Место встречи – музей
Возвращение в прошлое
В Историко-литературном музее города Пушкина открылась выставка «Остановись, мгновенье! Развитие фотографии в Царском Селе».
Оказавшись в выставочном зале второго этажа, посетители совершают путешествие в прошлое, погружаясь в атмосферу Царского Села конца XIX – начала XX века. На рекламной тумбе – фотографии семей Голлербахов, Васенко, Левицких. На стенах – множество снимков, с которых смотрят милые девчачьи лица выпускниц Мариинской женской гимназии, а на планшетах – виды города.
На открытии выставки, состоявшемся 18 ноября, гости музея смогли увидеть, как царскоселы приходили в фотоателье для съемки: сценку убедительно разыграли ребята из клуба «София» (руководитель Елена Толоконина). После окончания торжественной части сотрудник музея Татьяна Горшкова провела для всех желающих экскурсию по экспозиции и рассказала о том, как развивалось искусство фотографии в нашем городе.
Фотография была изобретена во Франции в первой половине XIX века, и новый вид искусства быстро завоевал популярность во всем мире. В Санкт-Петербурге первые салоны светописи (так тогда называли фотографию) появились в 1841 году: открывать их можно было только по разрешению градоначальника (а в других городах империи – местного губернатора). Указ, разрешающий открывать фотоателье в Царском Селе, появился в 1866 году.
Одним из самых популярных до революции было фотоателье фирмы «К.Е.фон Ган и Ко» (улица Широкая, дом Бернаскони). Оно открылось в 1887 году и было расположено у железнодорожной станции, что привлекало большую клиентуру: ведь на льготных проездных железнодорожных билетах учащихся гимназий, реальных училищ и других учебных заведений должны были быть фотографии. Мастерскую содержала жена помощника старшего инженера-механика Казимира-Людвига Евгеньевна Якобсон, урожденная Ган. Совладельцем ателье был замечательный мастер фотографии Александр Карлович Ягельский.
Часто фотоателье меняли своих хозяев. Так, с 1878 года у ателье Вильгельма Лапре на Московской улице, дом 21 появился новый владелец – Люциан Станиславович Городецкий, один из первых российских кинооператоров, придворный фотограф Николая II в первые годы его царствования. Именно в этом ателье была выполнена фотография Николая Гумилева и Анны Ахматовой с сыном Львом. На плане Царского Села, который нарисовала Анна Ахматова (он представлен на выставке), есть этот дом с ее подписью: «фото город».
В Историко-литературном музее хранится обширная коллекция фотографических изображений конца XIX – начала XX века. Это и фотографии улиц, домов, событий, это и снимки людей.
На последних можно увидеть представителей всех социальных слоев предреволюционной России – здесь и купцы, и дворяне, и военные, и интеллигенция, и рабочие… Так, на одной из старинных фотографий, представленных на выставке, мы можем увидеть царскосельского дворника Савелия Елисеевича Гультяева.
Выставка «Остановись, мгновенье!» состоит из нескольких разделов. Один из них посвящен почтовым открыткам с видами Царского Села, выпущенным Общиной Святой Евгении. Часть из них – из фондов музея, часть – из коллекции, собранной другом музея Игорем Павловичем Пахоруковым. Как рассказал на открытии выставки сын коллекционера Константин, интерес к почтовым открыткам с видами Царского Села проявился у его отца рано. С детства вторым домом для него были Екатерининский дворец и парк (где с 1950-х годов работал его отец Павел Иванович Пахоруков). Дворец и парк – как и весь город – были разрушены и восстанавливались с трудом.
И у Игоря Павловича появилось непреодолимое желание увидеть первоначальный облик творений великих зодчих прошлого. Он на протяжении всей своей жизни внимательно изучал историю Царского Села по архивным документам, знал историю многих городских улиц, домов и памятников. Будучи сам увлеченным фотографом, коллекционер сумел оценить творчество первых «фотографщиков» (так тогда называли фотографов), и теперь почтовые открытки из его коллекции позволяют нам увидеть далекое прошлое Царского Села.
Директор Историко-литературного музея Елена Лермонтова, выступая на открытии, отметила, что дружба и сотрудничество с Игорем Пахоруковым сыграли важную роль в истории музея, и поблагодарила Елену Дмитриевну Пахорукову, вдову коллекционера, за помощь в создании экспозиции.
Теплые слова звучали и в адрес Марии Родигиной, хранителя архива архитектора Высочайшего двора Сильвио Данини, которая внесла огромный вклад в создание экспозиции. Посетители музея, которые раньше не знали, что Данини был не только великим архитектором, но и прекрасным фотографом, теперь могут увидеть сделанные им снимки.
В знаменитом путеводителе Сергея Вильчковского «Царское Село», выпущенном в 1911 году, отмечается, что в 1910 году из тридцати с небольшим тысяч жителей нашего города 6790 человек были военными, а отставных военных с их семьями было 1655 человек. Неудивительно, что фотографиям военных посвящен отдельный раздел выставки. Во всех царскосельских фотоателье их принимали с особым почетом, а фотографы Люциан Городецкий и Вильгельм Лапре снимали военные парады и смотры всех частей, проходившие в царскосельской резиденции. Фотографий, на которых изображены парады, караулы и отдельные представители лейб-гвардии – кирасиры, гусары, стрелки – в музее представлено множество.
Выставка «Остановись, мгновенье! Развитие фотографии в Царском Селе» будет работать до
12 марта 2023 года.
Марина Орлова
Фото автора
«Царскосельская газета» № 44 от 24.11.2022
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.