналу «Родина» № 15 и № 16 за 1917 г. Надо отметить, что этот журнал в 1917 г. выходил ограниченным тиражом и в наше время является библиографической редкостью. Публикуем отрывок из статьи «Погребение жертв революции в Царском Селе»: «В бывшей императорской резиденции – Царском Селе, благодаря удивительной сплоченности местного гарнизона, примкнувшего к освободительному движению, и отсутствию сопротивления со стороны внешней и внутренней охраны бывших царских дворцов, поспешивших заявить о преданности новому строю, жертвами отдельных случайных выстрелов пало лишь семь человек. Погребение их состоялось тридцатого марта при участии почти всего местного гарнизона и населения и сопровождалось большою торжественностью. Все семь жертв борьбы за свободу погребены в общей братской могиле, находящейся в парке, невдалеке от Александровского дворца. Главные ворота его были открыты во все время прохождения грандиозной похоронной процессии, так что бывший император, совершавший в это время свою обычную дозволенную ему прогулку по парку, мог видеть все шествие с массою знамен и плакатов в честь павших борцов за свободу и слышать звуки марсельезы и иных революционных гимнов и песен, которые исполнялись оркестрами музыки и тысячами народа, следовавшими за гробами почивших жертв революции, установленными на артиллерийских лафетах. Рассказывают, что бывший император, узнав, что хоронят военных, выразил свое удивление тому, что опускание гробов в могилу не сопровождается салютом. Упомянув здесь о бывшем императоре, следует добавить, что он и его семья по-прежнему находится под самой строгой охраной, лишающей их и состоящих при них лиц всякого общения с внешним миром». Статью сопровождают иллюстрации, исполненные по фотографиям К. Васильева.

5 ноября 1917 г. состоялись похороны красногвардейцев, павших в боях 30 октября с войсками отряда Керенского-Краснова под Пулковом, в могилу вместе с жертвами Февральской революции. «В братскую могилу были подзахоронены солдаты Царскосельского гарнизона: Григорий Орлов, Максим Мирдов, Александр Семенов, Александр Серов, Иван Трушков» (цитата из книги «Царскосельский некрополь». СПб, 2014 г., стр. 98). Документального подтверждения этому списку не приводится. Н.И. де-Липпе-Липский в сборнике «Памятные дни». Из воспоминаний гвардейских стрелков» (Таллин, 1939 г., ч. 3) на стр. 71 пишет, что «жертв революции 30 октября было очень мало, человек 10-12, поэтому решили похоронить еще 4-х санитаров, пострадавших от снаряда унтер-офицера Шаруна, который, охваченный революционным порывом, дал два залпа из орудия в сторону буржуазии Царского Села и попал в военный госпиталь».

В Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга сохранилась докладная записка о том, что «19.06.1919 г. сгорел деревянный памятник на братской могиле Павшим революционерам в Александровском парке. Причина пока не установлена» (ЦГИА СПб, ф. 4352, оп. 1, д. 1, л. 70). В документе за 1920 год есть запись следующего содержания: «Просить В. И. Яковлева незамедлительно заготовить проект убранства братской могилы» (там же, д. 85, л. 18). Напомним, что Всеволод Иванович Яковлев, архитектор, искусствовед, в 1918 г. вошел в состав комиссии по управлению дворцами и парками Детского Села и Слуцка (Павловска).

В путеводителях по Ленинграду 1920–30-х гг. мемориал в Александровском парке Детского Села называется «Могила Жертв Революции». Советская историография, ставя на первое место Октябрьскую революцию, редко упоминала Февральскую буржуазную революцию. Захоронение в Александровском парке, включенное в перечень исторических охраняемых объектов Комитета по контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), названо как «Братская могила погибших во время Октябрьской революции и Гражданской войны 1917–1921 гг.». Памятник представляет собой обелиск из черного мрамора, на котором укреплена беломраморная доска с надписью: «Слава героям павшим в борьбе за Великий Октябрь». В советское время обелиск окружал цветник в форме пятиконечной звезды из ярко-красных цветов сальвии.

 

07

Памятник на братской могиле, 2015 год. Фото автора.

03

001

Шествие похоронной процессии по Колпинской (Пушкинской) ул.,
слева видна часть здания Царскосельской женской гимназии.

02

Погребение борцов за свободу в Царском Селе.

05

 

Алексей ВЕКШИН,Санкт-Петербург

«Царскосельская газета» № 46, 2016 г.

Добавить комментарий