Среда 08 Мая 2024 года

Люди Царского Села

«Где-то тут…»
(к 160-летию Варвары Матвеевны Баруздиной)

Жизнь многих выдающихся деятелей отечественного искусства была связана с Царским Селом. Сегодня наш рассказ о Варваре Матвеевне Баруздиной, имя которой теперь не на слуху. Оно затерялось среди имен других учеников «всеобщего педагога русских художников» Павла Петровича Чистякова, через мастерскую которого прошли великие живописцы конца XIX – начала ХХ века: И. Репин, В. Поленов, В. Суриков, В. Васнецов, М. Врубель, В. Серов, В. Борисов-Мусатов, И. Крамской, В. Савинский и др. Варвара Матвеевна в этой плеяде незаметна. Однако она занимала в ней достойное место.

В Петербурге из Красного Холма
В.М. Баруздина родилась 7 (19) декабря 1862 г. в Красном Холме, заштатном городе Весьегонского уезда Тверской губернии, и была дочерью младшей сестры Чистякова. Получив должность адъюнкт-профессора Императорской Академии художеств, Павел Петрович перевез свою овдовевшую мать в столицу. Покинула отчий дом и его племянница. «Мне было двенадцать с половиной лет, когда в мае 1875 года я приехала из провинции в Петербург, в семью моего дяди, П.П. Чистякова, родного брата моей матери», – вспоминала Баруздина.
Вскоре после переезда Павел Петрович начал учить племянницу рисованию. В течение первых пяти лет (1875–1880 гг.) Варвара Матвеевна была на домашнем обучении. Дядя проявлял к ней строгость. «Эти мои ошибки и его замечания были для меня хорошим уроком и остались памятны на всю жизнь», – писала позже Варвара Матвеевна. Сам Чистяков считал, что только трое из учеников в полной мере восприняли его систему: Баруздина, Серов и Савинский.

В Академии художеств
С 1880 по 1885 г. Варвара Матвеевна посещала классы Императорской Академии художеств в качестве вольноприходящей ученицы, после чего получила свидетельство о прохождении курса. Став профессиональным художником, она участвовала в академических выставках в Петербурге/Петрограде (1888–1916), в Киеве (1888–1889) и в Казани (1889); в выставках Дамского художественного кружка (1889), Общества русских акварелистов (1890), Московского общества любителей художеств (1895–1896), в Первой Государственной свободной выставке произведений искусства в Петрограде (1919), в VI выставке Общины художников при Академии художеств в Ленинграде (1925) и других.
В 1890 г. в Академии была выставлена картина «Бабушка», ставшая едва ли не последним прижизненным изображением матери П.П. Чистякова. За этот портрет Баруздину наградили большой поощрительной серебряной медалью. В «Вестнике изящных искусств» о нем писали: «Эта картина… обращала на себя общее внимание на последней выставке нашей Академии, благодаря достоинствам ее исполнения… Эти достоинства получили признание не только со стороны публики и журнальной критики, но и вполне компетентных судей, так как «Бабушка» попала в число картин, купленных Академией на счет Высочайше жалуемых ей средств для приобретения лучших произведений с выставки». И далее: работы В.М. Баруздиной «дают повод пророчить художнице еще больший успех на избранном ею поприще, если она будет трудиться на нем с прежним усердием».

В музеях и галереях
Усердия Варваре Матвеевне было не занимать. Она работала много, в различных жанрах (преимущественно в портретном, бытовом, пейзажном) и в разных техниках (масло, акварель, тушь, гуашь, уголь, пастель, карандаш). Ее живописные и графические работы хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Государственном литературном музее в Москве, Ульяновском областном художественном музее, в Доме-музее М.А. Волошина в Коктебеле, а также в частных коллекциях. Значительное собрание произведений Баруздиной находится в Научно-исследовательском музее при Российской Академии художеств, филиалом которого является Дом-музей Чистякова в Пушкине (Московское шоссе, д. 23). Это живописные портреты натурщика Альберто, О.Э. Мейер, А.П. Чистяковой-Мерц, Ю.Ф. Львовой, А.В. Унковской, В.П. Чистякова, Ш. Забокрицкого, В.Э. Видемана; этюды с О.А. Ваксель: «Голова вакханки», «Девушка со светильником» и «Женщина в покрывале со светильником»; рисунки и эскизы к картинам «Бабушка», «Шах королю», «В разлуке», «Князь Серебряный»; несколько перовых рисунков, среди которых «Пимен и Григорий», «Голова Гермеса», портрет О.А. Ваксель и другие.
Летом 2012 г., к 150-летию В.М. Баруздиной, в Доме-музее П.П. Чистякова прошла ее персональная фондовая выставка.

