Понедельник 25 Ноября 2024 года

Выставка «Трагедия красоты»

Ленинград ценой неимоверных усилий и жертв выстоял, не пустив врага, но Пушкин и Павловск, два его блистательных пригорода, более двух лет были оккупированы фашистами. К 24 января 1944 года, ко дню освобождения, большинство домов в Павловске и Пушкине были разрушены, а обе великолепные царские резиденции пострадали так, что обсуждался вопрос об их полном сносе. О людях, не допустивших полного исчезновения с лица земли этих блистательных образцов зодчества, мы говорим довольно редко – и знаем о них порой немногое. Об Ие Альфонсовне Михранянц заговорили только летом прошлого года: впервые ее имя было упомянуто в материалах выставки «Руины на бумаге», проходившей в Камероновой галерее.


Между тем эта художница сыграла особую роль в деле спасения и возрождения наших великолепных дворцов. Выставка, открывшаяся в Историко-литературном музее, – первая возможность подробнее познакомиться с личностью и биографией Ии Михранянц. Среди вещей художницы, представленных на выставке – «Личная книжка участника восстановления городского хозяйства». Такие документы начали выдавать в 1944 году по решению Ленгорисполкома. В них указывались норма часов в неделю, которые все, исключая детей, инвалидов и стариков, должны были отработать на восстановительных работах. Ия Альфонсовна, отрабатывая 30 таких часов, по собственной инициативе начала фиксировать на бумаге разрушения, причиненные памятникам архитектуры в пригородах Ленинграда. Никаких денег за такую общественную работу, разумеется, не выплачивалось, а окончились они только в 1946 году. Спустя десять лет эти «личные книжки» стали основанием для награждения их обладателей медалями в честь 250-летия Ленинграда. Но Михранянц сохранила свою книжку, отказавшись менять ее на медаль.
Выполненная Ией Михранянц серия графических работ вошла в число самых узнаваемых произведений о послевоенном Пушкине. Скорбные и в то же время жизнеутверждающие, символизирующие надежду на возрождение рисунки, соединяющие в себе документальную точность и художественность, считаются большими достижениями и самой Ии Альфонсовны, и всей ленинградской графики тех лет.
О частной жизни Ии Альфонсовны Михранянц известно до обидного мало.
– Я помню, как Ия Альфонсовна приходила в Екатерининский дворец, а после ее ухода наши дамы шептались: «она из бывших», – рассказывает старший научный сотрудник ГМЗ «Царское Село» Лариса Бардовская. Однако на самом деле происхождение художницы до сих пор вызывает споры у специалистов. Ия Альфонсовна родилась в 1908 году на Петроградской стороне, в доме № 34 на Зверинской улице. Первые уроки рисования получила в семье. Окончила отделение книжной графики Художественно-промышленного техникума. До войны работала в многочисленных научных экспедициях, где и зародился ее особый «репортажный» стиль. Пережив в Ленинграде первую блокадную зиму, Ия Михранянц в марте 1942 года была эвакуирована в город Сызрань, занималась наглядной агитацией, работала в «Окнах ТАСС». В 1942 году была принята в Куйбышевское отделение Союза художников, и в том же году командирована в Сталинград.
С городом Пушкиным было связано более сорока лет ее жизни. Она переехала сюда в 1946 году, а 26 июля 1983 года скончалась в своей небольшой квартире на Ленинградской улице и похоронена на Казанском кладбище города Пушкина, рядом с могилами Павла Петровича Чистякова, Ольги Дмитриевны Форш, и своего супруга – Георгия Петровича Фитингофа.

Вера ЛЕОНТЬЕВА
«Царскосельская газета» № 4, 02.02.2023

Добавить комментарий