Педагогическое проектирование: новый взгляд на работу школы
Год педагога и наставника
Школьники и родители давно привыкли, что учитель – это друг и наставник, который всегда поможет, подскажет, направит. А кто поможет учителю? К кому учитель придет за советом? Верно, к другому учителю! Но грамотно организовать педагогическое сообщество– это тоже непростая задача. Наш разговор с директором Информационно-методического центра Пушкинского района (ИМЦ) Любовью Геннадьевной Серовой.
– Любовь Геннадьевна, на примере каких проектов удается успешно объединить силы разных педагогов: молодых и опытных, креативных и рациональных, строгих предметников и популяризаторов цифровых технологий?
– Наша цель – организовать в районе педагогическое сообщество, создать прочные творческие связи между образовательными учреждениями, – считает Любовь Геннадьевна. – Объединяя людей в группы, мы тем самым создаем условия для взаимодействия, общения, обмена опытом. Для педагогов очень важно иметь возможность представить свои идеи коллегам, получить экспертную оценку, принять участие в профессиональном диалоге и больше узнать друг о друге. Это, несомненно, обеспечивает развитие районной образовательной системы. А для того, чтобы включать молодых в процесс работы, чтобы выстраивать отношения с опытными учителями, мы создаем разного рода проекты. Две последние программы развития (2016 и 2020 годов) имеют проектные основы. Это принципиальная позиция отдела образования района и методической службы. Проекты позволяют быстро реагировать на возникающие изменения и вызовы времени. В такую деятельность педагоги активно включаются, и результаты проведенной работы очевиднее.
Все проекты в Пушкинском районе реализуются в разные периоды времени. Есть краткосрочные – рассчитанные на один год, например, в Год театра проходил проект «Любите ли вы театр?», в Год литературы – «Вдохновение», в год науки – «Эврика». Воспитатели и учителя имели возможность представить свои сценарии, театральные постановки, поэтические, прозаические произведения, методические разработки по организации исследовательской деятельности. Есть и многолетние проекты.
В 2014 году был запущен проект «ПеЛиКАН» – Педагогическая лига креативных, активных, неравнодушных. Он оказался очень востребованным, и теперь в Пушкинском районе есть своя электронная газета для педагогов, ее можно увидеть на сайте ИМЦ. Ежемесячно там появляется до 40 публикаций по разным темам. Своим опытом делятся районно-методические объединения, молодые учителя и руководители школ. Или пример, проект «Учитель XXI века» был рассчитан на год-два. Он создавался в 2010 году с целью помочь молодым учителям адаптироваться в школе. Какие условия создать, чтобы они почувствовали себя частью большого педагогического сообщества? Проект был адресован Году учителя, но оказался весьма успешен, и в 2014 году мы его запустили снова.
Еще один долгосрочный проект – «УниКУМ» (Универсальная Команда Управленческого Мастерства) – реализуется в районе уже третий год. Проект помогает руководителям образовательных учреждений и их административным командам в условиях многозадачности успешно внедрять новые технологии и методики, позволяющие эффективно управлять образовательным учреждением.
Директора школ, участвовавшие в проекте «УниКУМ»
(Универсальная Команда Управленческого Мастерства) в 2022 году
– Расскажите подробнее об этом проекте.
– У нас много проектов – и для молодых учителей, и для опытных, но нам хотелось включить в работу управленцев – директоров школ и их заместителей. Мы прекрасно понимаем, что администраторы максимально загружены, что люди работают в сложных условиях, в переполненных школах. Тем не менее очень важно, чтобы креативная искра была внутри команды. Так и появился проект «УниКУМ». Зная, какие темы изучаются и исследуются на региональном уровне, мы пытаемся через этот проект под-толкнуть административные команды к творческому общению, к самоанализу и предложению своих вариантов решения.
В начале февраля новая семерка команд приступила к работе. В 2023 году в проекте участвуют школы №№ 257, 335, 409, 459, 606, 607 и лицей № 408. Первое задание – это, конечно, визитная карточка, фотография в креативном ключе, рассказ об участниках проекта. А потом команды будут решать интересные административные задачи. Ежемесячно до пятого числа каждая школа-участник получает задание и две недели (до двадцатого числа) – на его выполнение. Условие одно – ответ должен быть максимально конкретным, емким и кратким, изложенным на листе формата А4. Это может быть схема, модель, рисунок, эссе, возможно, метафора с комментарием – все то, на что административная команда выйдет в результате мозгового штурма. В результате мы имеем семь вариантов решения какой-то задачи. Например, как творчески представить ваш педагогический коллектив? Как адаптировать молодых педагогов в своем учреждении? Каков ваш сценарий самого эффективного и короткого совещания? После завершения проекта участники могут с этими материалами ознакомиться.
