Понедельник 25 Ноября 2024 года

Выставка: Грани творчества мастера

До конца марта в читальном зале Центральной районной библиотеки им. Д.Н. Мамина-Сибиряка работает выставка художника Владимира Верещагина «Пройдет и это». Как считает сам художник, это – небольшая, но значимая для него выставка, поскольку на ней представлены все грани творчества мастера: живопись, графика и экслибрисы.

Из биографии

Владимир Верещагин родился в городе Онеге Архангельской области в 1949 году, в 1951-м семья переехала в Ленинград (родители участвовали в восстановлении Ижорского завода). Мальчик рано почувствовал тягу к рисованию, окончил  художественную школу № 190, а затем Мухинское училище (ныне – Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица),  а увлечение малоформатной графикой и созданием экслибрисов  позволило определиться с творческим путем. Более 12 лет Владимир проработал в Художественно-оформительской мастерской
в Вырице. В 1986 году он стал членом Союза художников  и с тех пор занимался частными заказами, причисляя себя к свободным художникам.

Экслибрис как объект коллекционирования

В последней трети ХХ века в Союзе художников выделилась группа графиков, которые по-новому увидели возможности экслибриса. Во многом этому способствовало их участие в клубе экслибриса под председательством В.В. Худолея, работавшем на площадке Дворца культуры им. Ленсовета. Новый взгляд на использование книжных знаков позволил сделать экслибрис востребованным не только среди «книжных червей» – он стал самостоятельным предметом коллекционирования.
В 1986 году в Ленинград из Бельгии приехал коллекционер Ян Бругерман. Он посмотрел работы Верещагина и попросил познакомить его с ленинградскими и московскими художниками. Тогда, с легкой руки Владимира Евгеньевича, и началась экспансия советских мастеров экслибриса на Запад, их участие в международных выставках.
С начала 2000-х годов Владимир Верещагин делает все, что в его силах, по продвижению Царского Села как культурного центра Санкт-Петербурга. Надо признаться, ему во многом это удается. Он стал организатором и куратором как собственных, так и объединенных выставок художников в  разных регионах России и за рубежом.  В 1998 в Манеже прошел XVII Международный конгресс экслибриса, на который прислали свои работы свыше 400 художников из разных стран. Это стало возможным благодаря авторитету Верещагина и петербургских художников Ю. Люкшина, В. Мишина, В. Брылякова. Владимир Евгеньевич первым из графиков нашего города принял участие в XVIII Всемирном конгрессе экслибрисов за границей. Большую работу проделал Верещагин при создании выставки  к 300-летию Царского Села, которая прошла на площадке Союза художников Санкт-Петербурга на Большой Морской, 38.

Каждый найдет что-то свое
Работы, представленные на выставке в библиотеке, разнообразны, и, безусловно, каждый посетитель найдет здесь что-то свое. Кому-то будут по сердцу гравюры на пластике, изображающие деревеньки, речки, церкви Поморского Севера. Найдут своего ценителя лирические пейзажи Санкт-Петербурга и Пушкина. Почти все эти работы выполнены в технике акватинты. Техника гравирования на металле позволяет работать не линией и штрихом, а пятном, тем самым создавая тональные переходы. Вот отчего появляется тихая прелесть городских пейзажей в работах «Дремлющий город»,
«В поздний час». Кто-то наверняка задержится у живописных работ «Автолавка приехала» или » Хорошая улица Ручьевая», а кому-то запомнятся, а может, и удивят картины «Семь грехов», «Последняя сказка», «Он – и она».
Конечно, Владимир Верещагин не мог не представить на выставке и свои экслибрисы. Они выполнены с большим мастерством, а для придания колорита еще и раскрашены акварелью.
Стоит добавить, что произведения Владимира Верещагина находятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Всероссийского музея А.С. Пушкина, ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Павловск», Российской национальной библиотеки, Королевского музея изящных искусств (Антверпен), Музея истории США (Смитсониевский институт), Музея истории Санкт-Петербурга, Государственного музея городской скульптуры (Санкт-Петербург), Майнцкого музея Гуттенберга
(Германия).
Марина Орлова
Фото автора, Хариса Шахмаметьева

«Царскосельская газета» № 10 от 16.03.2023

Добавить комментарий