В шкафу на Таврической
Увлеченно занимаясь творчеством, Варвара Матвеевна не уделяла особого внимания бытовым условиям. Своей семьи она не имела и обитала то при монастырях, то у знакомых, но чаще – у родных. До 1912 г. Чистяковы занимали казенную квартиру в здании Академии художеств. В 1878 г. Павел Петрович приобрел дачный участок во Фридентальской колонии Царского Села, на котором построил двухэтажный деревянный дом. Перед выходом Чистякова в отставку его царскосельская дача была приспособлена под круглогодичное проживание семьи. Нередко Варвара Матвеевна жила у друзей на Таврической улице. Местом ее обитания там был… платяной шкаф, откуда она наблюдала и зарисовывала жизнь домочадцев. Эту не-обычную ситуацию описал театровед и прозаик А.С. Ласкин: «Места в доме горбатая художница занимала столько же, сколько ее мольберт. Ростом она была с большую куклу. Не будь шкафа – ей подошли бы игрушечный грот или барсучья нора. Когда в шкаф провели электричество, то он превратился почти что в комнату. Здесь Варваре Матвеевне удавалось не только читать, но даже рисовать».

В чистяковском доме
После 1932 г. Баруздина окончательно вернулась в детскосельский дом, на втором этаже которого у нее была комнатка ненамного больше шкафа на Таврической. Здесь она провела около десяти последних лет жизни. Павел Петрович умер в 1919 г., его жена скончалось годом раньше. До 1928 г. семейный очаг хранила их дочь, Вера Павловна. После ее кончины дом перешел под присмотр «Кружка имени П.П. Чистякова» и В.М. Баруздиной.
Вокруг Варвары Матвеевны в Детском Селе собрались художники, желавшие совершенствоваться под ее руководством. Сообща они нанимали натурщиков и натурщиц. Опираясь на систему обучения, разработанную Павлом Петровичем, племянница продолжила его дело. Она сохранила память о своем дяде, написав воспоминания о нем. В предвоенные годы проиллюстрировала книгу И.В. Гинзбург «Чистяков и его педагогическая система».
По отзывам современников, Варвара Матвеевна была скромна, трудолюбива и доброжелательна. Она увлекалась теософией и идеями женской эмансипации; любила спорить, делала это с жаром, но добродушно. Не отличаясь внешней привлекательностью, была артистична и обладала чувством юмора.
В чистяковском доме было сделано несколько фотографий, запечатлевших черты Баруздиной. На одной, снятой на крыльце в 1886 г., ей нет еще 24 лет. За плечами – Академия художеств, впереди – долгая жизнь. На другой, 1900-х гг., сделанной на балконе, Варваре Матвеевне около 40 лет, она взрослая женщина и зрелый художник. Третья, одиночная фотография, стоящая на крышке рояля в гостиной, сохранила черты пожилой Баруздиной. Легко угадывается она в мастерской на групповом снимке участников чествования памяти П.П. Чистякова в год его 100-летия (1932 г.).

Под окнами дядиной мастерской
Жизненный путь 80-летней Баруздиной оборвался зимой 1941–1942 гг. в оккупированном немцами Пушкине. Родственники не решились везти ее тело на кладбище и по-хоронили рядом с розовым кустом под окнами дядиной мастерской. Через несколько лет исчез могильный крест, затем куст, затем память о месте захоронения. И даже дату смерти никто уже не мог припомнить.
Рассказ о Варваре Матвеевне завершим словами из книги А.С. Ласкина: «Всю жизнь Баруздина находилась «где-то тут». Поэтому домашние за нее особенно не волновались: все знали, что она непременно объявится в нужный момент. Просеменит быстро-быстро, внесет большой чайник, пригласит к столу… Вот и сейчас она покинула дом и в то же время осталась «где-то тут». Лежит себе Варвара Матвеевна совсем рядом с домом-музеем дяди Павла Петровича, прислушивается к птичьим голосам и скрипу калитки. Кто это к нам идет? Обсуждает дела семейства? Называет ее хранительницей очага?.. Мир ее праху!».

Наталья Свечникова
Фото предоставлено автором

«Царскосельская газета» № 47 от 15.12.2022 г.

Добавить комментарий