Подчеркну, что проект – это не соревнование, хотя мы и анализируем все работы участников. У нас меняется состав экспертов, я даже предлагаю коллегам из других районов посмотреть на эти варианты, чтобы услышать их мнение. Очная встреча – самое яркое событие проекта, мы проводим ее в декабре. Здесь команды представляют два домашних задания и участвуют в двух экспромтах. Такой своеобразный вариант административного КВНа. В педагогической среде этот формат очень востребован, потому что участники погружаются в атмосферу творчества, самовыражения, испытывают радость от общения и возможности поработать в смешанных командах. Задания придумываются для группы директоров, группы заместителей по учебной и воспитательной работе. Этот проект нам кажется интересным, и аналогичных мы пока не встречали. По замыслу разработчиков команды всех школ района должны через него пройти. Отмечу, что уже задуман и проработан специальный проект для школ-интернатов, поскольку у них своя специфика. Надеемся, что в 2025 году «УниКУМ» будет реализован полностью.
– Как определяется очередность участия административных команд?
– Программа проекта расписана на пять лет, и группы сформированы по определенному принципу. Мы обязательно учитываем, чтобы в группе были разные учреждения, например, статусные (у них есть свои особенности и другие возможности, которых нет у обычных школ) или недавно открытые (это новые административные команды, им данный проект поможет сплотиться, оценить свои силы, помочь друг другу). Есть учреждения, которые испытывают определенные трудности, и проект будет способствовать переосмыслению ситуации. Мы стараемся формировать группы по принципу «разные и потому интересные». Любопытно посмотреть, как поставленные задачи решают «опытные», успешно развивающиеся учреждения и учреждения, история которых только начинается… Согласитесь, в этом есть определенный смысл.
– Сейчас проект реализуется на уровне района, есть ли возможность его дальнейшего продвижения?
– Все 18 районов Санкт-Петербурга реализуют свои проекты. Мы сотрудничаем с Петроградским районом в части работы с одаренными детьми, с Кировским районом в части работы с молодыми педагогами. «УниКУМ» мы хотим отработать до конца с нашими школами, и следующий этап будет, кончено, уже другого уровня. После 2025 года станет понятно, куда двигаться дальше.
– Как вы оцениваете успешность проекта на данном этапе?
– Я считаю, что задача выполняется в полной мере. Руководители положительно отзываются о нашей работе. Здесь нет смысла кривить душой, очень хорошо об этом сказала на открытии Года педагога и наставника 18 января 2023 года Лариса Евгеньевна Короваева, директор школы № 511: «Сначала всё воспринимается как дополнительная нагрузка, но когда погружаешься, то начинаешь осознавать, что для самоанализа, для определения перспектив, для разработки инновационных идей проект очень полезен». Директора говорят, что они иначе взглянули на своих помощников, обнаружили в них те возможности и способности, которых раньше не замечали, а значит, и не использовали, а еще поняли, кому с кем комфортнее работать, пересмотрели функционал.
Для нас, методистов, после того как мы оценили материалы, которые нам представили первые 14 команд, это стало подспорьем для дальнейшей работы. Мы актуализируем тематику семинаров, меняем некоторые блоки образовательных программ повышения квалификации, понимаем, чей опыт нужно транслировать дальше, а какой школе нужно помочь, например, провести краткосрочные курсы, обучить заместителей.
– Вы упомянули, что проект будет адаптирован для школ-интернатов. Будет ли нечто подобное для дошкольных учреждений?
– Сейчас наши дошкольные учреждения активно реализуют свои идеи. Процесс идет: сначала это было два-три учреждения, сейчас уже одиннадцать включились в проектную деятельность. В перспективе есть задумка, которую мы реализуем года через полтора – «проект проектов» – ярмарка идей, презентация авторских разработок, получивших распространение и востребованных коллегами.
Алиса ИВАНОВА
Фото Константина БЕЛАША, ЦДЮТТИТ Пушкинского района
«Царскосельская газета» № 6 от 16.02.2023 г.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.