Александровский дворец – реставрация продолжается
В Александровском дворце музея-заповедника «Царское Село» открылся после реставрации Зал с горкой. Он входит в парадную анфиладу, его отделка выполнена в конце XVIII века по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Впервые за 80 лет он предстал перед посетителями таким, каким он был перед началом Великой Отечественной войны. Это четырнадцатый по счету интерьер, открытый в ходе масштабной реставрации дворца. Со 2 февраля Зал с горкой вошел в экскурсионный маршрут.
При поддержке меценатов
Личные апартаменты императора Николая II и его супруги Александры Федоровны в Александровском дворце стали доступны для посетителей в августе 2021 года. Реставрация дворца началась в 2012 году и ведется в основном за счет средств, выделяемых Министерством культуры РФ, а также за счет собственных средств музея. Но в последние годы бюджетное финансирование несколько затормозилось, поэтому руководство музея благодарно фонду «Транссоюз», при существенной поддержке которого была воссоздана декоративная отделка Зала с горкой.
На торжественной церемонии открытия нового зала директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова озвучила главную идею, которая осуществляется при реставрации и создании экспозиции в Александровском дворце: – Мы этим залом продолжаем нашу необычную экспозицию, в которой решили показать закрытую жизнь императора Николая II, а именно семейную обстановку, исключающую присутствие посторонних, обстановку любви друг к другу. Экспозиция подчеркивает интимность этих интерьеров со всеми присущими ей звуками, запахами. И Зал с горкой завершает эту тему семейных радостей, демонстрируя, на мой взгляд, забавный экспонат – горку…
Директор музея-заповедника пояснила, что работы продолжались два года, на них было затрачено около 35 миллионов рублей. И радостно, что в воссоздании отделки этого необычного интерьера приняли участие меценаты, в том числе и те, которые пожелали остаться неизвестными. Так, накануне открытия Зала с горкой они подарили для него некоторые предметы убранства.
По следам знаменитого Кваренги
Зал с горкой получил свое название благодаря своему главному композиционному элементу: в 1833 году по повелению Николая I и императрицы Александры Федоровны здесь установили привезенную из Аничкова дворца катальную горку, которую подарила императорским детям бабушка – вдовст-вующая императрица Мария Федоровна. Дети императорской четы скатывались с горки на ковриках. Горка, претерпев ремонт в 1843 году, находилась в зале почти сто лет, до 1941 года. Проект реставрации интерьера разработали специалисты Архитектурного бюро «Студия 44»; реставрацию интерьера и воссоздание горки по собственному проекту выполнили в 2019-2021 годах специалисты «ПСБ «ЖилСтрой».
Интерьер зала, как и других помещений парадной анфилады, сохранил некоторые элементы подлинной отделки. В процессе работ были отреставрированы искусственный мрамор стен светло-серого и сиреневого оттенков, наборный паркет и камин. По историческим фотографиям воссоздан живописный фриз, имитирующий искусственный мрамор, а также дубовые дверные и оконные заполнения. Бережное отношение к историческому интерьеру подчеркивают сохраненные подлинные фрагменты искусственного мрамора (они более темного оттенка, чем воссозданные).
Во время работ в люнетах (архитектурных пространствах в форме полумесяца) под поздней окраской была обнаружена подлинная масляная живопись на холсте, имитирующая окна, ее расчистили, а утраты восполнили. В ходе реставрации потолка стало ясно, что розетка в его центре, считавшаяся лепной, – металлическая, подлинная, появившаяся в зале скорее всего в ходе ремонта в 1840-х годах; ее демонтировали, привели в порядок и установили на место. Для освещения зала специалистами Царскосельской янтарной мастерской по историческому образцу был разработан проект люстры на 40 свечей, а сложную и кропотливую работу по ее созданию выполнили в мастерской «Студия Южаковой».
В экспозицию вошли: мебель (из собрания музея); предметы убранства из бронзы и фарфора, в том числе парные фарфоровые вазы на камине и каминный экран, которые исторически происходят из этого интерьера; бронзовые часы и канделябры с фигурами Орфея и Эвридики.
Горка из ясеня была воссоздана по многочисленной иконографии, а так как сохранилось много подлинного паркета, то реставраторы легко вычислили, какого она была размера.
Зал с горкой стал четырнадцатым отреставрированным интерьером Александровского дворца. С его реставрацией, как сказала заместитель директора по науке Ираида Ботт, задается вектор дальнейших работ – окончательной реставрации парад-ной анфилады Джакомо Кваренги, из которой первым залом и стал Зал с горкой.
На очереди Портретный, Овальный, Малиновый залы и спальня Николая I, которая стала церковью (при последнем императоре). Таким образом, парадная анфилада знаменитого Кваренги будет возвращена к жизни. Остальным помещениям Александровского дворца из-за невозможности заполнения не предусмотрено возвращать исторические интерьеры. В части из них разместятся входная зона, детский центр, а также служебные помещения.
Из истории
Первоначально в архивных документах 1796–1809 годов этот интерьер назывался Первой парадной комнатой. По проекту Джакомо Кваренги стены были отделаны разноцветным «фальшивым» мрамором и украшены пилястрами с капителями. Помещение отапливалось «штучной изразчатой» печью с медными и железными дверцами. На полу был дубовый паркет. Потолок был расписан «под лепную работу» живописцами Джакомо и Феррари. В 1809 году Новый (Александровский) дворец был передан в ведение Царскосельского дворцового правления. В составленной описи для этого интерьера указаны замена конструктивных элементов и исправления живописи и «фальшивого» мрамора.
Мебельный гарнитур Первой парадной комнаты состоял из четырех золоченых с мраморными досками консольных столов, восьми золоченых кресел и 12 стульев. На стене висело большое зеркало в золоченой с окраской раме. Для освещения использовали две хрустальные жирандоли.
В 1833 году по повелению императора Николая I и императрицы Александры Федоровны в этом интерьере была поставлена катальная горка. Парадный зал, «где Катальная гора», расположенный между Портретным и Библиотекой, стали со временем называть «Горковый», а потом – Зал с горкой.
В 1836 году для освещения Зала с горкой была прислана люстра «бронзовая о 40 трубок».
В 1840-х годах в Зале с горкой делали ремонт, связанный с устройством «теплых полов» – отопления по так называемой системе Амосова. В этот период в Зале с горкой были побелены потолки, сделан мраморный камин, заменен паркет, столярным мастером Болгагеном переделана катальная горка.
Об использовании катальной горки директор Объединения дворцов и парков Детского Села Всеволод Яковлев писал: «Горка, занимающая середину продолговатой залы, поставлена при Николае I; его дети скатывались с нее на ковриках. В последнее царствование во время парадных завтраков и обедов возле горки располагался оркестр; под нею обычно хранились велосипеды Николая II и его детей. Ныне здесь размещены игрушечные автомобили… и два экипажа с велосипедным ходом, поднесенные кем-то сыну Николая II».
Подготовила Марина ОРЛОВА
Фото ГМЗ «Царское Село»
«Царскосельская газета» № 6 от 16.02.2023 г.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.